МАЙ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 мая
МУЖЕСТВО

2 мая
СЛОВО

3 мая
ЗНАНИЕ

4 мая
СИЛА МЫСЛИ

5 мая
ВОСПИТАНИЕ

6 мая
ВЕГЕТАРИАНСТВО

7 мая
ВСЕ В СЕБЕ

8 мая
СМИРЕНИЕ

9 мая
УСИЛИЕ

10 мая
ДУХ

11 мая
ИДЕАЛ

12 мая
СМЕРТЬ

13 мая
ВСЕ В СЕБЕ

14 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

15 мая
ИСТИНА

16 мая
ВЕРА

17 мая
ЮРОДСТВО

18 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 мая
ЗАКОН

* * *
ЗАКОН НАСИЛИЯ
И ЗАКОН ЛЮБВИ


20 мая
СВОБОДА

21 мая
ДОБРО

22 мая
РОСТ

23 мая
ВОЗРОЖДЕНИЕ

24 мая
ЛЮБОВЬ

25 мая
СЛОВО

26 мая
СМЕРТЬ

* * *
СУД НАД СОКРАТОМ
И ЕГО ЗАЩИТА

27 мая
СОБЛАЗН

28 мая
БОГАТСТВО

29 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

30 мая
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

31 мая
РАДОСТЬ

============

1 мая
МУЖЕСТВО

2 мая
СЛОВО

3 мая
ЗНАНИЕ

4 мая
СИЛА МЫСЛИ

5 мая
ВОСПИТАНИЕ

6 мая
ВЕГЕТАРИАНСТВО

7 мая
ВСЕ В СЕБЕ

8 мая
СМИРЕНИЕ

9 мая
УСИЛИЕ

10 мая
ДУХ

11 мая
ИДЕАЛ

12 мая
СМЕРТЬ

13 мая
ВСЕ В СЕБЕ

14 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

15 мая
ИСТИНА

16 мая
ВЕРА

17 мая
ЮРОДСТВО

18 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 мая
ЗАКОН

* * *
ЗАКОН НАСИЛИЯ
И ЗАКОН ЛЮБВИ


20 мая
СВОБОДА

21 мая
ДОБРО

22 мая
РОСТ

23 мая
ВОЗРОЖДЕНИЕ

24 мая
ЛЮБОВЬ

25 мая
СЛОВО

26 мая
СМЕРТЬ

* * *
СУД НАД СОКРАТОМ
И ЕГО ЗАЩИТА

27 мая
СОБЛАЗН

28 мая
БОГАТСТВО

29 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

30 мая
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

31 мая
РАДОСТЬ

============

1 мая
МУЖЕСТВО

2 мая
СЛОВО

3 мая
ЗНАНИЕ

4 мая
СИЛА МЫСЛИ

5 мая
ВОСПИТАНИЕ

6 мая
ВЕГЕТАРИАНСТВО

7 мая
ВСЕ В СЕБЕ

8 мая
СМИРЕНИЕ

9 мая
УСИЛИЕ

10 мая
ДУХ

11 мая
ИДЕАЛ

12 мая
СМЕРТЬ

13 мая
ВСЕ В СЕБЕ

14 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

15 мая
ИСТИНА

16 мая
ВЕРА

17 мая
ЮРОДСТВО

18 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 мая
ЗАКОН

* * *
ЗАКОН НАСИЛИЯ
И ЗАКОН ЛЮБВИ


20 мая
СВОБОДА

21 мая
ДОБРО

22 мая
РОСТ

23 мая
ВОЗРОЖДЕНИЕ

24 мая
ЛЮБОВЬ

25 мая
СЛОВО

26 мая
СМЕРТЬ

* * *
СУД НАД СОКРАТОМ
И ЕГО ЗАЩИТА


27 мая
СОБЛАЗН

28 мая
БОГАТСТВО

29 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

30 мая
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

31 мая
РАДОСТЬ

============

1 мая
МУЖЕСТВО

2 мая
СЛОВО

3 мая
ЗНАНИЕ

4 мая
СИЛА МЫСЛИ

5 мая
ВОСПИТАНИЕ

6 мая
ВЕГЕТАРИАНСТВО

7 мая
ВСЕ В СЕБЕ

8 мая
СМИРЕНИЕ

9 мая
УСИЛИЕ

10 мая
ДУХ

11 мая
ИДЕАЛ

12 мая
СМЕРТЬ

13 мая
ВСЕ В СЕБЕ

14 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

15 мая
ИСТИНА

16 мая
ВЕРА

17 мая
ЮРОДСТВО

18 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 мая
ЗАКОН

* * *
ЗАКОН НАСИЛИЯ
И ЗАКОН ЛЮБВИ


20 мая
СВОБОДА

21 мая
ДОБРО

22 мая
РОСТ

23 мая
ВОЗРОЖДЕНИЕ

24 мая
ЛЮБОВЬ

25 мая
СЛОВО

26 мая
СМЕРТЬ

* * *
СУД НАД СОКРАТОМ
И ЕГО ЗАЩИТА

27 мая
СОБЛАЗН

28 мая
БОГАТСТВО

29 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

30 мая
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

31 мая
РАДОСТЬ

============

1 мая
МУЖЕСТВО

2 мая
СЛОВО

3 мая
ЗНАНИЕ

4 мая
СИЛА МЫСЛИ

5 мая
ВОСПИТАНИЕ

6 мая
ВЕГЕТАРИАНСТВО

7 мая
ВСЕ В СЕБЕ

8 мая
СМИРЕНИЕ

9 мая
УСИЛИЕ

10 мая
ДУХ

11 мая
ИДЕАЛ

12 мая
СМЕРТЬ

13 мая
ВСЕ В СЕБЕ

14 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

15 мая
ИСТИНА

16 мая
ВЕРА

17 мая
ЮРОДСТВО

18 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 мая
ЗАКОН

* * *
ЗАКОН НАСИЛИЯ
И ЗАКОН ЛЮБВИ


20 мая
СВОБОДА

21 мая
ДОБРО

22 мая
РОСТ

23 мая
ВОЗРОЖДЕНИЕ

24 мая
ЛЮБОВЬ

25 мая
СЛОВО

26 мая
СМЕРТЬ

* * *
СУД НАД СОКРАТОМ
И ЕГО ЗАЩИТА

27 мая
СОБЛАЗН

28 мая
БОГАТСТВО

29 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

30 мая
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

31 мая
РАДОСТЬ

============

1 мая
МУЖЕСТВО

2 мая
СЛОВО

3 мая
ЗНАНИЕ

4 мая
СИЛА МЫСЛИ

5 мая
ВОСПИТАНИЕ

6 мая
ВЕГЕТАРИАНСТВО

7 мая
ВСЕ В СЕБЕ

8 мая
СМИРЕНИЕ

9 мая
УСИЛИЕ

10 мая
ДУХ

11 мая
ИДЕАЛ

12 мая
СМЕРТЬ

13 мая
ВСЕ В СЕБЕ

14 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

15 мая
ИСТИНА

16 мая
ВЕРА

17 мая
ЮРОДСТВО

18 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 мая
ЗАКОН

* * *
ЗАКОН НАСИЛИЯ
И ЗАКОН ЛЮБВИ


20 мая
СВОБОДА

21 мая
ДОБРО

22 мая
РОСТ

23 мая
ВОЗРОЖДЕНИЕ

24 мая
ЛЮБОВЬ

25 мая
СЛОВО

26 мая
СМЕРТЬ

* * *
СУД НАД СОКРАТОМ
И ЕГО ЗАЩИТА

27 мая
СОБЛАЗН

28 мая
БОГАТСТВО

29 мая
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

30 мая
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

31 мая
РАДОСТЬ
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)
 

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день

ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


МАЙ
Вторая декада (11-20 мая)


11 мая

* * *

Совершенство так далеко от нас, что, как ни различны наши жизни, расстояние наше от совершенства одинаково для всех нас.

 

* * *

"Будьте совершенны, как Отец ваш небесный".

Совершенство Бога, т. е. совершенство высшего добра всех, есть то, к чему стремится всё человечество.

 

* * *

Христианское учение о совершенство есть то единое учение, которое может руководить человечеством.

Нельзя, не должно заменять данное в учении Христа представление о совершенстве внешними правилами, а надо твердо держать это представление перед собой во всей чистоте его и, главное, верить в него.

Плавающему недалеко от берега можно говорить: держись того возвышения, мыса, берега и т. п. Но когда пловцы удалились от берега, руководством им должны и могут служить только недостижимые светила и компас, показывающий направление. И то и другое дано нам.

 

* * *

Как бы ни пал человек, он всегда может видеть то совершенство, к которому он может идти.

 


12 мая

* * *

Жизнь есть неперестающее приближение к смерти, и потому жизнь может быть благом только тогда, когда смерть не представляется злом.

 

* * *

Когда мы во всей силе здоровья и ума, мы думаем о людях и о самых ничтожных заботах, а не о Боге: точно как будто приличия и обычай требуют того, чтобы мы думали о Боге только в таком состоянии, когда у нас остается разума лишь настолько, чтобы признаться , что мы уже не владеем им.

ЛАБРЮЙЕР.

 

* * *

Представьте себе толпу людей в цепях. Все они приговорены к смерти, и каждый день одни из них умерщвляются на глазах у других. Остающиеся, видя этих умирающих и ожидающих своей очереди, видят свою собственную участь.

Как надо жить людям, когда они в таком положении? Неужели заниматься тем, чтобы бить, мучить, убивать друг друга? Самые злые разбойники в таком положении не будут делать зла друг другу. А между тем все люди находятся в этом положении — и что же они делают?

По ПАСКАЛЮ.

 

* * *

Мы видим, как человек, занимающий важное место, падает и скоропостижно умирает; как другой заметно, понемногу тает, каждый день ослабевая, и, наконец, потухает. Такие поразительные события остаются незамеченными, никого не затрагивая. Люди не обращают на них больше внимания, чем на цветок, который вянет, или на падающий лист. Они завидуют оставшимся местам или осведомляются, заняты ли они и кем.

ЛАБРЮЙЕР.

 

* * *

"Здесь я буду обитать во время дождей, там я поселюсь летом". Так мечтает безумец и не помышляет о смерти, а она внезапно приходит и уносит человека озабоченного, корыстного, рассеянного.

Ни сын, ни отец, ни родные и близкие — никто не поможет нам, когда поразит нас смерть; благой и мудрый, ясно сознавши смысл этого, расчищает путь, ведущий к успокоению.

БУДДИЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Человек приходит в мир со сжатыми ладонями и как бы говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями и как бы говорит: смотрите, ничего не беру с собой.

ТАЛМУД.

 

* * *

Мы беззаботно стремимся в пропасть, держа перед собою заслон, чтобы не видать ее.

 

* * *

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Вся твоя жизнь — это крошечная частица бесконечного времени. Так смотри же сделай из нее всё, что возможно.

САИД БЕН ХАМЕД.

 


13 мая

* * *

Каждому человеку самому надо решить для себя вопросы о смысле жизни и смерти.

 

* * *

Мудрый человек требует всего только от себя; ничтожный же человек требует всего от других.

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Душа не учится; она только вспоминает то, что она всегда знала.

ДАУД  ЕЛЬ  ГАФФИР.

 

* * *

Политическая победа, увеличение дохода, выздоровление ваших больных, возвращение отсутствующих друзей или что-нибудь еще в том же роде благоприятное поднимает ваш дух, и вы думаете, что настанут для вас лучшие дни. Не верьте этому. Ничто не принесет вам мира, кроме вас самих.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Тщетно будете вы искать во внешнем мире ответов на вопросы, касающиеся назначения жизни. Ответы на все ваши вопросы находятся внутри вас, но лишь в зародышах. Вы должны вырастить ваши ответы хорошей жизнью. Это единственный путь к мудрости.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Горе тому, кто ищет товарища, потому что верный товарищ — только он сам, ищущий же не может быть верным товарищем сам себе.

ТОРО.

 

* * *

Истина заученная только прилипает к нам, как искусственный член, вставной зуб, восковой нос и самое большее — как нос из чужой кожи. Истина же, приобретенная собственным мышлением, подобна настоящему члену тела; только она одна действительно принадлежит нам.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Если на вопросы о жизни и смерти человек принимает ответы других, прежде живших, мудрых людей, то все-таки выбор и признание этих ответов зависит от него самого.

 


14 мая

* * *

Сознание божественности души дает бесстрашие перед всеми бедствиями жизни.

 

* * *

Мы знаем, что душа божественна. Не могу сказать, соберутся ли опять в телесной оболочке те удивительные свойства, которые живут во мне теперь; также не могу сказать о том, имели ли они прежде своего появления здесь такую же естественную историю, как то тело, которое я вижу перед собою; но одно я знаю верно, что свойства эти не начинали существовать, не могут быть больны вместе с болезнью моего тела, не могут быть похоронены ни в каком гробу, но что они были прежде, чем был мир. И это дает мне веру, мужество и надежду.

Душа всё знает. Никакое сообщение не может удивить ее. Ничто не может быть больше ее. Пусть боится, кто хочет. Душа живет в своем прирожденном царстве, она пространнее пространства и старее времени.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Бог живет во всех людях, но не все люди живут в Боге. В этом причина страданий людей.

Как лампа не может гореть без огня, так не может человек жить без Бога.

БРАМИНСКАЯ МУДРОСТЬ. [РАМАКРИШНА.]

 

* * *

Ты боишься, что тебя будут презирать за твою кротость, но люди справедливые не могут презирать тебя за это, а до других людей тебе дела нет, — не обращай внимания на их суждения. Не станет же искусный столяр огорчаться тем, что человек, ничего не понимающий в столярном деле, не одобряет его хорошей работы.

Не думай, что злые люди могут повредить тебе. Разве может кто-нибудь повредить твоей душе? Так чем же ты смущаешься?

Я смеюсь про себя над теми, которые думают, что они могут повредить мне: они не знают, ни кто я, ни того, в чем я полагаю добро и зло; они не знают, что они не могут даже прикоснуться до того, что есть воистину мое и чем одним я живу.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Разум спрашивает, как и почему? Любовь говорит: я — любовь. И, не отвечая на вопрос, вполне удовлетворяет спрашивающего.

 

* * *

Не бойся никого и ничего. То, что в тебе самое дорогое, не может пострадать ни от кого и ни от чего.

 


15 мая

* * *

Правдивость не есть добродетель, но признак отсутствия пороков.

 

* * *

Истине никогда не вредила насмешка, но рост истины останавливается в насмехающемся.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самого себя. Эта же ложь и самая вредная.

 

* * *

Нет несчастия хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его.

* * *

Нельзя утверждать никакой неправды, не присочинив для нее еще другой неправды.

ЛЕССИНГ.

 

* * *

Как, кажется, легко говорить правду, а как много нужно внутренней работы, чтобы достигнуть этого.

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

 

* * *

Будем правдивы. В это тайна красноречия и добродетели, в этом нравственное влияние, в этом высшее правило искусства и жизни.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Очень обычная ошибка думать, что есть такие дела, в которых можно отступить от правды. Последствия и внутренние и внешние всякой самой малой неправды во много раз вреднее той неловкости, неприятности, которая может произойти от высказывания правды.

 


16 мая

* * *

Без религии никогда не жило и не может жить человечество.

 

* * *

Ученые люди нашего времени решили, что религия не нужна, что наука заменит или уже заменила ее, а между тем, как прежде, так и теперь, без религии никогда не жило и не может жить ни одно человеческое общество, ни один разумный человек (я говорю разумный человек — неразумный же человек, так же как и животное, может жить и без религии).

А не может жить без религии разумный человек потому, что религия дает разумному человеку понимание своего отношения к бесконечному миру, среди которого он живет, и вытекающее из этого понимания руководство в его поступках.

Пчела, собирающая корм, не может иметь никаких сомнений о том, хорошо или дурно собирать его. Но человек, собирая жатву или плоды, не может не думать о том, не уничтожает ли он на будущее время произрастания хлеба или плодов, и о том, не отнимает ли он этим собиранием пищу у ближних. Не может не думать он и о том, что будет из тех детей, которых он кормит, и многое другое. Самые важные вопросы поведения в жизни не могут разумным человеком быть решены окончательно именно по обилию последствий, которых он не может не видеть. Всякий разумный человек, если не знает, то чувствует, что в самых важных вопросах жизни ему нельзя руководствоваться ни личными побуждениями чувств, ни соображениями о ближайших последствиях его деятельности, потому что последствий этих он видит слишком много различных и часто противоречивых, т. е. таких, которые также, вероятно, могут быть благодетельны или зловредны как для него, так и для других людей.

Поэтому разумный человек не может удовлетвориться теми соображениями, которые руководят поступками животных. Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем; он может рассматривать себя и как члена семьи, и как члена общества, народа, живущего веками; может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был установлять и всегда установлял кроме отношения к ближайшим явлениям жизни свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. И такое установление отношения человека к тому целому, которого он чувствует себя частью и из которого он выводит руководство в своих поступках, и есть то, что называлось и называется религией.

И потому религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни разумного человека и разумного человечества.

 

* * *

Чем сильнее в человеке религиозное чувство, тем яснее бывает представление того, что должно быть, и тем определеннее руководство поступков.

Не имеющие или в малой степени имеющие это чувство руководятся, напротив, тем, что было, — прошедшим, преданием, и их-то, этих людей, толпа называет религиозными. Человек же истинно религиозный пренебрегает прошедшим и, руководясь только тем, что должно быть, часто представляется толпе безбожником.

 

* * *

То, что видишь часто людей, жертвующих всем, даже жизнью, ради суеверий: дуэли, война, самоубийства, а редко таких, которые отдавали бы жизнь за истину, происходит оттого, что можно без убеждения легко отдать жизнь под влиянием внушения, производимого одобрением толпы, и очень трудно быть настолько твердо убежденным в истине, чтобы быть готовым умереть за нее в несогласии с толпою.

 

* * *

Достаточно заткнуть себе уши в зале, где танцуют, чтобы вообразить себя в доме сумасшедших. На человека, уничтожившего в себе религиозное сознание, все религиозные поступки человечества должны производить такое же впечатление. Но опасно ставить себя вне закона человеческого рода и считать себя правее всех остальных людей.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Если человек живет бедственно, то причина всегда одна: отсутствие веры; то же и с обществом людей.

 


17 мая

* * *

Радость совершенная, по словам Франциска Ассизского, в том, чтобы перенесть незаслуженный укор, потерпеть от него телесное страдание и не испытать враждебности к причине укора и страдания. Радость в сознании настоящей веры и любви, такой, какую не может нарушить ни зло людей, ни свои страдания.

 

* * *

Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми, с тем чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

Мф. гл. 6, ст. 1-2.

 

* * *

Выше всего то, когда тебя осуждают за доброе дело и ты не огорчаешься, а радуешься.

По МАРКУ АВРЕЛИЮ.

 

* * *

Быть неизвестным людям или не понимаемым ими и не печалиться об этом — есть свойство истинно добродетельного человека.

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 


18 мая

* * *

Нельзя сказать, сознание божественности своей души дает могущество. Сознание это поднимает человека в ту область, в которой нет уже понятия силы и слабости, следовательно — могущества.

 

* * *

Человек есть существо могущественное, и тот, кто сознает могущество своей души и знает, что он слабее, когда ищет силу вне себя, — тот, обуздав теело и дух, делается истинным властелином, идет прямо и совершает чудеса. Он похож на человека, который, стоя на своих ногах, естественно, сильнее упавшего на землю.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

У тебя спросят: почему ты знаешь Бога? Отвечай: потому что Он в моем сердце. Если бы это была неправда, люди были бы совершенно беспомощны. Смотри на Самосущего не этими твоими глазами, а глазами твоего сердца. Разве может знать Бога тот, кто не знает сам себя? Истинное самосознание есть знание Бога.

ПЕРСИДСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Кто может тебе сделать что-нибудь дурное и кто может быть могущественнее тебя, когда ты соединишься с Богом? И ты можешь сделать это.

 

* * *

Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощенным божеством, что его радость в любви, его старания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином.

ДЖОН РЁСКИН.

 

* * *

Человек, признающий божественность своей души и живущий ею, имеет всё то, чего может желать для своего блага.

 


19 мая

* * *

Одно есть несомненное проявление Божества — это законы добра, которые человек чувствует в себе и в признании которых он не то что соединяется, а волею-неволею соединен с другими людьми.

 

* * *

Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно дело только для него важно и одно только дело оно делает — оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет. И это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества.

 

* * *

"Заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Не на небе она, чтобы можно было сказать: кто взошел бы для нас на небо, и достал ее нам, и возвестил ее нам, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы можно было сказать: кто сходил бы для нас за море, и достал ее нам, и возвестил ее нам, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко к тебе это слово: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его".

ВТОРОЗАКОНИЕ, гл. 30, ст. 11-14.

Так написано было в еврейской книге, больше чем за 2000 лет до нас.

 

* * *

Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так, как я.

По КАНТУ.

 

* * *

Источник наших обязанностей — в Боге. Определение наших обязанностей заключается в Его законе. Все больше раскрывать и применять этот закон — такова задача человечества.

ИОСИФ МАДЗИНИ.

 

* * *

Вспоминай при каждом столкновении с людьми закон взаимности: то, чтобы поступать с другими как хочешь, чтобы поступали с тобой. Это может сделаться привычкой.

 

* * *

ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ

Христинину нельзя насильничать. Сказано так: "Если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Смысл этих слов тот, что если тебя ударили, то лучше, чем отдать удар за удар, подставь щеку. Таков закон Бога для христианина. Кто бы ни сделал насилие и для чего бы оно ни было сделано, все равно — зло, как зло убийства, блуда, — все равно, для чего бы оно ни было сделано, и кто бы ни сделал его, и один ли человек, или миллионы людей, — зло все зло, потому что перед Богом все люди равны и потому что заповедь Божия не похожа на заповеди человеческие с их исключениями, примечаниями и обходами по времени и месту. Заповедь Божия одна для всех людей, потому что дух, живущий в нас, один и тот же во всех. Для христианина в крайнем случае лучше быть убитым, чем убийцей; лучше подвергнуться насилию, чем самому насильничать.

Если меня люди обидят, то я, как христианин, должен рассуждать так: я тоже обижал людей, и потому хорошо, что Бог посылает мне испытание для моего вразумления и очищения от грехов. Если же меня люди обидят в правоте, тогда мне вдвойне хорошо, потому что я через это становлюсь товарищ передовых бойцов за жизнь, за свет, за свободу. Нельзя спасти душу свою злом, нельзя прийти к добру дорогою зла, как нельзя прийти домой, идя прочь от дома. Сатана сатану не изгоняет: зло не побеждается злом, а только накладывается зло на зло и укрепляется. Зло побеждается только противным духом, правдивостью и добром. Добром, только добром и терпением и страданием можно и следует гасить зло.

Но люди не живут по закону христианскому, закону разумения, смирения, самоотвержения, прощения и братской любви; а живут по закону животному, звериному, по которому "кто кого может, тот того и гложет". Можно допустить, что человек употребит насилие над горячечным больным, над пьяным, над сумасшедшим, над глупым ребенком не с целью делать ему зло, а с целью предупредить беду. Можно терпеть, простить и допустить такое насилие как неизбежное зло, но не возвеличивать. Когда же закон звериной жизни возводится в дело общественное как закон для всех, возвеличивается как закон будто бы божественный, то это для людей разумных, особенно для христиан, становится уже делом противоестественным, антихристовым, хулою на дух Христов — это грех непростительный.

Христос и антихрист живут от века, как две противоположные силы. Жить по Христу — значит жить по-человечески, любить людей, делать добро и за зло воздавать добром. Жить по антихристу — значит жить по-звериному, любить только себя и за зло и за добро воздавать злом. Чем больше в своей обыкновенной, ежечасной жизни мы будем стараться жить по Христу, тем больше будет любви и счастья между людьми.

Чем больше мы будем придерживаться учения антихриста, тем жизнь людей будет бедственнее. Заповедь о непротивлении злому ясно показывает два разные пути: путь истины, путь Христов, путь искренности мысли и чувства — путь жизни; и другой путь: путь обмана, путь дьявола, путь всякого лицемерия — путь смерти. И пусть страшно взять на себя крест заповеди о непротивлении злому, пусть страшно отдать себя в жертву злодею, но мы знаем, где дорога добра, дорога спасения. Будем же употреблять усилие, чтобы идти по ней, и будем освещать этот путь светом своего разумения, зная, что мы не упираемся в стену, а что впереди есть дорога и свет.

Не противиться злому силою не значит, что нужно отказаться от охраны и жизни, и трудов своих, и других людей, а значит только, что охранять все это нужно иным способом, так, чтобы охрана эта не была противна разуму. Охранять жизнь и труды других людей и свои нужно тем, чтобы стараться пробудить в нападающем злодее доброе чувство. А для того чтобы человек мог это сделать, надо, чтобы он сам был добр и разумен.

Если я вижу, например, что один человек намерен убить другого, то лучшее, что я могу сделать, это поставить самого себя на место убиваемого — и защитить, накрыть собою того человека и, если можно, спасти, утащить, спрятать его — всё равно, как я стал бы спасать человек из пламени пожара или утопающего: либо самому погибнуть, либо спасти. Если же я оказываюсь бессилен в этом способе, потому что я сам заблудший грешник, то это мое бессилие не дает мне права пробуждать в себе зверя и вносить беспорядок в мир злом насилия и его оправданием.

БУКА.

 


20 мая

* * *

Для человека, как животного существа, не может быть речи о свободе. Вся его жизнь обусловлена рядом причин. Но если человек сознает себя духовным существом, то для него не может быть речи о несвободе. Понятие несвободы неприменимо к проявлению разума, сознания, любви.

 

* * *

Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затмевающих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не входит в твердыню разумения, тот злосчастный.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин. гл. 8, ст. 32.

 

* * *

Зла не существует для вещественной природы, но зло существует для каждого человека, которому дано сознание добра и свобода выбора между добром и злом.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Свободным человеком бывает только тот, с которым случается всё так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится всё то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буквами и словами всё, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И во всем так. Мы бы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит, для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться желать и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается только по воле Того, Кто управляет всем миром.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Быть высоконравственным значит быть свободным душой. Люди, постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страстям, не могут быть свободны душой.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА МАЙ
1-10 мая Вы сейчас на "11-20 мая" 21-31 мая

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz