АПРЕЛЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

1 апреля
ЗНАНИЕ

2 апреля
УСИЛИЕ

3 апреля
СМЕРТЬ

4 апреля
РАДОСТЬ

5 апреля
ТРУД

6 апреля
САМОСОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ

7 апреля
ДОБРО

8 апреля
ВОЙНА

9 апреля
БЕССМЕРТИЕ

10 апреля
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

11 апреля
ЗЛО

12 апреля
БОГ

13 апреля
РАЗУМ

14 апреля
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

15 апреля
ВОЗМЕЗДИЕ

16 апреля
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

17 апреля
ВЕРА

18 апреля
ЗНАНИЕ

19 апреля
СТРАДАНИЕ

20 апреля
САМООТРЕЧЕНИЕ

21 апреля
УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ

22 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

23 апреля
ПРОСТОТА

24 апреля
МУЖЕСТВО

25 апреля
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

26 апреля
БОГ

27 апреля
ОСУЖДЕНИЕ

28 апреля
ТРУД

29 апреля
БОЛЕЗНЬ

30 апреля
СМЫСЛ ЖИЗНИ

============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

 

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день

ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


АПРЕЛЬ
Третья декада (21-30 апреля)


 

21 апреля

* * *

Трудно приучиться к тому, чтобы не жалеть людей в том, в чем они сами о себе жалеют: в потере имущества, семьи, красоты, здоровья, людской славы, а жалеть их в том, в чем они истинно жалки: в потере их нравственности, чистоты разума, добрых привычек. А между тем такое отношение к людям необходимо для того, чтобы исполнять свои обязанности к ним.

 

* * *

Сие заповедую вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы вас; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

Ин. гл. 15, ст. 17 – 19.

 

* * *

Люди думают, что есть положения, в которых можно обращаться с человеком без любви, а таких положений нет. С вещами можно обращаться без любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо без любви, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же  как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Свойство пчел таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. То же и с людьми.

И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой. Правда, что человек не может заставить себя любить, как он может заставить себя работать; но из этого не следует, что можно обращаться с людьми без любви, особенно если чего-нибудь требуешь от них. Не чувствуешь   любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. Как есть можно без вреда и с пользой только тогда, когда хочется есть, так и с людьми можно обращаться с пользой и без вреда только тогда, когда любишь. Только позволь себе обращаться с людьми без любви — и нет пределов жестокости и зверства по отношению других людей, и не пределов страдания для себя.

 

* * *

До тех пор, пока я не увижу того, чтобы соблюдалось важнейшее правило Христа — любовь к врагам, — до тех пор я не перестану сомневаться в том, чтобы выдающие себя за христиан были ими.

ЛЕССИНГ.

 

* * *

Не должно делать ни малейшего зла для того, чтобы доставить успех величайшему благу.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

Самой губительной ошибкой, которая когда-либо была сделана в мире, было отделение политической науки от нравственной.

ШЕЛЛИ.


22 апреля

* * *

Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня  не в Меня верует, но в Пославшего Меня; и видящий Меня видит Пославшего меня. Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил; оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя: но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь его есть жизнь вечная. Итак, что я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Ин. гл. 12, ст. 44 – 50.


23 апреля

* * *

Истинное добро всегда просто.
Простота так привлекательна, так выгодна, что удивительно, как мало людей бывают просты.

 

* * *

Каждое приобретение так называемого прогресса сопряжено с некоторым лишением: общество обогатится, например, новым изобретением, а между тем утратит некоторое свойство, врожденное каждому из нас. Образованный человек имеет экипажи, но едва владеет своими ногами. У него прекрасные женевские часы, но ему не узнать часа по солнцу. Он купит астрономический календарь и, полагаясь на то, что найдет в нем все нужное, не сумеет отличить ни одной звезды на небе, не подметит ни осеннего, ни весеннего равноденствия.

Разумный человек, откидывая все излишнее, в конце концов возвращается к тому, что для него необходимо.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Почти все наши расходы делаются для того, чтобы быть похожими на других.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Не нужно искать подвигов. Если только будешь делать то, что от тебя требуется сейчас в том положении, в котором ты находишься, наилучшим образом, по-христиански, вовсю, то жизнь будет полна, и нечего будет искать подвигов.

 

* * *

Всякое величайшее дело делается в условиях незаметности, скромности, простоты: ни пахать, ни строить, ни пасти скотину, ни мыслить даже нельзя при громе и блеске. Великие, истинные дела — всегда просты, скромны.

 

* * *

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми. Умышленная простота есть самая большая и неприятная искусственность.


24 апреля

* * *

Истинное мужество в борьбе свойственно только тому, кто знает, что его союзник — Бог.

 

* * *

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Ин. гл. 16, ст. 33.

 

* * *

Подвизайся за истину до смерти — и Бог поборет за тебя.

ИИСУС, СЫН СИРАХОВ.

 

* * *

Счастлив тот, кто отвергнув побуждения и причины, по которым обыкновенно действует человечество, решается иметь доверие к самому себе. Высока должна быть душа, тверда воля, ясен взгляд у того, кто может заменить себе общество, обычай, постановления и довести себя до того, чтобы одно внутреннее убеждение имело над ним ту же силу, какую для других имеет "железная необходимость".

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Что бы ни случилось, не теряй бодрости. Ничего дурного, не свойственного тебе, как человеку, случиться не может.

 

* * *

Всё неопределенно, туманно и мимолетно, одна добродетель и ясна и не может быть сокрушена никаким насилием.

ЦИЦЕРОН

 

* * *

Человек, отрекающийся от своей личности, могуществен, потому что личность скрывала в нем Бога. Как скоро он откинул личность, действует в нем уже не он, а Бог.

 

* * *

Раз римская императрица потеряла свои драгоценности. Тогда было объявлено по всей империи следующее: "Кто найдет и возвратит потерю в течение тридцати дней, получит богатое вознаграждение; если же кто возвратит их после тридцати дней, то будет казнен смертью". Еврейский раввин Самуил вскоре нашел потерянные драгоценности, но возвратил их по истечении тридцати дней. "Ты был за границей?" — спросила его императрица. "Нет, я был дома", — ответил он. "Но ты, может быть, не знал о том, что было объявлено?" — "Нет, знал", — сказал Самуил. "Так отчего же ты не возвратил их до истечения тридцати дней? Ведь ты подлежишь смертной казни".

"Я хотел тебе показать, — сказал Самуил, — что не из страха перед наказанием я возвратил тебе твою потерю, а из страха перед Господом Богом".

 

* * *

Не жди совершения того Божьего дела, которому ты служишь, но знай, что каждое твое усилие не останется бесплодно и подвигает дело.


25 апреля

* * *

Человек может сознавать себя телесным и духовным существом. Сознавая себя телесным, человек не может быть свободен. Для духовного же существа не может быть даже вопроса о какой-нибудь несвободе.

 

* * *

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Ин. гл. 5, ст. 21-26.

 

* * *

Что такое "любовь к Богу" как не усиленное стремление внести в свое существование наивысшую творческую энергию. Божественная Творческая Сила заключается во всем, но величайшее ее проявление в этом мире — в   человеке; для того же, чтоб она действовала, человек должен признавать ее.

 

* * *

Природа человека пряма. Если эта естественная прямота потеряется во время жизни, то человек не может быть счастлив.

ИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Только когда истинно, от всей души скажешь, что во всем том, в чем ты знаешь волю Бога, ты не имеешь своей, а делаешь только то, что Он хочет, только тогда ты сделаешься вполне свободным.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Человек чувствует свою свободу в той мере, в которой он переносит свою жизнь из плотского существования в духовное.


26 апреля

* * *

Сознание Бога просто и доступно всякому. Познание Его недоступно никакому человеку.

 

* * *

Человек разумный и скромный, с развитым, но ограниченным умом чувствует свои пределы и не выходит из них и в этих пределах находит понятие своей души и своего Творца, сознавая невозможность довести эти понятия до полной ясности и созерцать их так, как только чистый дух мог бы созерцать их. Он с покорностью останавливается перед ними и не дотрагивается до покрова, удовлетворяясь сознанием того, что стоит перед высоким существом. До этого предела только полезна и нужна философия. То, что сверх этого, есть праздные отвлеченности, не свойственные человеку, от которых воздерживается разумный человек и которые чужды человеку толпы.

Все народы мира знают и чтут Бога; хотя каждый одевает его по-своему, но под всеми этими одеждами все тот же Бог. Избранное меньшинство с более высокими требованиями учения, не удовлетворяясь данными простого здравого смысла, ищет Бога более отвлеченного. Я не осуждаю этих людей. Но оно не право, если становясь на место всего человечества, это меньшинство утверждает, что Бог скрыт от людей, потому что оно не видит Его. Я признаю, что может случиться, что хитрые проделки людей могут на время убедить большинство, что нет Бога, но эта мода не может продолжаться. И так  или иначе, человек будет всегда нуждаться в Боге. Если бы, противно закону природы, Божество проявилось бы нам с еще большей очевидностью, я уверен, что люди, противные Богу, придумали бы новые тонкости, чтобы отрицать Его. Разум всегда подчиняется тому, чего требует сердце.

РУССО.

 

* * *

Самое для меня несомненное из всего на свете — это мое сознание себя в настоящем.

 

* * *

Вера в Бога так же свойственна природе человека, как способность его ходить на двух ногах; вера эта может у некоторых людей видоизменяться и даже совсем заглохнуть, но, как общее правило, она существует и необходима для разумной жизни.

ПО ЛИХТЕНБЕРГУ.

 

* * *

Одинаково непостижимы положения, что есть Бог и что нет Его, что есть душа в тебе и что нет в нас души, что мир сотворен и что он не сотворен.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

Религия — от Бога, а богословие — от людей.

Д’ЭШЕРНИ.

 

* * *

Живи в Боге, живи с Богом, сознавая Его в себе, и не пытайся определить Его словами.


27 апреля

* * *

Недобрые чувства вызывают осуждение людей, но очень часто [ наше ] осуждение людей вызывает в нас недобрые к ним чувства, и тем более недобрые, чем больше мы осуждаем их.

 

* * *

Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на   сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Мф. гл. 7, ст. 1–5.

 

* * *

Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, горячий, холодный и т. д. Люди не бывают такими.

Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще горяч, чем холоден, и наоборот, но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он всегда добрый или умный, а про другого, что он всегда злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно.

 

* * *

Вы видите слабость ближнего, но не знаете, что, может быть, один из его поступков приятнее Богу, чем вся ваша жизнь. Если даже ваш ближний имел несчастие пасть, то вы не видали слез, пролитых им прежде, ни последующего затем раскаяния, и между тем, как Бог, свидетель его скорби и сокрушения, уже оправдал его, вы продолжаете осуждать его.

ИЗ "БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ".

 

* * *

Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба. Какую бы величину ни помножить на нуль, будет нуль. Если же произведена вражда, то вражда была и в каждом из враждующих.

 

* * *

Если произошла ссора между людьми, то виноваты в ней, хотя бы в самых различных степенях, непременно оба ссорящиеся. Ведь при полной безупречности поведения одной из сторон так же невозможно возгореться ссоре, как невозможно зажечься спичке об абсолютно гладкую поверхность, например о зеркало.

Б.

 

* * *

Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав: если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.

Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Живя с близким человеком, хорошо уговориться о том, чтобы останавливать друг друга, как скоро тот или другой начнет осуждать ближнего.


28 апреля

* * *

Несомненное условие счастия есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

 

* * *

Жизнь аркадских пастушков и наша возлюбленная придворная жизнь обе нелепы и неестественны, хотя и привлекательны. Ибо никогда не может быть истинного удовольствия там, где удовольствия превращаются в занятия. Только отдохновения от занятий, редкие и краткие и без подготовки, бывают истинно приятны и полезны.

КАНТ.

* * *

Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

 

* * *

Ручной труд есть долг и счастие для всех; деятельность ума и воображения есть деятельность исключительная; она становится долгом и счастием только для тех, которые к ней призваны. Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

 

* * *

Надобно бы было включить вечную праздность в муки ада, а ее-то, напротив, поместили среди радостей рая.

МОНТЕСКЬЕ.

 

* * *

В самом низком труде душа человека успокаивается, как только он берется за работу. Сомненья, печаль, уныние, негодование, самоотчаяние — все эти бесы караулят бедняка, как и всякого человека; но он бодро возьмется за работу, и все бесы не смеют подойти к нему и только издали ворчат на него. Человек стал человеком.

КАРЛЕЙЛЬ.

 

* * *

Труд есть потребность, лишение которой составляет страдание, но никак не добродетель. Возведение труда в достоинство есть такое же уродство, каким бы было возведение питания человека в достоинство и добродетель.

 

* * *

Хочешь доброго расположения духа: трудись до усталости, но не через силу. Хорошее душевное состояние нарушается всегда праздностью и только иногда чрезмерным трудом.


29 апреля

* * *

Человек может одинаково исполнить свое назначение в болезненном, как и в здоровом состоянии.

 

* * *

Обыкновенно думают, что можно служить Богу и быть полезным людям, только будучи здоровым. Неправда! Часто напротив. Христос больше всего послужил Богу и людям, будучи совсем умирающим на кресте, когда Он прощал убивающим Его. То же может делать всякий человек больной. И нельзя сказать, какое состояние: здоровья или болезни более удобно для служения Богу и людям.

 

* * *

С тех пор как люди стали думать, они признали, что ничто столь не содействует нравственной жизни людей, как памятование о смерти. Ложно же направленное врачебное искусство вместо того, чтобы заботиться об облегчении страданий, ставит себе целью избавлять людей от смерти и научает их надеяться на избавление от смерти, на удаление от себя мысли о смерти и тем лишает людей главного побуждения к нравственной жизни.

 

* * *

Для себя только, для служения себе нужно побольше здоровья, силы, а для служения Богу не только не нужно, но часто — напротив.


30 апреля

* * *

Казалось бы, нельзя жить, не зная, для чего живешь, и что первое, что человек должен уяснить себе, это смысл своей жизни, — тем более что были и есть люди, знающие этот смысл. А между тем большинство людей, считающих себя образованными, гордятся тем, что дошли до той кажущейся им высоты, при которой они видят, что жизнь не имеет никакого смысла.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА АПРЕЛЬ
1-10 апреля 11-20 апреля Вы сейчас на "30 апреля"

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz