МАЙ ============ ПРЕДИСЛОВИЕ 1 мая МУЖЕСТВО 2 мая СЛОВО 3 мая ЗНАНИЕ 4 мая СИЛА МЫСЛИ 5 мая ВОСПИТАНИЕ 6 мая ВЕГЕТАРИАНСТВО 7 мая ВСЕ В СЕБЕ 8 мая СМИРЕНИЕ 9 мая УСИЛИЕ 10 мая ДУХ 11 мая ИДЕАЛ 12 мая СМЕРТЬ 13 мая ВСЕ В СЕБЕ 14 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 мая ИСТИНА 16 мая ВЕРА 17 мая ЮРОДСТВО 18 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 мая ЗАКОН * * * ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ 20 мая СВОБОДА 21 мая ДОБРО 22 мая РОСТ 23 мая ВОЗРОЖДЕНИЕ 24 мая ЛЮБОВЬ 25 мая СЛОВО 26 мая СМЕРТЬ * * * СУД НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА 27 мая СОБЛАЗН 28 мая БОГАТСТВО 29 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 30 мая УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 мая РАДОСТЬ ============ 1 мая МУЖЕСТВО 2 мая СЛОВО 3 мая ЗНАНИЕ 4 мая СИЛА МЫСЛИ 5 мая ВОСПИТАНИЕ 6 мая ВЕГЕТАРИАНСТВО 7 мая ВСЕ В СЕБЕ 8 мая СМИРЕНИЕ 9 мая УСИЛИЕ 10 мая ДУХ 11 мая ИДЕАЛ 12 мая СМЕРТЬ 13 мая ВСЕ В СЕБЕ 14 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 мая ИСТИНА 16 мая ВЕРА 17 мая ЮРОДСТВО 18 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 мая ЗАКОН * * * ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ 20 мая СВОБОДА 21 мая ДОБРО 22 мая РОСТ 23 мая ВОЗРОЖДЕНИЕ 24 мая ЛЮБОВЬ 25 мая СЛОВО 26 мая СМЕРТЬ * * * СУД НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА 27 мая СОБЛАЗН 28 мая БОГАТСТВО 29 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 30 мая УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 мая РАДОСТЬ ============ 1 мая МУЖЕСТВО 2 мая СЛОВО 3 мая ЗНАНИЕ 4 мая СИЛА МЫСЛИ 5 мая ВОСПИТАНИЕ 6 мая ВЕГЕТАРИАНСТВО 7 мая ВСЕ В СЕБЕ 8 мая СМИРЕНИЕ 9 мая УСИЛИЕ 10 мая ДУХ 11 мая ИДЕАЛ 12 мая СМЕРТЬ 13 мая ВСЕ В СЕБЕ 14 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 мая ИСТИНА 16 мая ВЕРА 17 мая ЮРОДСТВО 18 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 мая ЗАКОН * * * ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ 20 мая СВОБОДА 21 мая ДОБРО 22 мая РОСТ 23 мая ВОЗРОЖДЕНИЕ 24 мая ЛЮБОВЬ 25 мая СЛОВО 26 мая СМЕРТЬ * * * СУД НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА 27 мая СОБЛАЗН 28 мая БОГАТСТВО 29 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 30 мая УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 мая РАДОСТЬ ============ 1 мая МУЖЕСТВО 2 мая СЛОВО 3 мая ЗНАНИЕ 4 мая СИЛА МЫСЛИ 5 мая ВОСПИТАНИЕ 6 мая ВЕГЕТАРИАНСТВО 7 мая ВСЕ В СЕБЕ 8 мая СМИРЕНИЕ 9 мая УСИЛИЕ 10 мая ДУХ 11 мая ИДЕАЛ 12 мая СМЕРТЬ 13 мая ВСЕ В СЕБЕ 14 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 мая ИСТИНА 16 мая ВЕРА 17 мая ЮРОДСТВО 18 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 мая ЗАКОН * * * ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ 20 мая СВОБОДА 21 мая ДОБРО 22 мая РОСТ 23 мая ВОЗРОЖДЕНИЕ 24 мая ЛЮБОВЬ 25 мая СЛОВО 26 мая СМЕРТЬ * * * СУД НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА 27 мая СОБЛАЗН 28 мая БОГАТСТВО 29 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 30 мая УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 мая РАДОСТЬ ============ 1 мая МУЖЕСТВО 2 мая СЛОВО 3 мая ЗНАНИЕ 4 мая СИЛА МЫСЛИ 5 мая ВОСПИТАНИЕ 6 мая ВЕГЕТАРИАНСТВО 7 мая ВСЕ В СЕБЕ 8 мая СМИРЕНИЕ 9 мая УСИЛИЕ 10 мая ДУХ 11 мая ИДЕАЛ 12 мая СМЕРТЬ 13 мая ВСЕ В СЕБЕ 14 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 мая ИСТИНА 16 мая ВЕРА 17 мая ЮРОДСТВО 18 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 мая ЗАКОН * * * ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ 20 мая СВОБОДА 21 мая ДОБРО 22 мая РОСТ 23 мая ВОЗРОЖДЕНИЕ 24 мая ЛЮБОВЬ 25 мая СЛОВО 26 мая СМЕРТЬ * * * СУД НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА 27 мая СОБЛАЗН 28 мая БОГАТСТВО 29 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 30 мая УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 мая РАДОСТЬ ============ 1 мая МУЖЕСТВО 2 мая СЛОВО 3 мая ЗНАНИЕ 4 мая СИЛА МЫСЛИ 5 мая ВОСПИТАНИЕ 6 мая ВЕГЕТАРИАНСТВО 7 мая ВСЕ В СЕБЕ 8 мая СМИРЕНИЕ 9 мая УСИЛИЕ 10 мая ДУХ 11 мая ИДЕАЛ 12 мая СМЕРТЬ 13 мая ВСЕ В СЕБЕ 14 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 мая ИСТИНА 16 мая ВЕРА 17 мая ЮРОДСТВО 18 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 мая ЗАКОН * * * ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ 20 мая СВОБОДА 21 мая ДОБРО 22 мая РОСТ 23 мая ВОЗРОЖДЕНИЕ 24 мая ЛЮБОВЬ 25 мая СЛОВО 26 мая СМЕРТЬ * * * СУД НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА 27 мая СОБЛАЗН 28 мая БОГАТСТВО 29 мая БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 30 мая УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 мая РАДОСТЬ ============ © Журнал для поэтов "Мансарда", составление журнального варианта, 1998-1999 © Машель Сергей, дизайн, 1998-1999 ============ Титульная страница "Мансарда" (1991-1999) |
КРУГ ЧТЕНИЯ МАЙ
* * * Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
* * * Украшай каждый проходящий день добрым делом.
* * * Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку. НИЦШЕ.
* * * Доброта — это наша обязанность. Тот, кто часто исполняет ее и видит, как его добрые намерения осуществляются, в конце концов начинает действительно любить того, для кого сделал добро. Слова: «Люби ближнего своего, как самого себя» — не значит то, что ты должен сначала его полюбить и уже затем, как следствие своей любви, делать ему добро. Нет, ты должен делать добро твоему ближнему, и эта твоя деятельность зажжет в тебе любовь к человечеству, которая и будет последствием твоей деятельности, направленной на добро. КАНТ.
* * * Делая добро, будь благодарен за это.
* * * Твердо знайте и глубоко чувствуйте, что вы должны каждый день вашей жизни посвящать благу других, делая для них всё, что можете. Делая, а не болтая. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Если можешь приучить себя к тому, чтобы искать случая сделать добро, как охотник ищет своей дичи, то по крайней мере не упуская случая делать добро.
* * * Самые великие изменения и всё в природе совершается незаметно, медленным нарастанием, а не взрывами. То же самое и в духовной жизни.
* * * Все истинно великое совершается медленным, незаметным ростом.
* * * Жизнь должна быть рождением души. Животное должно быть очеловечено, плоть должна быть претворена в дух; телесная деятельность должна быть превращена в мысль, в сознание, в разум, справедливость, великодушие, как свеча и свет и теплоту. Эта высшая алхимия оправдывает наше присутствие на земле; в этом наше призвание и наше достоинство. АМИЕЛЬ.
* * * Ничто так не вредно для нравственного совершенствования, как сознание своего преуспеяния. К счастью, путь истинного нравственного улучшения совершается так незаметно, что человек и не может видеть своих успехов иначе, как после долгих промежутков времени. Если ты думаешь, что ты совершенствуешься, замечаешь это, — знай, что ты заблуждаешься, остановился или идешь назад.
* * * Чем к меньшему мы привыкли, тем меньше нам угрожает лишений.
* * * Как дым изгоняет пчел из улья, так обжорство изгоняет духовные дары и совершенства ума. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ.
* * * Великое благо иметь то, чего мы желаем; еще более великое благо ничего не желать, кроме того, что мы имеем. МЕНЕДЕМ.
* * * Наши желания — то же, что маленькие дети, которые всегда беспокойны и всегда просят у матери то того, то другого и никогда не довольны ничем. Чем более им уступают, тем более они делаются докучливыми. Из «БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ».
* * * Кто мудр? — У всех чему-нибудь
научающийся. ТАЛМУД.
* * * То, от чего человек отказался, не может причинить ему страдания. Тот, кто уничтожил в себе гордость, говорящую «я», «мое», тот перешел в высший мир. ИНДИЙСКИЙ КУРАЛ.
* * * Чем больше торопишься, тем меньше успеваешь.
* * * Никто никогда не раскаивался, что съел слишком мало.
* * * Природа требует мало, воображение — много.
* * * Славнее господства над землей, прекраснее восхождения до небес, славнее владычества над мирами — святая радость первых ступеней освобождения. БУДДИЙСКАЯ МУДРОСТЬ. [ДХАММАПАДА.]
* * * Увеличение потребностей не есть усовершенствование, как это часто думают, напротив: чем больше ограничил человек свои потребности, тем больше в нем сознания своего человеческого достоинства, тем он свободнее, мужественнее и, главное, способнее служить Богу и людям.
* * * Бог не есть любовь. Любовь есть только одно из проявлений Бога в человеке.
* * * Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, израиль! Господь Бог наш есть господь единый. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоей: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет. Мрк. гл. 12, ст.28 — 31.
* * * Цель жизни есть проникновение всех ее явлений любовью, есть медленное, постепенное претворение злой жизни в добрую, — есть творчество истинной жизни (потому что истинная жизнь есть только жизнь любовная), есть рождение истинной, т. е. любовной, жизни.
* * * Доброта есть нечто самобытное и действительное. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Сознание этого закона законов пробуждает в душе чувство, которое мы называем религиозным и которое составляет наше высшее счастье. ЭМЕРСОН.
* * * Для того чтобы быть счастливым, надо одно — любить, и любить с самоотвержением, любить всех и всё, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать.
* * * Кто из живых людей не знает того блаженного чувства, хоть раз испытанного и чаще всего в самом раннем детстве, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного, чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы, и еще более хочется того, чтобы самому сделать так, чтобы всем было хорошо и радостно. Это-то и есть и одно есть та любовь, в которой жизнь человека.
* * * Если есть в тебе силы деятельности, то пусть деятельность твоя будет любовна; если нет сил и ты слаб, то слабость твоя пусть будет любовная.
* * * Добродетель человеколюбия недалеко от нас: стоит только пожелать иметь человеколюбие, и оно само придет к тебе.
* * * Очисти свою душу от всего засоряющего ее, и останется одна любовь. И любовь эта, отыскивая для себя предмет, не удовольствуется тобою, а изберет предметом всё живое и То, что живит живое, — Бога.
* * * Нравственность человека видна в его отношении к слову.
* * * Если вы узнали о слабостях ближнего, не сообщайте о них никому.
* * * Не пересказывайте обидных и оскорбительных слов, не говорите ни другу, ни недругу о недостатках ближнего и не открывайте того, что знаете дурного в его поведении. Слушая осуждения ближнего, старайтесь заглушить его. Из «БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ».
* * * Нет более очевидного вреда для человека быстрых умственных способностей, как соблазн остроумного осуждения и насмешки над ближним.
* * * Осуждение остроумное — под соусом труп. Без соуса отвратился бы, а под соусом не заметишь, как проглотишь.
* * * Не слушайте никогда тех, которые говорят дурно о других и хорошо о вас.
* * * Не думать вперед о том, что ты скажешь, можно только тогда, когда чувствуешь себя спокойным, добрым и любящим. Но чем ты неспокойнее, недобродушнее и раздраженнее, тем больше берегись согрешить словом.
* * * Смертью мы называем и самое уничтожение жизни и минуты или часы умирания. Первое — вне нашей власти, второе же, умирание, есть последнее и огромной важности дело жизни.
* * * Смерть может быть согласием и потому нравственным поступком. Животное издыхает, человек должен вручить свою душу ее создателю. АМИЕЛЬ.
* * * Слова и поступки умирающего имеют великую власть над людьми, и потому как ни важно хорошо жить, едва ли не важнее всего хорошо умереть. Дурная, непокорная смерть ослабляет влияние хорошей жизни; хорошая, покорная, твердая смерть искупляет дурную жизнь.
* * * Когда из одной сцены декорации переносятся в другую, видно, что то, что мы считали действительностью, есть только представление. Так и в минуту смерти должно быть видно человеку то, что было действительностью и что было декорацией.
* * * Умирающий с трудом понимает всё живое, но при этом чувствуется, что он не понимает живого не потому, что он лишен сил понимания, а потому, что он понимает что-то другое, такое, чего не понимают и не могут понимать живые и что поглощает его всего.
* * * В минуту смерти человека свеча, при которой он читал исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхивает более ярким, чем когда-нибудь, светом, освещает ему всё то, что прежде было во мраке, трещит, меркнет и навсегда потухает.
* * * То, что умирает, отчасти причастно уже вечности. Кажется, что умирающий говорит с нами из-за гроба. То, что он говорит нам, кажется нам повелением. Мы представляем его себе почти пророком. Очевидно, что для того, который чувствует уходящую жизнь и открывающийся гроб, наступило время значительных речей. Сущность его природы должна проявиться. То божественное, которое находится в нем, не может уже скрываться. АМИЕЛЬ.
* * * Готовиться к смерти не в том смысле, как обыкновенно понимают приготовление, полагая эту готовность в исполнении обрядов или в заботе о мирских делах, а готовиться к тому, чтобы наилучшим образом умереть, т. е. воспользоваться теми торжественными минутами смерти, во время которых человек уже находится как бы в ином мире и слова и поступки его получают особенную власть над остающимися.
* * * СУД
НАД СОКРАТОМ И ЕГО ЗАЩИТА Обвинения, возведенные на Сократа, состояли: 1) в том, что он не признает государственную религию, и 2) в том, что развращает юношей, научая их неверию в государственную религию. С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян, будучи не в силах вступить на указываемый им путь, хотя и признавая его истинным, не могло терпеть осуждения всего того, что оно считало священным, и, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного. Сократ знал это и потому не защищался, а только воспользовался судом, чтобы высказать афинянам, почему он поступает так, как поступал, и почему и впредь, если бы ему оставили жизнь, он будет продолжать поступать так же. Судьи признали Сократа виновным и приговорили его к смертной казни. Спокойно выслушав приговор, Сократ обратился к судьям с следующею речью: «Люди скажут теперь, — сказал он, — что вы, граждане афинские, неосновательно умертвили мудреца Сократа; скажут, что я был мудрец, хотя я и вовсе не мудрец, только для того, чтобы укорить вас; скажут, что вы неосновательно умертвили меня, потому что, если бы вы немного обождали, это случилось бы само собою, так как я по своему возрасту уж и так близок к смерти. Еще же хочу сказать вам — тем, которые приговаривают меня, — то, что вы напрасно, приговорив меня к смерти, думаете, что я не знаю, чем бы я мог спастись от смерти. Я знаю это, но не делаю, потому что считаю это недостойным себя. Я знаю, что вам бы приятно было слушать, если бы я рыдал, стонал, делал и говорил много другого. Но ни мне, ни кому-либо другому не следует стараться спасаться от смерти недостойным образом. Во всех опасностях есть средства избежать смерти, если только не уважать себя. Избежать смерти нетрудно, гораздо труднее избежать зла: зло быстрее смерти и скорее захватит. Я вот тяжел и стар, и меня захватила смерть, а вы, мои обвинители, вы бодры и быстры, и вас захватило нечто более быстрое — зло. Так что меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я останусь при своем наказании, а вы при своем. Всё это так и должно было быть, и всё к лучшему. Кроме того, я хочу еще предсказать кое-что вам, моим обвинителям. Ведь пред смертью люди яснее провидят будущее. Так вот я и предсказываю вам, сограждане, то, что вы будете наказаны тотчас же после моей смерти, — наказанием гораздо более тяжким, чем то, к которому вы меня приговорили. А именно, что с вами случится противное тому, что вы ожидали. Умертвив меня, вы возбудите против себя всех тех осуждающих вас, которых я сдерживал, хотя вы этого и не замечали, и осудители эти будут для вас тем неприятны, что они моложе, и вам будет еще тяжелее переносить их нападки. Так что моя смерть не избавит вас от порицания за вашу дурную жизнь. вот это я и хотел предсказать вам, моим осудителям. Нельзя избавиться от порицания, умерщвляя людей. Самое простое и действительное средство для этого одно: жить лучше. Теперь обращаюсь еще к вам, к тем, которые на суде не обвиняли, а оправдывали меня. В последний раз беседуя с вами, я хочу рассказать вам нечто удивительное, случившееся со мной нынче, и то, что я вывожу из этого необыкновенного случая. Во всей моей жизни, в самых важных и самых незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в моей душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли принести мне несчастье. Нынче же, как вы сами видите, несмотря на то что со мной случилось обстоятельство, которое считается обыкновенно крайним бедствием, — нынче этот голос не предупреждал и не удерживал меня ни поутру, когда я выходил из дому, ни в то время, когда я входил сюда — в суд, ни во время моей речи. Что же это значит? А то, я думаю, что то, что нынче случилось со мною, не только не зло, а благо. Ведь, в самом деле, одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть — несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнить с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами, неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий немного найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть — такой сон, то я по крайней мере считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место. Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти. И потому, хотя намерение тех, которые осудили меня, было то, чтобы сделать мне зло, я не сержусь ни на осудивших меня, ни на обвинителей. Однако уже время расходиться: мне — с тем, чтобы умереть, вам — чтобы жить. Кому из нас лучше — знает только бог». Вскоре после суда смертный приговор над Сократом был исполнен тем, что он выпил чашу с ядом и спокойно умер среди своих учеников. Подробности о его кончине описаны его учеником Платоном в разговоре «Федон».
* * * Часто вся деятельность ума людей направляется не на то, чтобы открыть истину, а на то, чтобы скрыть ее. Такая деятельность ума — главная причина соблазнов.
* * * Суд имеет целью только сохранение общества в настоящем положении и для этого преследует и казнит как тех, которые стоят выше общего уровня и хотят поднять его, так и тех, которые стоят ниже его.
* * * Во всяком нравственном практическом предписании есть возможность противоречия этого предписания с другими предписаниями, вытекающими из той же основы. Воздержание: что же, не есть и сделаться неспособным служить людям? Не убивать животных: что же, дать им съесть себя? Не пить вино: что же, не причащаться, не лечиться вином? Быть целомудренным: что же, желать прекращения рода человеческого? Не противиться злу насилием: что же, дать убить человеку самого себя и других? Отыскивание этих противоречий показывает только то, что человек, занятый этим, не хочет следовать нравственному правилу. Всё одна и та же история: из-за одного человека, которому нужно лечиться вином, — не противиться пьянству. Из-за страха прекращения рода человеческого — не воздерживаться от распутства. Из-за одного воображаемого насильника — убивать, казнить, заточать.
* * * Человек не может сделать всего, но то, что он не может сделать всего, не доказывает того, чтобы он должен был делать дурное. ТОРО.
* * * С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом различении сделали люди, — боролись со злом, искали истинный, наилучший путь и медленно, но неотступно подвигались на этом пути. И всегда, заграждая этот путь, становились перед людьми различные обманы, имеющие целью показать им, что этого не нужно делать, а нужно жить, как живется.
* * * Удивляешься иногда, зачем человек защищает самые странные, неразумные положения: религиозные, политические, научные. Поищи — и ты найдешь, что он защищает свое положение.
* * * Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прями и просты.
* * * Для языческого мира богатство составляет славу и величие. Для христианина богатство есть обличение его слабости или лжи. Сказать: богатый христианин — все равно что сказать: безногий скакун.
* * * Люди так погрязли в материальных интересах, что на проявления души человеческой, выражающиеся в отношениях к людям, смотрят только с точки зрения улучшения своего имущественного положения. Их уважение измеряется богатством того и другого, а не внутренним достоинством человека. Но человек истинно просвещенный стыдится своих владений, своих денег из уважения к своему разумному я. ЭМЕРСОН.
* * * Бедность научает нас и мудрости и терпению. Ведь и Лазарь жил в бедности и, однако, был увенчан; и Иаков желал иметь только хлеб, и Иосиф находился в крайней бедности и был не только рабом, но и узников, и, однако же, поэтому мы еще более удивляемся ему. Мы не столько восхваляем его в том случае, когда он раздавал пшеницу, сколько в том, когда находился в темнице, — не столько тогда, когда имел на себе царский венец, сколько тогда, когда был в оковах, — не тогда, когда восседал на троне, а когда подвергался козням и был продан. Итак, представляя себе всё это и помышляя о венцах, сплетаемых этими подвигами, будем удивляться не богатству и почестям, не удовольствиям и владычеству, а бедности, оковам, узам и терпению ради добродетели. ИОАНН ЗЛАТОУСТ.
* * * Жизнь есть сознание своей божественной сущности, заключенной в пределах.
* * * Единственная непосредственная достоверность есть достоверность сознания. ДЕКАРТ.
* * * Берклей и Фихте правы и Эмерсон тоже: мир есть только подобие чего-то; волшебные сказки, легенды так же истинны, как и естественная история, — даже более, так как они — более понятные подобия. Истинно существует только душа. что же все остальное? Тень, предлог, образ, подобие и сновидение. Одно сознаваемое нами духовно. Мир — это какая-то игра, цель которой — образование и усиление души. Истинно есть только сознание и солнце его — любовь. По АМИЕЛЮ.
* * * Под ногами морозная, твердая земля, кругом огромные деревья, над головой пасмурное небо, тело свое чувствую, занят мыслями, — а между тем знаю, чувствую всем существом, что и крепкая, морозная земля, и деревья, и небо, и мое тело, и мои мысли — случайно, что все это только произведения моих пяти чувств, мое представление, мир, построенный мною, что все это таково только потому, что я составляю такую, а не иную часть мира, что таково мое отделение от мира. Знаю, что стoит мне умереть — и все это не исчезнет, но видоизменится, как бывают превращения в театрах: из кустов, камней сделаются дворцы, башни и т. п. Смерть произведет во мне такое превращение, если только я не совсем уничтожусь, а перейду в другое, иначе отделенное от мира существо. Теперь я себя, свое тело со своими чувствами считаю собою, тогда же совсем иначе выделиться что-то в меня. И тогда весь мир, оставаясь таким же для тех, которые живут в нем, для меня станет другим. Ведь мир такой, а не иной только потому, что я считаю собою то, а не другое отделенное от мира существо. А отделенных от мира существ может быть бесчисленное количество.
* * * Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде. АЛМАНЗОР ДАР ГАФЕД.
* * * Жизнь наша есть наше сознание себя вечным, бесконечным, т. е. безвременным и внепространственным духом, ограниченным условиями временных и пространственных явлений.
* * * Человеческое сознание есть сознание божества.
* * * Так как я рожден для земли, то земля и дана мне для того, чтобы брать из нее, что мне нужно для обработки и посадки, и я имею право требовать себе свою долю. ЭМЕРСОН.
* * * Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими.
* * * Главная причина нашего недовольства жизнью есть ни на чем не основанное предположение о том, что мы имеем право на ничем не нарушаемое счастье, что мы рождены для такого счастья. Нам дано ни с чем не сравнимое благо жизни, со всеми ее радостями, и мы говорим: мало радостей. Нам дают величайшие радости жизни: общения с миром телесным и духовным; мы говорим: зачем так мало жизни, зачем она кончается? Надо продолжить ее. Только бы мы понимали и ценили всё то великое благо жизни, которое дает нам возможность общения через любовь с миром телесным и духовным, — мы никогда не подумали бы о том, что можно желать чего-нибудь еще.
* * * Радость духа есть признак его силы. ЭМЕРСОН.
* * * Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же и с людьми, недовольными жизнью.
* * * Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою.
|