ФЕВРАЛЬ ============ ПРЕДИСЛОВИЕ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ 1 февраля ДУХ 2 февраля СМЕРТЬ 3 февраля ДОБРОТА 4 февраля РАЗУМ 5 февраля СИЛА МЫСЛИ 6 февраля СТРАСТИ 7 февраля САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 8 февраля СЛОВО 9 февраля ВОЙНА 10 февраля СМИРЕНИЕ 11 февраля ЗАКОН 12 февраля БЕССМЕРТИЕ 13 февраля ВЕРА 14 февраля БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 февраля ПРОСТОТА 16 февраля ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 17 февраля РАВЕНСТВО 18 февраля САМООТРЕЧЕНИЕ 19 февраля ТРУД 20 февраля ПРОГРЕСС 21 февраля ВЕГЕТАРИАНСТВО 22 февраля БОГ 23 февраля УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 24 февраля ИСТИНА 25 февраля МОЛИТВА 26 февраля СЛОВО 27 февраля БОГАТСТВО 28 февраля ИСКУССТВО 29 февраля ИДЕАЛ ============ © Журнал для поэтов "Мансарда", составление журнального варианта, 1998-1999 © Машель Сергей, дизайн, 1998-1999 ============ Титульная страница "Мансарды" (1991-1999) |
КРУГ ЧТЕНИЯ ФЕВРАЛЬ * * * Зло, в виде смерти и страданий, видно человеку только тогда, когда он закон своего плотского, животного существования принимает за закон своей жизни. Только когда он, будучи человеком, спускается на степень животного, только тогда для него становятся страшны и смерть и страдания. Смерть и страдания, как пугала, со всех сторон ухают на него и загоняют на одну открытую ему дорогу человеческой жизни: исполнения закона Бога, выражающегося в любви. Смерть и страдания суть только преступления человеком этого закона. Для человека же, вполне живущего по закону Бога, нет смерти, нет страдания.
* * * Что делать, когда все нас оставляет: здоровье, радость, привязанность, свежесть чувства, память, способность к труду, когда нам кажется, что солнце холодеет, а жизнь как будто теряет все свои прелести? Как быть, когда нет никакой надежды? Одурманиваться или каменеть? Ответ всегда один: слияние своей воли с волей Бога. Будь что будет, если чувствуешь спокойствие совести, если чувствуешь себя примиренным и на своем месте. Будь тем, чем ты должен быть, — остальное дело Божье. И если бы даже не было Бога, а был бы только закон всего, долг был бы все-таки разгадкой тайны. АМИЕЛЬ.
* * * Закон Бога мы знаем и из преданий всех религий, и из своего сознания, когда оно не затемнено страстями и обманами мысли, и можем узнать из приложения этого закона к жизни: все те требования закона, которые дают нам неотъемлемое благо, все это требования истинного закона. * * * Нет ничего более несомненного, чем то, что смерть ожидает каждого из нас, а между тем все мы живем так, как будто ее никогда не будет.
* * * Кончается ли наша жизнь со смертью, это вопрос самой большой важности, и нельзя не думать об этом. Смотря по тому, верим ли мы или нет в бессмертие, и поступки наши будут разумны или бессмысленны. Поэтому главная наша забота должна быть в том, чтобы решить вопрос: совсем или не совсем умираем в плотской смерти, и если не совсем, то что именно в нас бессмертно. Когда же мы поймем, что есть в нас то, что смертно, и то, что бессмертно, то ясно, что и заботиться мы в этой жизни должны больше о том, что бессмертно, чем о том, что смертно. Люди же обыкновенно поступают как раз обратно. По ПАСКАЛЮ.
* * * Это ужасный мир, если страдания в нем не производят добра. Это какое-то злое устройство, сделанное для того, чтобы духовно и телесно мучить людей. Если это так, то мир невыразимо безнравственен, так как он делает зло не для будущего добра, но праздно, бесцельно. Он как будто нарочно заманивает людей только для того, чтобы они страдали. Он бьет нас с рождения, подмешивает горечь ко всякой чаше счастия и делает смерть всегда грозящим ужасом. И, конечно, если нет Бога и бессмертия, то понятно высказываемое людьми отвращение к жизни: оно вызывается в них существующим порядком или, скорее, беспорядком — ужасным нравственным хаосом, как его следует назвать. Но если только есть Бог над нами и вечность перед нами, то изменяется все. Мы прозреваем добро в зле, свет в мраке, и надежда прогоняет отчаяние. Какое же из двух предположений вероятнее? Разве можно допустить, чтобы нравственные существа — люди — были поставлены в необходимость справедливо проклинать существующий порядок мира, тогда как перед ними выход, разрешающий их противоречие. Они должны проклинать мир и день своего рождения, если нет Бога и будущей жизни. Если же, напротив, есть и то и другое, жизнь сама по себе становится благом и мир — местом нравственного совершенствования и бесконечного увеличения счастья и святости. ЭРАЗМ.
* * * Чем глубже сознаешь свою жизнь, тем меньше веришь уничтожению в смерти. * * * Мы часто стараемся вообразить себе смерть и переход ***туда,*** но это совершенно невозможно, как невозможно вообразить себе Бога. Все, что можно, это то, чтобы верить, что смерть есть, как и все исходящее от Бога – добро.
* * * Что бы такое ни было то начало в человеке, которое чувствует, понимает, живет и существует, оно свято, божественно и потому должно быть вечно. ЦИЦЕРОН. * * * Религия — это всем понятная философия.
* * * Человек может угодить Богу только хорошей жизнью. И потому все, чем, кроме хорошей, чистой, доброй, смиренной жизни, человек думает угодить Богу, все это один обман и ложное служение Богу. По КАНТУ.
* * * Особенность христианского учения в том, чтобы представлять себе нравственно-хорошее и нравственно-дурное отличающимися одно от другого не как небо от земли, а как небо от ада. Представление ада с его вечными мучениями возмущает душу, но по смыслу своему это представление верно. Оно служит нам предостережением от того, чтобы мы не думали, что добро и зло, царство света и царство тьмы стоят рядом и что есть между ними постоянные переходные ступени. Представление это указывает на то, что добро и зло отделены друг от друга неизмеримой бездной. По КАНТУ.
* * * Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия. * * * Человек без религии, т. е. без какого-либо отношения к миру, так же невозможен, как человек без сердца. Человек может не знать, что у него есть сердце; но как без сердца, так и без религии человек не может существовать.
* * * Надо правило доброй жизни (не убивай, не сердись, не блуди, не плати злом за зло и другие) считать истинными и обязательными для нас не потому, что это Божьи заповеди, а надо считать их Божьими заповедями потому, что мы чувствуем, что они внутренно обязательны для нас. По КАНТУ.
* * * "Как же жить, не зная, что будет, не зная, что нас ожидает?" Только тогда и начинается настоящая жизнь, когда не знаешь, что нас ожидает. Только тогда творишь жизнь и исполняешь волю Бога. Он знает. Только такая деятельность служит свидетельством веры в Бога и в Его закон. Только тогда и свобода и жизнь.
* * * Религия может осветить философские рассуждения. Философские рассуждения могут подтвердить религиозные истины. И потому ищите общения с истинно религиозными людьми и с истинными философами, как живыми, так и умершими. * * * Разум может проясняться только в добром человеке. Человек может быть добрым, только когда в нем прояснен разум. Для доброй жизни нужен свет разума, для света разума нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. И потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь. КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.
* * * Купец, женившись на царевне, построил ей дворец, накупил ей дорогих нарядов, приставил к ней сотни слуг, всячески стараясь веселить ее. Но царевна скучала и все думала о своей царской породе. Так и душа в человеке. Окружи ее человек всеми земными удовольствиями, она скучает по своему дому, по тому началу — Богу, от которого она вышла. ТАЛМУД.
* * * Хотя люди не знают, что такое добро, но они имеют его в себе. КОНФУЦИЙ.
* * * Жил в древности в Риме мудрец Сенека. Он
не знал Христа и его учения, но понимал жизнь так
же, как Христос. Вот что писал своему другу: "Ты
хорошо делаешь, любезный Люцилий (так звали
друга), что стараешься сам своими силами держать
себя в хорошем и добром духе. Всякий человек
всегда может сам себя так настроить. Для этого не
нужно подымать руки к небу или просить сторожа
при храме, чтоб пустил нас поближе к Богу, чтобы
он нас лучше расслышал: Бог всегда близко к тебе,
он внутри тебя. Да, милый Люцилий, я утверждаю, что
в нас Святой Дух, свидетель и страж всего
хорошего и дурного. Он обходится с нами, как мы
обходимся с Ним. Если мы бережем Его, Он бережет
нас.
* * * Так же, как ты не видишь души человека, ты не видишь Бога, но ты познаешь Его в Его творениях. Так же не можешь ты не признать божественную силу души, проявляющуюся в ее вечном стремлении к совершенству. СЕНЕКА.
* * * В каждом из нас живет Бог. Ничто так не удерживает человека от зла и помогает делать доброе, как память об этом. * * * Есть простота естественная, и есть простота мудрости. И та и другая вызывают любовь и уважение.
* * * Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду.
* * * Величайшие истины — самые простые.
* * * Простота всегда привлекательна. От этого привлекательность детей и животных.
* * * Простота есть сознание своего человеческого достоинства. БУАСТ.
* * * Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств. Д`АЛАМБЕР.
* * * Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя и чтобы все, что ты говоришь, была правда. * * * Хорошо почаще вспоминать о том, что наша истинная жизнь — не одна та наружная, телесная, какую мы проживаем здесь, на земле, но что вместе с этой жизнью есть в нас и другая, внутренняя жизнь — духовная. Видимая телесная жизнь наша — это то же, что леса для постройки здания. Леса сами по себе нужны только до тех пор, пока строится здание. Когда же здание кончено, они не нужны и их снимают. То же и с нашей телесной жизнью. Она нужна только для постройки здания духовной жизни, а когда это здание построено, тело уничтожается. Когда мы видим огромные, высокие, скрепленные железом леса, тогда как самое здание только чуть поднимается над фундаментом, нам кажется, что все дело в лесах, а не в здании. То же нам кажется, когда мы всю свою жизнь видим в нашем теле. Хорошо напоминать себе и друг другу, что как леса только затем, чтобы можно было построить здание, так и тело наше только затем, чтобы выросла жизнь духовная.
* * * Только освободившись от обмана чувств, признающих действительно существующим и важным мир телесный, человек может понять свое истинное назначение и исполнять его. * * * Мы удивляемся на то, как извращено было христианство, как оно мало, даже совсем не осуществлено в жизни, а между тем разве это могло быть иначе с учением, которое своим требованием поставило истинное равенство людей: все — сыны Бога, все — братья, жизнь всех одинаково священна. Истинное равенство требует не только уничтожения каст, званий, преимуществ, но уничтожения главного орудия неравенства — насилия. Равенство не может быть осуществлено, как это думают, гражданскими мероприятиями, оно осуществляется только любовью к Богу и людям. Любовь же к Богу и людям внушаются не гражданскими мероприятиями, а истинным религиозным учением. То, что люди могли впасть в грубое заблуждение о том, что свобода, братство и равенство могут быть введены казнями, угрозами казней, насилием, не показывает того, чтобы то, к чему стремились люди, было неверно, а только то, что был неверен тот путь, которым заблуждающиеся люди пытались осуществить свободу, братство и равенство.
* * * Христос открыл людям то, что они всегда знали: то, что все люди равны между собой, равны потому, что один и тот же дух живет во всех них. Но люди с давних времен так разделились между собой на царей, вельмож, богачей, рабочих и нищих, что, хотя и знают, что они все равны, живут, как будто не зная этого, и говорят, что на деле равенство людей не может быть. Не верь этому. Учись у малых детей. Делай так же, как они, сходись со всеми людьми с любовью и лаской и со всеми одинаково. Если одним людям говоришь "ты", то всем говори "ты", если "вы", то все говори "вы". Если люди возвышают себя, не уважай их больше других. Если же людей унижают, то этих-то унижаемых особенно старайся уважать, чтобы не поддаться дурному примеру. * * * Личность каждого человека есть покров, скрывающий живущее в нем Божество. Чем больше отрекается человек от своей личности, тем больше проявляется в нем это Божество.
* * * Нужно любить только Бога и ненавидеть только себя. ПАСКАЛЬ.
* * * Чем больше человек заботится о себе, занят собой, чем больше он бережет свою жизнь, тем слабее он делается и тем больше он связан. А напротив: чем меньше человек заботится о себе, чем меньше занят собою и бережет себя, тем он сильнее и тем свободнее.
* * * У человека нет никаких данных для оценки, а тем более права для суждения о результатах жизни, полной безусловной самоотверженности, пока у него не явится смелости самому испытать такую жизнь, по крайней мере на время; но я думаю, что ни один разумный человек не пожелает и ни один честный человек не посмеет отрицать то благотворное влияние, какое имели на его душу и тело хотя те случайные минуты, когда он забывал себя и отрекался от своей личности. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Стоит вспомнить о себе в середине речи — и теряешь нить своей мысли. Только когда мы совершенно забываем себя, выходим из себя, только тогда мы можем плодотворно общаться с другими, служить им и влиять на них.
* * * [...] Есть два предела: один тот, чтобы отдать жизнь за други своя; другой тот, чтобы жить, не изменяя условий своей жизни. Между этими двумя пределами находятся все люди: одни на степени учеников Христа, оставивших все и пошедших за Ним; другие на степени богатого юноши, тотчас же отвернувшегося и ушедшего, когда Ему сказали об изменении жизни. Между этими двумя пределами находятся различные Закхеи, отчасти только изменяющие свою жизнь. Но для того чтобы быть даже Закхеем, надо не переставая стремиться к первому пределу. * * * Богатый и бедный, сильный и слабый, всякий неработающий человек — негодяй. Всякий человек должен научиться мастерству, настоящему ручному труду. Только работая, можно узнать одну из лучших, чистых радостей. Отдых после труда и радость эта тем больше, чем тяжелее труд. По РУССО.
* * * Справедливость требует, чтобы брать от людей не больше того, что даешь им. Но нет возможности взвесить свои труды и труды других, которыми пользуешься; кроме того, всякий час ты можешь лишиться возможности трудиться, а должен будешь пользоваться трудами других. И потому старайся давать больше, чем берешь, чтобы не быть несправедливым. * * * Человечество не переставая идет вперед. Движение вперед должно быть и в вере.
* * * Склад жизни людей зависит от их веры. Вера с движением времени становится все проще, понятнее, яснее, согласнее с истинным знанием. И соответственно с упрощением, уяснением веры все больше и больше соединяются между собой люди.
* * * Если человек думает, что мы должны остановиться на том понимании веры, какое открылось нам теперь, то он очень далек от истины. Свет, который мы получили, был нам дан не для того, чтобы мы не переставая смотрели на него, но для того, чтобы благодаря ему нам открывались новые, скрытые еще от нас истины. По МИЛЬТОНУ.
* * * Человечество движется вперед только оттого, что движется вперед вера. Движение же вперед веры состоит не в открытии новых религиозных истин, не в отыскании нового отношения человека к миру и к Началу его, – нового ничего нет, — а в откидывании всего лишнего, что было присоединено к религиозному пониманию. Новых религиозных истин нет: с тех пор, как мы знаем разумного человека, отношение его к миру и Началу его было установлено такое же, какое оно и теперь. Если же есть движение в религии, то оно не в открывании чего-либо нового, а только в очищении того, что уже открыто и выражено.
* * * Вера — это указатель того высшего, доступного в данное время и в данном обществе лучшим, передовым людям понимания жизни, к которому неизбежно и неизменно приближаются все остальные люди этого общества.
* * * Не надо смешивать прогресса истинного, прогресса религиозного с прогрессом техническим, научным, художественным. Успех технический, научный, художественный может быть очень велик вместе с отсталостью религиозною, как оно происходит в наше время. Хочешь служить Богу — будь прежде всего работником религиозного прогресса, состоящего в борьбе с суевериями и в уяснении и упрощении религиозного сознания.
|