|
КРУГ ЧТЕНИЯ АПРЕЛЬ * * * Наук бесчисленное множество, и всякая наука бесконечна, можно все дальше и дальше идти к ней. И потому во всякой науке самое первое и главное — это знать, какие предметы самые важные, какие менее важные, какие еще менее важны и какие еще и еще менее важны. Узнать это нужно для того, что так всего изучить нельзя, то надо изучить самое нужное.
* * * В наше время накопляется огромное количество знаний, достойных изучения. Скоро наши способности будут слишком слабы, а жизнь слишком коротка, чтобы усвоить хотя бы одну только наиболее полезную часть этих званий. К нашим услугам полное изобилие богатств, но, восприняв их, мы должны снова отбрасывать многое как бесполезный хлам. Было бы лучше иногда не обременять себя им. КАНТ.
* * * При нашем преждевременном и часто слишком обильном чтении дающем нам так много непереваренного материала, наша память становится обыкновенно хозяином наших, чувств и вкусов, поэтому-то нам часто необходимо большое усилие мысли, чтобы вернуть первобытную невинность нашему чувству, найти себя среди мусора чужих мыслей и взглядов, чтобы самим начать чувствовать и говорить и, я почти готов сказать, чтобы начать когда-нибудь самим существовать. ЛИХТЕНБЕРГ.
* * * Выбросьте из вашего сердца и ума мысль познать все на небе и на земле. Очень немного вообще существует такого, что мы можем когда-либо познать, как относительно путей Провиденья, так и законов существования но и этого немногого достаточно, вполне достаточно; стремиться к большему не благо для нас. И будьте уверены, что за пределами действительных нужд нашего скромного существования и того царства, которым каждому из нас предназначено управлять в невозмутимом самообладании, т. е. самим собою, своими мыслями словами, поступками, всякое увеличение труда усиливает безумие, всякое увеличения знания усиливает горе. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Наблюдения и вычисления астрономов научили нас многому, достойному удивления; но самый важный результат их исследований, пожалуй, тот, что они обнаружили перед нами бездну всего того, что мы не можем знать: без этих человеческих знаний разум никогда не мог бы представить себе всю огромность этой бездны, а размышление об этом может произвести большую перемену в определении конечных целей деятельности нашего разума. КАНТ.
* * * "Есть травы на земле: мы их видим, с луны их было бы не видно. На этих травах есть нити, в этим нитях — маленькие животные, но дальше этого ничего уж нет". — Какая самонадеянность! "Сложные тела состоят из элементов, а элементы неразложимы". — Какая самонадеянность! ПАСКАЛЬ. * * * Настоящая жизнь — в том, чтобы становиться лучше, побеждать свое тело силою духа, приближаться к Богу. Это не делается само собой. Для этого нужно усилие. И это усилие дает радость.
* * * Привычку никогда нельзя признать добром, даже и привычку к хорошим поступкам. Хорошее, благодаря ей перестает быть добродетелью. Добро только то, что добывается усилием. КАНТ.
* * * Неси свое бремя и знай, что в нем твое благо; извлеки из него то, что нужно для разумной жизни твоей, как желудок извлекает из пищи все нужное для плоти или как огонь, который разгорается светлее, когда в него что-нибудь бросят. МАРК АВРЕЛИЙ.
* * * Чем больше отталкиваешь свой крест, тем он становится тяжелее. АМИЕЛЬ.
* * * Будь всегда внимателен к тому, что делаешь, и ничего не считай недостойным внимания. КОНФУЦИЙ.
* * * Постоянное исполнение незаметных обязанностей с простым и нравственно возвышенным чувством укрепляет характер до той степени, при которой он будет мужественно и сильно действовать в шуме мира и на плахе. ЭМЕРСОН.
* * * Рост есть медленны процесс, а не судорожный взрыв. Так же невозможно победить грех судорогою раскаяния, как познать целую науку мгновенным порывом мысли. Действительное средство внутреннего, совершенствования — только в постоянном, терпеливом усилии, руководимом мудрым рассуждением. ЧАННИНГ. * * * Когда мы умираем, то может быть только одно из двух: или то, что я считаю собою, перейдет в другое отдельное существо, или я перестану быть отдельным существом, и сольюсь с Богом. То или другое — в обоих случаях будет хорошо.
* * * Смерть есть разрушение того тела, посредством которого я воспринимал мир, каким он представляется в этой жизни; это разрушение того стекла, через которое я смотрел. О том, будет ли оно заменено другим, или то, что смотрело через окно, сольется со Всем, — мы не можем знать.
* * * Известный предел жизни должен существовать, и так же, как плоды деревьев и земли, так же, как времена года, всё должно начинаться, продолжаться и проходить. Мудрые люди охотно подчиняются этому порядку. ЦИЦЕРОН.
* * * На вопрос о том, буду ли я, я — отдельный от
всего мира — жить после смерти, на этот вопрос
есть только один ответ; если лучше, чтобы
продолжалась отдельная жизнь после смерти, она
будет продолжаться, если же не лучше, то она
прекратится. ПО ЭМЕРСОНУ.
* * * Смерть так легко избавляет от всех затруднений и бедствий, что неверующие в бессмертие люди должны бы были желать ее. Люди же, верующие в бессмертие, ожидающие новой жизни, еще больше должны бы были желать ее. Если те и другие не желают ее, то только потому, что, при умирании люди страдают. Страдание удерживают людей от смерти.
* * * Никто не знает, что такое смерть, зло она или добро. А все люди боятся ее, как будто знают наверное, что она зло. ПЛАТОН.
* * * Если человек и знает, что, когда гремит гром, молния уже ударила и потому гром не может убить, он всегда все-таки пугается громового удара. То же со смертью. Если мы и знаем, что телесная смерть разрушает только тело, но не жизнь духа, мы все-таки не можем не бояться ее. Но человек просвещенный, поборов в себе этот страх, памятует о том, что жизнь его не в теле, а в духе; непросвещенному человеку кажется, что со смертью погибает всё, и он так боится ее и прячется от нее, как глупый человек прячется от громового удара, тогда как удар этот никак уже не может убить его.
* * * Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее. * * * Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.
* * * Жизнь здесь — не юдоль плача, не место испытания, а нечто такое, лучше чего мы ничего не можем себе представить. Радость этой жизни бесконечна, только бы мы пользовались ею для того, для чего она дана нам.
* * * Недоброе расположение человека к другим людям делает его несчастным и отравляет жизнь другим. Любовное же настроение как маслом смазывает колеса жизни и делает ее легкою и приятною и для него и для всех тех, с кем он общается.
* * * Люди большею частью так относятся к своим удовольствиям, что огорчаются, если теряют их. Но прав только тот человек, который умеет радоваться и вместе с тем не огорчаться, когда проходит причина его радости. ПАСКАЛЬ.
* * * Попробуй, может быть, тебе удастся прожить, как человеку, довольному своей судьбой, приобретшему внутренний мир любовью и добрыми делами. МАРК АВРЕЛИЙ.
* * * Главный секрет для сохранения веселости в том, чтобы не позволять пустякам тревожить нас и вместе с тем ценить те маленькие удовольствия, которые выпадают нам на долю. СМАЙЛЬС.
* * * Никогда не ищите удовольствия, но будьте всегда готовы находить во всем удовольствие. Если ваши руки заняты, а сердце свободно, то самая ничтожная вещь доставит вам удовольствие, и вы найдете долю интересного и приятного во всем, что услышите. Но если вы обратите удовольствие в цель вашей жизни, то настанет день, когда самые комические сцены не вызовут у вас истинного смеха. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Истинно мудрый человек всегда весел.
* * * Главное средство жить радостно — это верить, что жизнь дана на радость. Если радость кончается, ищи, в чем ты ошибся.
* * * Как ни прекрасна одежда, жалованная царем, своя грубая одежда лучше, и хотя вкусны яства богатых, лучше кусок хлеба со своего стола. СААДИ. * * * Люди занимаются самыми различными, почитаемыми ими очень важ-ными делами, но почти никогда не занимаются тем единственным делом, которое одно предназначено им и включаем все остальные — улучшением своей души, освобождением божественного начала души. То, что именно это дело предназначено человеку, видно из того, что, это единственная цель, для достижения которой человеку нет препятствий.
* * * Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это — счастие, которое я не переставал и спытывать до сих пор, и о том, что счастье это, настоящее, говорит мне моя совесть. СОКРАТ.
* * * Состояние нашего сознания имеет для нас больше значения, чем суж-дение всего внешнего мира, ибо мы живем в своем сознании непрерывно и вечно. Наше счастие или несчастие зависит не от того, как другие относятся к нам, а от того, как мы относимся к себе. Улучайте себя, свою душу, и вы сделаете этим самое лучшее, что можете сделать и для себя и для других. ЛЮСИ МАЛОРИ.
* * * Совершенствоваться нельзя, живя постоянно в суете мирской, и еще меньше возможно, живя постоянно в уединении. Самое выгодное условие для совершенствования — это то, чтобы в уединении вырабатывать и утверждать свое мировоззрение и потом, живя в мире, применять его к делу. * * * И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк. гл. 23, ст. ЗЗ-34.
* * * Никто никогда не уставал доставлять себе всевозможные блага. Но ведь величайшее благо, которое человек может себе доставить, это действовать сообразно со своей высшей природой, а высшая, божественная природа твой души велит тебе не уставая делать добро другим, как высшее благо для самого себя. МАРК АВРЕЛИЙ.
* * * Плати добром за зло. ТАЛМУД.
* * * Чем отомстить врагу? Стараться делать ему как можно больше добра. ЭПИКТЕТ
* * * Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они в действительности, мы заставляем их становиться лучше. ГЁТЕ.
* * * Отвечай добром за зло — и ты уничтожишь в злом человеке все удовольствие, которое он получает от зла.
* * * Учи свое сердце, а не учись у него. БУДДИЙСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ.
* * * Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никог-да уж не пропустит случая получить эту радость. * * * Люди думают, что если они назовут преступление убийства "войною", то убийство перестанет быть убийством, преступлением.
* * * Преступление убийства — всегда преступление, кто бы ни разрешал его и какое бы не было его оправдание. И потому убийцы совершающие у6ийствва или приготовляющиеся к ним, — преступники, по отношению к которым нужно не уважение, одобрение и восхищение, а сожаление, исправление и увещание. * * * Никто не может сказать, что он знает то, что есть будущая жизнь. Наше убеждение в этом основано не на логической, но на нравственной достоверности, и потому я не могу сказать, что несомненно то, что есть Бог и мое бессмертие, но я должен сказать, что я нравственно убежден, что есть Бог и что мое "я" бессмертно. Это значит то, что вера в Бога и в дру-гой мир так связана с моей природой, что вера эта не может быть отделена от меня. КАНТ.
* * * Все, что я видел и знаю, учит меня верить тому, чего я не видел и не знаю. То, что готовит для нас Провидение в будущем, что бы это ни было, должно быть нечто величественное, благое, в том же роде, как и те дела Его, которые мы знаем здесь. Наше будущее должно соответствовать тому самому высшему, что мы можем только вообразить, живя в этой жизни. ЭМЕРСОН.
* * * В смерти нет ничего страшного, смерть представляется страшной только в той мере, в какой мы отступаем в этой жизни от вечного закона.
* * * Мы в мире подобны ребенку, который вошел в комнату, где ученый человек говорит о своей науке. Ребенок не слышал начала и уходит прежде конца. Он услыхал кое-что, но не понял того, что услыхал. Великая речь Бога начата много веков прежде, чем мы начали свое учение, и будет продолжаться и тогда, когда мы будем прахом. Мы слышали только часть ее и не поняли большую часть того, что слышали. Но все-таки, хотя и немного и смутно мы поняли что-то великое и торжественное. ДАВИД ТОМАС.
* * * Кто истинно любит Бога, тот не будет стремиться к тому, чтобы Бог любил его. Ему достаточно самому любить Бога. СПИНОЗА.
* * * Тот, кто всем существом любит добро (Бога), не может сомневаться в своем бессмертии. * * * Прислушайтесь к тому глубокому недовольству теперешней формой христианства, которое распространяется в обществе, выражается ро-потом, иногда озлоблением, печалью. Все жаждут пришествия царства Бога. И оно приближается.
* * * Более чистое христианство хотя и медленно, но все более и более за-нимает место того, которое называется этим именем. ЧАННИНГ.
* * * В наше время общего религиозного сознания братства людей истинная наука должна указать способы применения этого сознания к жизни, искусство же должно переводить это сознание в чувство.
* * * "Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте", т. е. веруйте в божественность вашей природы, которую Христос открыл вам. Сознание этой божественности не может не быть признано человеком и потому не может не быть осуществлено.
|