ЯНВАРЬ ============ ПРЕДИСЛОВИЕ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ © Журнал для поэтов "Мансарда", составление журнального варианта, 1998-1999 © Машель Сергей, дизайн, 1998-1999 ============ Титульная страница "Мансарда" (1991-1999) |
КРУГ ЧТЕНИЯ ЯНВАРЬ * * * Чем больше укрепляется в человеке разум и затихают страсти, тем больше освобождается в нем духовная жизнь любви к Богу и ближнему. Счастлив человек, когда он сознательно помогает этому. * * * Если бы мы увидали, что человек, вместо того чтобы покрыть крышу своего дома и вставить окна, всякий раз, когда заходит дождь и ветер, выходил бы наружу и, стоя на ветру и под дождем, сердился бы на тучи и кричал бы на них, приказывая одной идти направо, другой налево, — мы, наверно, увидав такого человека, сказали бы, что он сумасшедший. А между тем мы все делаем это самое, когда мы сердимся за то зло, которое делают люди, ругая людей, а не заботясь о том, чтобы искоренить зло в себе. А между тем избавиться от зла в себе — прикрыть свою крышу, вставить свои окна — в нашей власти, а искоренить зло из мира так же мало в нашей власти, как распоряжаться тучами. Если бы люди, вместо того чтобы учить других, хоть изредка занимались тем, чтобы учить самих себя, — всё меньше и меньше становилось бы зла в мире и всё легче и легче было бы жить людям.
* * * Пусть ошибки и ложные приемы не смущают тебя. Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. КАРЛЕЙЛЬ.
* * * Охраняйте ваше сердце от чуждых вам забот; не вмешивайтесь в то, что до вас не касается; старайтесь лучше о том, чтобы исправиться и преуспевать на пути к совершенству. ИЗ «БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ».
* * * Не думай никогда, что неважно то маленькое дурное дело, которое сделал. «Нынче сделал, больше не буду делать». Это неправда: тебе трудно будет удержаться, чтобы не сделать в другой раз то, что ты сделал один раз. Никогда не говори про доброе дело: не стоит и стараться, это так легко, когда захочется, всегда сделаю. Не думай и не говори так. Всегда самое небольшое доброе дело придает силы для доброй жизни, так же как недоброе дело убавляет эти силы. * * * Нам кажется, что самая главная на свете работа — это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым — это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою. * * * Что такое военная служба? А вот что. Как только молодой человек возрос, окреп, может помогать своим родителям, его приводят в приемную, велят раздеться, осмотрят и потом велят на кресте и Евангелии поклясться, что он будет слушаться во всем своих начальников и будет убивать всех тех, кого ему велят убивать. Когда же он исполнит это, противное и разуму, и совести, и даже букве закона Христа, выраженного в Евангелии, приказание, его наряжают в мундир, дают ружье, обучают стрельбе и посылают убивать людей — своих братьев. Люди, которых ему велят убивать, не сделали ему никакого зла, он никогда не видал их, но стреляет их, потому что поклялся делать это на Евангелии, — на том самом Евангелии, в котором сказано, что не должно клясться и не только убивать, но и гневаться на брата. * * * Военная служба вообще развращает людей, ставя поступающих в нее в условия совершенной праздности, т. е. отсутствия разумного и полезного труда, и освобождая их от общих человеческих обязанностей, взамен которых выставляет только условную честь полка, мундира, знамени и, с одной стороны, безграничную власть над другими людьми, а с другой — рабскую покорность высшим себя начальникам. В особенности развращающе действует на военных их праздная, распущенная жизнь потому, что, если не военный человек ведет такую жизнь, он в глубине души не может не стыдиться ее. Военные же люди считают, что это так должно быть, хвалятся, гордятся такой жизнью, особенно в военное время. «Мы готовы жертвовать жизнью на войне, и потому такая беззаботная, веселая жизнь не только простительна, но и необходима для нас. Мы и ведем ее».
* * * Один человек не должен убивать. Если он убил, он преступник, он убийца. Два, десять, сто человек, если они делают это, они убийцы. Но государство или народ может убивать сколько он хочет, и это не будет убийство, а хорошее, доброе дело. Только собрать побольше народа, и бойня десятков тысяч людей становится невинным делом. Но сколько именно нужно людей для этого? Вот в чем вопрос. Один не может красть, грабить, но целый народ может. Но сколько именно нужно для этого? Почему один, десять, сто человек не должны нарушать законы Бога, а очень много могут? А. БАЛУ.
* * * В каждом теле человека живет одно и то же божественное начало, и поэтому ни отдельный человек, ни собрание людей не могут иметь права нарушить это установленное соединение божественного начала с человеческим телом, т. е. лишить человека жизни. * * * Из всех грехов только один гнев на брата прямо противен главному благу жизни человеческой — благу любви, и потому нет греха, более верно лишающего человека лучшего блага жизни. * * * Римский мудрец Сенека говорил, что для того, чтобы удержаться от гнева, самое лучшее средство — то, чтобы, чувствуя поднимающийся гнев, замереть, ничего не делать: не ходить, не двигаться, не говорить. Если дать волю телу, языку, гнев будет все больше разораться. Хорошо тоже, говорит Сенека, для того чтобы отучить себя от гнева, приглядываться на других людей, когда они злятся. Когда глядишь на других людей и видишь, каковы они в гневе, когда видишь, что они становятся похожи на пьяных, на зверей, с красными, злыми, безобразными лицами, с противным хриплым голосом, когда слышишь их сквернословие, вспомни о том, как бы и тебе не быть таким же отвратительным. * * * Часто люди поддаются гневу и не удерживаются от него потому, что думают, что в гневе есть какое-то молодечество. Я, мол, не дал спуску, а так разнес его и т. п. Но это неправда. Чтобы не поддаваться гневу, надо помнить о том, что в гневе нет и не может быть ничего хорошего, что гнев — это признак слабости, а не силы. Когда тот, кто гневается, дерется или бет слабого, ребенка или женщину, даже когда бьет собаку или лошадь, то он этим показывает не силу, а слабость.
* * * Злом воздаст тебе твой враг, больно отплатит ненавистник, но несравненно больше зла принесет тебе гнев в твоем сердце. Ни отец, ни мать, ни родные, ни близкие не сделают тебе столько добра, сколько твое сердце, когда оно простит и забудет обиду. БУДДИЙСКАЯ МУДРОСТЬ. [ДХАММАПАДА.]
* * * Никогда своего гнева на людей не считай справедливым и ни одного человека не называй и не считай пропащим или негодным. * * * Сердится человек только оттого, что не знает, отчего произошло то, на что он сердится. Потому что если бы он знал, то сердился бы не на следствие, а на причину. Но внешняя причина всякого явления так отдалена, что ее нельзя найти; причина же внутренняя — всегда ты сам. * * * Отчего мы так рады обвинять и так злобно, несправедливо обвиняем? Оттого, что обвинение других снимает с нас ответственность. Нам кажется, что нам дурно не оттого, что мы дурны, а оттого, что другие виноваты. * * * Куда придет человечество, это не дано знать людям. Высшая мудрость состоит в том, чтобы знать, куда тебе идти. А это ты знаешь: идти к высшему совершенству.
* * * Узок пуст, ведущий в жизнь, и немногие находят его. Немногие находят его, потому что большинство идет по широкому пути, по тому, по которому идут все. А настоящий пусть — узкий, только на одного человека. И для того, чтобы найти его, надо идти не с толпой, а за теми одинокими людьми: Буддой, Конфуцием, Сократом, Христом, которые сами для себя и для нас всех, один за другим, прокладывали одну и ту же узкую дорогу. По ЛЮСИ МАЛОРИ.
* * * Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ.
* * * Где начинается искание истины, там всегда начинается жизнь; как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Видеть все вещи в Божественном совершенстве, сделать из своей жизни движение к этому совершенству — в этом удивительная точка зрения мудрецов древности: Сократа, Эпиктета, Марка Аврелия. Есть такое христианство, которое злословит мудрость и хочет не признавать ее. А между тем насколько мудрость, довольствующаяся Царством Божьим на земле, выше того учения, которое учит тому, что оно возможно только за гробом. Признак ложного учения — тот, чтобы откладывать жизнь до другого времени и ценить верующего в свое учение человека выше добродетельного. По АМИЕЛЮ.
* * * Если человек ищет мудрости, он умен, но если он думает, что нашел ее, он безумен. ПЕРСИДСКАЯ МУДРОСТЬ (ИЗ АЛБИТИСА).
* * * Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. ГОЛЬМС.
* * * Опытные науки, когда ими занимаются ради них самих, разрабатывая их без руководящей философской мысли, подобны лицу без глаз. Они представляют одно из занятий, подходящих для средних способностей, лишенных, однако, высших дарований, которые были бы только помехой при этих кропотливых изысканиях. Люди с такими средними способностями сосредоточивают все свои силы и все свое уменье на одном-единственном отграниченном научном поле, где они и могут поэтому достигнуть возможно полного знания, при условии совершенного невежества во всех других областях. Их можно сравнить с рабочими в часовых мастерских, из которых одни делают только колеса, другие — только пружины, третьи — только цепи. ШОПЕНГАУЭР.
* * * Лучше знать немного правил жизни, чем выучиться многим бесполезным наукам. Правила жизни удержат тебя от злого, направят на доброе; знание же бесполезных наук только введет тебя в соблазн гордости и помешает тебе ясно понимать нужные тебе правила жизни. * * * Бойся не незнания, а ложного знания. Лучше ничего не знать, чем считать правдой то, что неправда. Лучше ничего не знать про небо, чем думать, что оно твердое и на нем сидит Бог. Но немного лучше и то, чтобы думать, что то, что нам видимо, как небо, есть бесконечное пространство: бесконечное пространство так же не точно, как и твердое небо. * * * Не крайняя ли несообразность в том, что мы сами сидим за трапезою в смехе и пресыщении, а между тем, слыша, как другие плачут, проходя по улице, не только не обращаем на их плач внимания, но еще негодуем на них и называем их обманщиками? Ты говоришь, обманщики. Но неужели из-за одного хлеба станет кто-нибудь обманывать? А если ты думаешь, что он обманывает, то тем более тебе надо сжалиться над ним и тем более нужно избавить его от нужды. Если же ты не хочешь подать, то, по крайней мере, не оскорбляй. ИОАНН ЗЛАТОУСТ.
* * * Как первое правило мудрости состоит в познании самого себя, — хотя это всего труднее, — так и первое правило милосердия состоит в том, чтобы довольствоваться малым, хотя и это так же трудно; и только такой довольный и умиротворенный человек и явится сильным для оказания милосердия другим. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 1 ИН. ГЛ. 3. СТ. 17-18. * * * Никто не может помешать духовному развитию человека, кроме его самого. Ни физическая слабость, ни умственная неспособность не могут быть препятствием к развитию духовной природы, ибо развитие духовной природы — только в увеличении любви, а ничто не может препятствовать этому увеличению. ЛЮСИ МАЛОРИ.
* * * Разумный человек любит не потому, что это ему выгодно, а потому, что он в самой любви находит благо.
* * * Человек не может достигнуть счастья, потому что чем выше его стремления к мирскому частью, тем менее они осуществимы. Исполнение долга тоже не может дать счастья. Исполнение это дает мир, а не счастие. Только божественная, святая любовь и слияние с Богом дают истинное благо, потому что если жертва стала радостью, постоянной, растущей, ненарушимой радостью, то душа обеспечена неперестающим благом. АМИЕЛЬ.
* * * Постарайся полюбить того, кого ты не любил, осуждал, кто оскорбил тебя. И если тебе удастся это сделать, то ты испытаешь совершенно новое и удивительное чувство радости. Ты сразу увидишь в этом человеке того же Бога, который живет в тебе. И как свет ярче светит после темноты, так и в тебе, когда ты освободишься от нелюбви, сильнее и радостнее разгорится свет любви божеской.
* * * Как мать, рискуя своей жизнью, воспитывает и оберегает свое детище, свое единственное детище, так пусть каждый человек воспитывает и оберегает в себе дружелюбное чувство ко всему живущему. МЕТТА-СУТТА. * * * «Душа человеческая по природе своей христианка». Христианство воспринимается людьми всегда как что-то забытое, вдруг вспомнившееся. Христианство поднимает человека на такую высоту, с которой ему открывается радостный мир, подчиненный разумному закону. Чувство, испытываемое человеком, узнающим истину христианства, подобно тому, которое испытал бы человек, запертый в темной, душной башне, когда бы он поднялся на высшую, открытую площадку башни, с которой он увидел бы невидный прежде прекрасный мир. * * * Не думай, чтобы мудрость представляла из себя свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его.
* * * Тремя путями можем мы прийти к мудрости: во-первых, путем размышлений, это — путь самый благородный; во-вторых, путем подражания, это — путь самый легкий, и, в-третьих, путем опыта, это — путь самый тяжелый. КОНФУЦИЙ.
* * * Достоинство человека измеряется не той истиной, которой он владеет, а тем трудом, который он приложил для ее приобретения. ЛЕССИНГ.
* * * Жизнь — школа, в которой неудача — лучший учитель, чем удача. СУЛЕЙМАН ГРЕНАДСКИЙ.
* * * Хочешь себя изучить — посмотри на
людей и дела их. ШИЛЛЕР.
* * * Понимать вещи — значит побывать в них и потом выйти из них. Нужно, стало быть, пленение и потом освобождение; очарование и потом разочарование; увлечение и охлаждение. Тот же, который находится еще под очарованием, так же как и тот, который не был очарован, — одинаково не могут понимать. Мы знаем хорошо только то, чему прежде поверили и потом обсудили. Чтобы понимать, надо быть свободным, но прежде этого быть плененным. АМИЕЛЬ.
* * * Когда продолжительность жизни человека или народа нам представляется такой же ничтожной, как и жизнь мушкарки, и, наоборот, жизнь мушкарки так же бесконечна, как жизнь небесного тела со всей его пылью народов, мы чувствуем себя и очень малыми и очень великими, и мы со всей высоты небесных пространств можем рассматривать наше собственное существование и те маленькие вихри, которые волнуют нашу маленькую Европу. Вот что делает мысль свободной. АМИЕЛЬ.
* * * Изнутри или сзади светит через нас свет, — мы можем знать, что мы ничто, а что всё этот свет. То, что мы обыкновенно называем человеком — едящее, пьющее, сажающее, считающее существо, — не представляет нам человека в его истинном свете, но, напротив, показывает нам его в ложном. Истинный человек — это та душа, которая живет в нем. Если бы он только проявил ее делами, мы бы преклонялись перед ней. Мудрая пословица говорит: «Бог приходит к нам без звона». Это значит, что нет перегородки между нами и началом всего, нет стены между человеком — последствием — и Богом — причиною. ЭМЕРСОН.
* * * Душа сама в себе есть и свой судья и свое прибежище. Не оскорбляй твою сознающую душу — высшего внутреннего судью. МАНУ. * * * Если есть человек, не имеющий права на землю, то незаконно право на землю — мое, ваше, всякого человека. ЭМЕРСОН.
* * * Земля — общая наша мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас с минуты рождения и пока мы не успокоимся вечным сном на ее материнской груди, она постоянно своими нежными объятиями лелеет нас. И вот, несмотря на это, люди толкуют об ее продаже, и действительно, в наш продажный век земля представляется на рынок для оценки и для так называемой продажи. Но продажа земли, созданной небесным творцом, является дикой нелепостью. Земля может принадлежать только всемогущему Богу и всем сынам человеческим, работающим на ней, или тем, что будут на ней работать. Она представляет собственность не одного какого-либо поколения, но всех прошлых, настоящих и будущих поколений, работающих на ней. КАРЛЕЙЛЬ. * * * Высшая степень дерзости — это установление одними людьми такого религиозного закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят другими людьми на веру. Для чего это может быть нужно людям?
* * * Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, нравственности и любви к отечеству. ГЕЙНЕ.
* * * Христос учил людей тому, что между Богом и человеком не нужно посредников. Он учил тому, что все люди — сыны Бога. Какие же могут быть нужны посредники между отцом и сыном?
|