ЯНВАРЬ ============ ПРЕДИСЛОВИЕ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 января ЗНАНИЕ 2 января ВЕРА 3 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 4 января ЕДИНЕНИЕ 5 января СЛОВО 6 января УСИЛИЕ 7 января ДОБРОТА 8 января ВЕРА 9 января ЗНАНИЕ 10 января ВОСПИТАНИЕ 11 января СМИРЕНИЕ 12 января ЛЖЕУЧЕНИЕ 13 января ВЕРА 14 января ЛЮБОВЬ 15 января ВЕРА 16 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 17 января МУДРОСТЬ 18 января ПРОСВЕЩЕНИЕ 19 января САМООТРЕЧЕНИЕ 20 января БЕССМЕРТИЕ 21 января САМОСОВЕРШЕН- СТВОВАНИЕ 22 января ВОЙНА 23 января ЗЛО 24 января МУДРОСТЬ 25 января ЗНАНИЕ 26 января МИЛОСЕРДИЕ 27 января ЛЮБОВЬ 28 января ЗАКОН 29 января МУДРОСТЬ 30 января УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 31 января ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ © Журнал для поэтов "Мансарда", составление журнального варианта, 1998-1999 © Машель Сергей, дизайн, 1998-1999 ============ Титульная страница "Мансарда" (1991-1999) |
КРУГ ЧТЕНИЯ ЯНВАРЬ * * * Без смирения невозможно совершенствование. "Зачем мне совершенствоваться, когда я и так хорош?"
* * * Чем ты выше, тем больше смиряйся. Многие живут на высоте и в славе, но тайны открываются только низким. Не ищи вещей слишком трудных и сверх своих сил. Но то, что предписано тебе, о том помышляй с уважением. Не будь любопытен в том, что тебе не нужно. Тебе открыто и так больше того, что ты можешь понимать. Многие бывают обмануты своим тщеславным мнением; и потому не хвастайся знанием, которого нет у тебя. ЭККЛЕЗИАСТ (АПОКРИФИЧЕСКИЙ).
* * * Тот, кто оскорблен и может спокойно перенести оскорбление, не возвращая его, тот одержал великую победу в деле жизни. ЖЕНЕВИО-ЛАКЕ.
* * * Займи место ниже, чем тебе подобает. Лучше, если тебе скажут: взойди выше, нежели: сойди вниз. Кто возвышает себя, того Бог унижает, а кто себя смиряет, того Бог возвышает. ТАЛМУД.
* * * Старайтесь неотступно уничтожать в себе всякое желание властвовать, не ищите славы и похвал, — все это может лишь погубить вашу душу. Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других. ИЗ "БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ".
* * * Вспоминай все дурное, сделанное тобой. Это поможет тебе не делать дурного. Если же будешь вспоминать сделанное тобою хорошее, это помешает тебе делать доброе. * * * Есть люди, которые берут на себя право решать за других их отношение к Богу и к миру, и есть люди, огромное большинство, которые отдают это право другим и слепо верят тому, что говорят им. Одинаковы преступны и те и другие.
* * * С той минуты, когда человек отказался от своей нравственной независимости, с той минуты, когда человек стал определять свою обязанность не по внутреннему голосу, но по взглядам известного сословия или партии, с той минуты, когда он стряхнул с себя свою личную ответственность потому, что он только один из миллионов, — с этой минуты он лишился своей нравственной силы, он ожидает уже от людей того, что может совершить один Бог, он ставит на место Божественной силы грубые предписания человеческого ума. ЧАННИНГ.
* * * Человек может пользоваться тем преданием, которое перешло к нему от мудрых и святых людей прошедшего, но он сам должен проверить своим разумом то, что предается ему, и откинуть одно и принять другое. * * * Каждый человек должен сам устанавливать свое отношение к миру и Богу. * * * Кто добрый человек? — Добр только верующий человек. — Но что такое вера? — Это согласие своей воли с совестью, с всемирным разумом. КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ.
* * * Дело веры не в том только, чтобы сделать человека хорошим. Вера хорошего человека поднимает его на такую высоту, с которой ему все легко и радостно. По ЛЕССИНГУ.
* * * Одно необходимо: отдаться Богу. Будь сам в порядке и предоставь Богу распутывать моток мира и его судеб. Пусть будет уничтожение или бессмертие. То, что должно быть, — будет. То, что будет, — будет благом. Чтобы совершить путь жизни, для человека ничего не нужно, кроме веры в добро. АМИЕЛЬ.
* * * Есть двоякий покой. Есть покой отрицательный; это — отсутствие шума, грызущих забот, это — спокойствие после борьбы, после бурь. Но есть другой, более совершенный покой души, которому этот первый покой только предшествует, — то Божественное спокойствие, которое всё понимает, истинное название которого — "Царство Божие внутри нас". К этому покою души принадлежит то спокойствие, которое дает нам религия. Это сознательное единение с Богом и миром, союз любви со всеми существами, любовь ко всему чистому и невинному, уменье жертвовать своими желаниями и интересами, участие в духе и жизни вселенной, полное согласие своей воли с ее бесконечным источником. В этом истинное спокойствие и счастие человека. ЧАННИНГ.
* * * Говорят, что в последний день будет общий суд и что добрый Бог будет гневаться. Но от благого Бога не может произойти ничего, кроме добра. Не бойся: конец будет полон радости. Какие бы ни были на свете веры, истинная вера только одна та, что Бог есть любовь. А от любви не может быть ничего, кроме добра. С ПЕРСИДСКОГО.
* * * Люди спрашивают: что будет после смерти? На это надо отвечать так: если ты точно не языком, а сердцем говоришь: да будет воля твоя как на земле, так и на небе, т. е. как во временной этой жизни, так и в вечной, то тебе нечего и думать о том, что будет после смерти. Отдайся в волю бесконечного существа, благословляя ее; ты знаешь, что она есть любовь, — так чего же тебе бояться? Христос, умирая, сказал: "Отец! в руки Твои отдаю дух Мой". Если кто говорит эти слова не одним языком, а всем сердцем, то такому человеку ничего больше не нужно. Если дух мой возвращается к Отцу, то для него ничего, кроме самого лучшего, быть не может. * * * Чтобы иметь истинную веру, надо воспитывать ее в себе. А чтобы воспитывать, надо творить дела веры. Сущность же дел веры не в великих подвигах, а в делах незаметных, ничтожных, но творимых исключительно для Бога. "Умирать придется одному", — сказал Паскаль. И жизнь истинная — только та, когда живешь один, перед Богом, а не перед людьми. * * * Не думайте, что можно найти душевный мир без веры. * * * Любить в себе можно только Того, Кто один во всех. Любить же Того, Кто один во всех, значит любить Бога. * * * Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни.
* * * Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нём. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог и в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Братья, будем любить друг друга, ибо любящий рожден от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь. Пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог — в нем. 1-Е ПОСЛАНИЕ ИОАННА, ИЗ ГЛ. 4.
* * * Если человек не может простить брата, он не любит его. Истинная любовь бесконечна, и нет количества тех оскорблений, которые она не простила бы, если она истинная любовь. * * * Любить того, кто нам приятен, не значит любить. Истинная любовь только та, когда в человеке любишь того же Бога, какой в тебе. Этой любовью любишь не только своих родных, не только тех, которые любят тебя, но любишь неприятных, злых людей, ненавидящих тебя. Чтобы любить таких людей, надо помнить, что тот, с кем имеешь дело, любит себя так же, как и ты себя, и что в нем тот же Бог, какой и в тебе. Если помнишь это, то и поймешь, как тебе надо отнестись к нему. И если поймешь, то полюбишь его, а если полюбишь так, то такая любовь даст тебе больше радости, чем любовь к любящим тебя. * * * Вы спрашиваете, в чем главная сущность характера Христа. Я отвечаю, что это — Его уверенность в величии человеческой души. Он видел в человеке отражение и образ божества и потому любил человека, кто бы он ни был, какие бы ни были условия его жизни и характера. Иисус смотрел на людей взором, пронизывающим материальную оболочку, — тело исчезало перед ним. Он смотрел сквозь наряды богатого и лохмотья нищего в душу человека; и там, среди мрака невежества и пятен греха, Он находил зачатки силы и совершенства, которые могут бесконечно развиваться, духовную, бессмертную природу. В самом низко падшем, развращенном человеке Он видел существо, которое может превратиться в ангела света. Даже более того: Он чувствовал, что в Нем Самом нет ничего такого, чего бы не мог достигнуть каждый человек. ЧАННИНГ.
* * * Бойтесь всего, что становится между вами и Богом — духом, живущим в вашей душе. * * * Мы должны с глубоким вниманием относиться к нашим общественным делам; мы должны быть готовы изменять наши мнения, отказываться от старых взглядов, усваивать новые. Мы должны бросать предрассудки и рассуждать с совершенно свободным умом. Моряк, который будет ставить одни и те же паруса, невзирая на перемены в ветре, никогда не достигнет своей гавани. ГЕНРИ ДЖОРДЖ.
* * * Подчинение требованиям ложной веры — в этом главная причина бедствия людей. * * * Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены изнутри. ГЕРЦЕН
* * * Если вы можете научить человека добру и не делаете этого — вы теряете брата. КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.
* * * Зачем напрасно мучаете вы себя в своем бедственном положении? Желание ваше добро, но вы не знаете, как его достигнуть. Знайте, что только тот, кто отдаст жизнь, может получить ее. Вы ничего не достигните без Бога. Вы ворочаетесь на вашем ложе страданий, и что же вы нашли? Вы уничтожили несколько угнетателей, — явились другие, худшие, чем прежние. Вы уничтожили законы рабства, и вам дали новые законы крови и еще новые законы рабства. Не верьте людям, которые становятся между вами и Богом, чтобы тень их скрыла Его от вас. Люди эти имеют дурные намерения. Потому что только от Бога исходит сила освобождающая, потому что только от Бога исходит любовь соединяющая. Что может сделать для вас человек, который руководится только своею мыслью и законом своей воли? Если он имеет добрые намерения и желает только добра, он все-таки даст вам свою волю вместо закона и свою мысль вместо правила. Это делают все угнетатели. Не стоит разрушать для того, чтобы заместить одно насилие другим. Свобода состоит не в том, чтобы властвовал этот, а не тот, а в том, чтобы никто не властвовал. Там же, где Бог не властвует, властвует человек. Царство Бога есть царство справедливости в умах и милосердия в сердцах; основа этому — вера в закон, провозглашенный Христом, закон милосердия, закон справедливости. Закон справедливости учит тому, что все равны перед Отцом Богом и единым учителем Христом. Закон милосердия учит любви и помощи друг другу, как сыновьям одного отца и ученикам одного учителя. Если же люди говорят вам: "До нас никто не знал, что такое справедливость; справедливость от нас, верьте нам, и мы устроим вам такую справедливость, которая удовлетворит вас", — то такие люди обманывают вас или, если искренно обещают вам свободу, сами обманываются, — потому что они хотят, чтобы вы признали их господами, и тогда свобода ваша будет только послушанием новым господам этим. Отвечайте им, что господин ваш один Бог и вы не хотите другого, и Бог освободит вас. ЛАМЕНЭ.
* * * Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни. * * * Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни. * * * Общественная жизнь может быть улучшена только самоотречением. * * * Говорят: одна ласточка не делает весны. Но неужели оттого, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, которая уже чувствует весну, а дожидаться? Если так дожидаться всякой почке и травке, то весны никогда не будет. Так же и нам для установления Царства Божия не надо думать о том, первая ли я или тысячная ласточка.
* * * Небо и земля вечны. Вечны они потому, что они существуют не для себя. Поэтому они и вечны. Так же и святой муж отрешается от себя и этим становится вечен. Становясь же вечным, он становится и могущественным и совершает всё, что ему нужно. ЛАО-ТСЕ.
* * * Совершенствование человека измеряется степенью его освобождения от личности. Чем больше освобождается человек от своей личности, тем он совершеннее. * * * Смерть и рождение — два предела. За этими пределами одинаковое что-то. * * * Когда подумаешь о том, что будет с душою после смерти, нельзя подумать и о том, что было с душою до рождения. Если ты идешь куда-нибудь, то, наверное, откуда-нибудь ты вышел. Так и в жизни. Если ты пришел в эту жизнь, то откуда-нибудь. Если будешь жить после, то жил и прежде. * * * Куда мы идем после смерти? Туда, откуда пришли. Там, откуда мы пришли, не было того, что мы называем своим "я", — от этого-то мы и не помним того, где мы были, долго ли мы там были и что там было. Если мы после смерти придем туда, откуда вышли, то и после смерти не будет того, что мы называем своим "я". От этого мы никак не можем понять, какая будет наша жизнь после смерти. Одно можно, наверное, сказать, что как нам не было дурно до рождения, так не может быть дурно и после смерти. * * * Когда человек живет хорошей жизнью, то он бывает счастлив сейчас и не думает о том, что будет после этой жизни. Если же и вспомнит о смерти, то, судя по тому, как хорошо устроена для нас жизнь теперь, верит, что она и после смерти всё будет так же хороша. Верить в то, что Бог добр и сделал и делает всё для нас самое лучшее, много спокойнее и вернее, чем верить во все блаженства рая.
* * * Когда мы рождаемся, наши души кладутся в гроб нашего тела. Гроб этот — наше тело — постепенно разрушается, и душа наша все больше и больше освобождается. Когда же тело умирает, душа совсем освобождается. По ГЕРАКЛИТУ.
* * * Человеку не нужно загадывать о том, что будет после этой жизни, а в этой жизни стараться поступать по той воле Пославшего нас, которую мы знаем в своем разуме и сердце.
|