ОКТЯБРЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день
ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


ОКТЯБРЬ
Третья декада (21-31 октября)


21 октября

* * *

Как бури волнуют воды и уничтожают их прозрачность, так и страсти, тревоги, страхи, смущая душу, мешают человеку сознавать свою сущность.

 

* * *

Люди с великой и прекрасной душой всегда спокойны и довольны; люди, ничтожные духом, все недовольны и печальны.

МАНЧЖУРСКАЯ ПОСЛОВИЦА.

 

* * *

Люди затрудняются, беспокоятся и волнуются только тогда, когда они заняты внешними делами, от них не зависящими. В этих случаях они тревожно спрашивают себя: «Что я стану делать? что-то будет? что из этого выйдет? как бы не случилось того или другого». Так бывает с теми, которые постоянно заботятся о том, что им не принадлежит.

Наоборот, человек, занятый тем, что от него самого зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования, не станет так тревожить себя. Если бы он и стал беспокоиться о том, удастся ли ему держаться истины и избегать лжи, то я сказал бы: успокойся, — то, что тревожит тебя, находится в твоих собственных руках; гляди только за своими мыслями и поступками и старайся всячески исправлять себя. Так и не говори: «Что-то будет?» Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и пользу.

— А если я умру в борьбе с несчастиями?
— Ну что же? В таком случае ты умрешь смертью человека честного, совершая то, что ты должен совершать. Нужно же тебе все равно умереть, и смерть должна же застать тебя за каким-нибудь делом. Я был бы доволен, если бы смерть застала меня за делом, достойным человека, за делом добрым и полезным всем людям; или чтобы она застала меня в то время, когда я стараюсь исправлять себя. Тогда я мог бы поднять руки к Богу и сказать ему: «Господи, Ты знаешь сам, насколько я воспользовался тем, что Ты дал мне для понимания Твоих законов. Упрекал ли я Тебя? Возмущался ли против того, что со мною случилось? Уклонялся ли от исполнения своего долга? Благодарю Тебя за то, что я родился, за все дары Твои. Я пользовался ими довольно, возьми их назад и распорядись ими как Тебе угодно,— ведь они Твои!»

Может ли быть лучшая смерть? Чтобы дожить до такой смерти, тебе не нужно многого лишиться, хотя, правда, этим самым ты много приобретешь. Если же ты захочешь удержать то, что не твое, то ты непременно потеряешь и то, что твое.

Кто хочет иметь успех в мирских делах, тот не спит по целым ночам напролет, постоянно хлопочет и суетится, подделывается к сильным людям и вообще поступает как подлый человек. И в конце концов чего он всем этим добился? Он добился того, что его окружают некоторыми почестями, что его боятся и что он, сделавшись начальником, распоряжается другими людьми. Неужели же ты не захочешь сколько-нибудь потрудиться для того, чтобы освободить себя от всех таких забот и спать спокойно, ничего не боясь и ничем не мучаясь? Но знай, что такое спокойствие души не достается даром.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества,— такой человек имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущают помыслы о том, надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже ввиду близкой смерти. Для него одна забота — жить разумно в мирном общении с людьми.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Только когда человек ясно узнает свое место в мире, определится и настроение его души. Когда же настроение души определится, то прекратится всякое душевное волнение. Когда же прекратится душевное волнение, то наступит полное спокойствие души, и человек, обладающий таким ненарушимым душевным спокойствием, сделается способен к работе мысли. Работа же мысли делает человека восприимчивым ко всему истинному.

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Истинная сила человека не в порывах, а в ненарушимом спокойствии.

 

* * *

Всегдашнее спокойствие невозможно, но, когда наступают времена спокойствия, надо дорожить ими, стараться продлить их. Это те времена, в которые возникают, уясняются и укрепляются мысли — руководители жизни.


22 октября

* * *

Убедиться в том, что не должно осуждать брата, можно уже потому, что сотни раз приходилось и приходится раскаиваться в том, что осудил брата, а никогда в том, что не осудил его.

 

* * *

Когда ты видишь, что человек заблуждается, не гневайся на него: пойми, что нельзя нарочно заблуждаться. Никто не может хотеть, чтобы рассудок его затемнялся. Заблуждающийся — тот, кто искренно принимает ложь за истину.

Но бывает и так, что люди не заблуждаются, а нарочно не принимают истины даже тогда, когда она раскрыта перед ними до полной очевидности. Они не принимают ее не потому, что не могут понять ее, а потому, что она обличает их злые дела, отнимает у них оправдание их пороков. Эти люди также заслуживают не гнева, а сострадания, потому что они больны не телом, а душою.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Время проходит, но сказанное слово остается.

 

* * *

Если толпа ненавидит кого-нибудь, надо, прежде чем судить, внимательно исследовать, почему это. Если толпа пристрастилась к кому-нибудь, надо тоже внимательно исследовать это, прежде чем судить.

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Обуздывать свой язык есть признак великой добродетели.

Из «БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ».

 

* * *

Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды и добра; чем яснее это уразумеешь, тем кротче будешь относиться к людям.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Если считаешь нужным осудить ближнего, то осуждай его в глаза. И осуждай так, чтобы не вызвать недоброго к себе чувства.


23 октября

* * *

Совесть есть сознание божественного начала, живущего в нас.

 

* * *

«Совесть! Детские заблуждения, предрассудки воспитания, — слышу я дружные голоса мнимых мудрецов. — В уме человека нет ничего, кроме того, что дано опытом», — говорят они.

Даже больше, они отвергают очевидное и всеобщее согласие всех народов, и против поразительного единства суждения всех людей о том, что, добро и что зло, они разыскивают какой-нибудь известный им одним пример (как будто свойства всех людей могут быть уничтожены извращением какого-нибудь описываемого путешественником темного народца) и полагают, что как только доказано, что есть уроды, то общее свойство всего человечества уже ничего не значит. «Все, — говорят они,— если содействуют общему благу, то делают это только ради своей выгоды». Но почему же есть люди, которые служат общему благу для своей явной невыгоды? Как это идти на смерть ради своей выгоды?

Конечно, каждый действует для своего блага, но если нет нравственного, духовного блага, то объяснить выгодой можно только поступки злых людей. Какая ужасная философия была бы та, при которой нельзя было бы объяснить добродетельные поступки иначе, как подыскав для них подлые побуждения.

Совесть! Да, совесть верный судья добра и зла, совесть — это то, что делает человека подобным Богу, только совесть составляет превосходство природы человека. Без совести в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению.

РУССО.

 

* * *

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что несогласно с правдой. Поступай так, и ты исполнишь всю задачу своей жизни.

Никто не может насиловать твою волю; на нее нет ни вора, ни разбойника; не желай неразумного, желай общего блага, а не личного, как большая часть людей.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Тысячи внешних голосов зовут нас куда-то в сторону, но только один внутренний, слабый голос совести может быть нашим надежным руководителем.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Всем людям свойственно грешить.
Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха.

АЛЬФИЕРИ.

 

* * *

Нельзя бороться с требованиями совести — это требования Бога, и потому лучше сразу покориться им.


24 октября

* * *

Если бы основа жизни всех нас не была бы одна и та же, ничем нельзя бы было объяснить испытываемое нами чувство сострадания.

 

* * *

Ничем нельзя смягчить нашего гнева, даже справедливого, так быстро, как сказавши гневающемуся: «Да ведь он — несчастный!» Ибо что дождь для огня, то и сострадание для гнева. Пусть всякий человек, вспылив гневом против другого человека и задумав причинить ему страдание, живо представит себе, что он уже сделал это, и видят теперь его страдающим духовно или телесно или в борьбе с нуждой и нищетой и может сказать себе: это дело моих рук. Если не другое что, то это может потушить его гнев.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Когда ты бранишь человека и враждуешь с ним, ты забываешь, что люди — твои братья, и ты делаешься им врагом, вместо того чтобы быть их другом. Этим ты сам себе вредишь, потому что, когда ты перестал быть добрым и общительным существом, каким тебя Бог создал, и вместо того стал диким зверем, который подкрадывается, раздирает и губит свою жертву, тогда ты потерял самую дорогую свою собственность. Ты чувствуешь потерю кошелька с деньгами, почему же ты не чувствуешь своего убытка, когда ты потерял свое лучшее богатство: доброту души?

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Есть много людей, более несчастных, чем ты. Это изречение, правда, не служит кровлей, под которой можно было бы жить, однако оно достаточно для того, чтобы под ним укрыться от ливня.

ЛИХТЕНБЕРГ.

 

* * *

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительное страдание.


25 октября

* * *

Человек, сознающий свое назначение, этим самым и сознает свое достоинство. Сознает же свое назначение только человек религиозный.

 

* * *

Царь спросил святого человека: думаешь ли ты обо мне? Святой отвечал: думаю, когда забываю Бога.

СААДИ.

 

* * *

Мы чтим Бога каждый раз, когда чувствуем жизнь наших ближних так же, как нашу собственную жизнь.

ИОСИФ МАДЗИНИ.

 

* * *

Ничто так не характеризует человека, как его обращение с дураками.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Стоит освободить себя от обязанности уважения к одному человеку на том основании, что он дурной, глупый, неисправимый, и не будет уже того предела неуважения к людям, до которого мы допустим себя.

 

* * *

Пора бы, наконец, человеку узнать себе цену. Что же, в самом деле, разве он какое-нибудь незаконнорожденное существо? Подобает ли ему прятаться и робко озираться по сторонам? Нет, пусть голова моя твердо и прямо держится на плечах. Жизнь дана мне не напоказ, а для того, чтобы я жил ею. Я сознаю свою обязанность говорить правду, чистую правду на всех перекрестках. Я должен заботиться не о мнении людей обо мне, а об истинном своем назначении.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Свобода лица — величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти свобода народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, чем в ближнем, чем в целом народе.

ГЕРЦЕН.

 

* * *

Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека.


26 октября

* * *

Для нравственной жизни важность дела измеряется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а только степенью доброго усилия.

 

* * *

Большинство людей, желая исправить свою жизнь, более желают совершить что-нибудь трудное и необыкновенное, чем очистить свои желания и отказаться от самоугождения в обыкновенных обязанностях своего положения. А между тем последнее гораздо важнее первого.

По ФЕНЕЛОНУ.

 

* * *

Тот, кто не исполняет того дела, которое он чувствует, что должен бы сделать, только потому, что оно кажется ему слишком малым, обманывает самого себя. Он не делает его не потому, что оно слишком мало, а потому, что оно слишком велико для него.

ПЁЗЕЙ.

 

* * *

Ты не обязан доводить работу до конца, но и не должен уклоняться от нее.
Поручивший тебе работу надежен.

ТАЛМУД.

* * *

Человек познает себя не думая, но действуя. Только в усилиях исполнить должное он узнает себе цену.

ГЕТЕ.

 

* * *

Ничто так не вредит нравственному совершенствованию, как пренебрежение к делам, которые считаются неважными в мирском смысле.


27 октября

* * *

Истинная религия не может быть противна разуму.

 

* * *

Не верьте тому, чтобы в деле религии можно бы было не доверять разуму. Вера в силу разума лежит в основании всякой другой веры. Нельзя верить в Бога, если мы умаляем значение той способности, посредством которой мы познаем Бога. Если после добросовестного и беспристрастного использования наших лучших способностей известное вероучение кажется нам противоречивым или не согласным с главными истинами, в которых мы не сомневаемся, мы, несомненно, должны воздержаться от веры в это учение. Я более убежден в том, что моя разумная природа от Бога, чем в том, что какая-либо книга есть выражение Его воли.

ЧАННИНГ.

 

* * *

Если бог, как предмет нашей веры, выше нашего разумения и мы не можем обнять его разумом, то из этого еще не следует, что мы должны пренебрегать деятельностью разума, считая ее вредною.

Хотя предметы веры, без всякого сомнения, находятся вне круга нашего разумения, выше его, однако разум и по отношению к ним имеет такое важное значение, что мы без него обойтись никак не можем.

ФЕДОР СТРАХОВ.

 

* * *

Еще наивен, как взрослый ребенок, тот, кто может серьезно верить, что когда-то какие-то нечеловеческие существа растолковали нашему человеческому роду существование и цель его и всего мира. Нет иного откровения, кроме мыслей мудрецов, хотя мысли их и подвержены заблуждению,— по участи всего человеческого, и часто облекаются в форму удивительных аллегорий и мифов, принимая тогда название откровений. И потому, казалось бы, все равно, полагаться ли на свои мысли, или на чужие, потому что мысли, которые передаются нам как откровения, все-таки только человеческие мысли. И все же — обыкновенно люди более склонны полагаться на чужие головы, обладающие будто бы сверхчеловеческими источниками мысли, чем на свои собственные. Впрочем, если принять в расчет все умственное неравенство людей, то, пожалуй, мысли одного действительно могут казаться сверхъестественным откровением для другого.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Стараются сделать невозможным не только высказывание и передачу истины, но даже самое размышление о ней и открытие ее, с самого детства отдавая голову на обработку духовенству, которое так глубоко вдавит колею, в которой впредь будут двигаться основные мысли, что они в большинстве случаев сложатся и установятся на всю жизнь.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Свет остается светом, хотя слепой и не видит его.

 

* * *

Доколе свет в вас, веруйте в свет, да будете сынами света.

Ин. гл. 12, ст. 36.

 

* * *

Не подавлять свой разум, как этому учат лжеучители, нужно для того, чтобы познать истину, а напротив, очищать, напрягать его, проверять им все, что предлагается.


28 октября

* * *

Как ощущение боли есть необходимое условие сохранения нашего тела, так и страдания суть необходимые условия нашей жизни от рождения и до смерти.

 

* * *

Как наше тело лопнуло бы, если бы прекратилось давление на него атмосферы, так если бы прекратилось давление на людскую жизнь нужды, тягостного труда и всякого рода превратностей судьбы, — надменность людей возросла бы хотя и не до опасности лопнуть, но все же до явлений необузданнейшей дури и даже умопомешательства.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Врач прописывает одному больному одно лечение, другому другое, так и Провидение прописывает нам болезни, увечья и прискорбные потери.

Как предписание врача клонится к восстановлению здоровья больного, так точно и случайности, которым Провидение подвергает человека, клонятся к нравственному оздоровлению его, к восстановлению связи его оторванного личного существования с общей жизнью всего человечества.

Итак, принимай все то, что выпадает тебе на долю, как принимают больные лекарства врача. Восстановление здоровья тела — вот смысл этих горьких лекарств; но ведь для всеобщей разумной природы сохранение каждым существом своего назначения так же важно, как для больного сохранение здоровья тела.

Поэтому тебе надо приветствовать все то, что с тобой приключается, даже самое горькое, и по смыслу таких случайностей есть здравие и цельность мироздания. Природа, живая Его разумом, действует разумно, и все, что от нее исходит, безошибочно содействует сохранению единства.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Страдание — это побуждение к деятельности, а только в ней мы чувствуем нашу жизнь.

КАНТ.

 

* * *

Благо для человека переносить несчастия этой земной жизни, ибо это влечет его в священное уединение его сердца, где он находит себя как бы изгнанником из своей родной земли и обязанным не доверяться никаким мирским радостям. Благо для него также встречать противоречия и упреки, когда о нем дурно думают, говорят, хотя бы намерения его были чисты и поступки правильны, ибо такой образ действий держит его в смирении и является противоядием пустой славе. В этом благо, главным образом, потому, что в такие минуты, когда нас в миру презирают, не уважают и лишают любви, мы можем беседовать с тем Богом, который живет в нас.

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ.

 

* * *

Если бы Бог давал нам таких наставников, о которых мы знали бы достоверно, что они посланы им, то мы ведь повиновались бы им свободно и радостно.
Мы и имеем таких наставников: это нужда и вообще все несчастные случаи жизни.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

Только в буре вполне выказывается искусство мореплавателя, только на поле сражения испытывается храбрость воина; мужество же человека познается только по тому, чем он является в затруднительных и опасных положениях жизни.

ДАНИЭЛЬ.

 

* * *

И то, что мы называем счастием, и то, что мы называем несчастием, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание.

 

* * *

Не привыкай к благоденствию — оно преходяще: кто владеет — учись терять, кто счастлив — учись страдать.

ШИЛЛЕР.

 

* * *

Мучения, страдания испытывает только тот, кто, отделив себя от жизни мира, не видя тех своих грехов, которыми он вносил страдания в мир, считает себя не виноватым и потому возмущается против тех страданий, которые он несет за грехи мира.

 

* * *

Как справедлива по мысли легенда о вечном жиде, в наказание обреченном на вечную жизнь без смерти, так же справедлива была бы легенда о человеке, в виде наказания обреченном на жизнь без страданий.


29 октября

* * *

Нет ничего заразительнее примера. Он заставляет нас совершать поступки, которые мы никогда не совершили бы без воздействия примера. И потому общение с развратными, чувственными и жестокими людьми губит душу. И наоборот.

 

* * *

Кто не мыслит самостоятельно, тот находится под внушением другого, мыслящего за него. Отдать кому-нибудь в собственность свою мысль есть более унизительное рабство, чем отдавать кому-нибудь в собственность свое тело.

 

* * *

Если ты чувствуешь желание подражать тому, что делают вокруг тебя люди, непременно остановись и подумай, разумно ли или нет следовать общему примеру. Великие преступления и бедствия личные и общественные происходят только от необдуманного следования внушению.

 

* * *

Наша главная и самая трудная обязанность, как членов общества, состоит в том, чтобы уметь пользоваться благами общества, но не подчиняться его ярму; быть готовым воспринимать мысли и убеждения других, но твердо держаться священного права своего суждения; воспринимать побуждения от других, но действовать по требованиям своей души; действовать с другими, но следовать своей совести; уметь соединять уважение к мнению других и самоопределение.

ЧАННИНГ.

 

* * *

Злое внушение уничтожается только добрым внушением. Средство же доброго внушения самое могущественное есть добрая жизнь.


30 октября

* * *

Люди думают, что самоотречение нарушает свободу. Такие люди не знают, что только самоотречение дает нам истинную свободу, освобождая нас от нас самих, от рабства нашей развращенности. Наши страсти — самые жестокие тираны; только уступи им, и будешь в самом жестоком рабстве без силы вздохнуть свободно. Только самоотречение избавляет от этого рабства.

ФЕНЕЛОН.

 

* * *

Беспристрастие так же редко, как и справедливость. Личный интерес есть неисчерпаемый источник самообманов для самооправдания. Число людей, желающих видеть правду, чрезвычайно мало. Над людьми властвует страх перед истиной, если только эта истина им не полезна. Люди житейской философии считают истину чем-то таким, что может быть допущено, может быть и не допущено в жизни. И вот таким образом предрассудок самолюбия защищает все предрассудки мышления, которые вытекают из этой уловки эгоизма. Единственный желаемый человечеством прогресс — это увеличение наслаждений. Самопожертвование — это наслаждение великих душ — никогда не было законом общества.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Трудность необходимого освобождения себя от себялюбия заключается в том, что себялюбие есть необходимое условие жизни. Оно необходимо и естественно в детстве, но должно ослабевать и уничтожаться по мере уяснения разума и, главное, проявления истинной любви. Ребенок не чувствует укоров совести за свое себялюбие, но по мере уяснения разума и проявления любви себялюбие все более и более ослабевает и при приближении смерти должно совершенно уничтожиться.


31 октября

* * *

Ничто не препятствует так сильно распространению истины, как упорство в удержании древнего, освященного временем предания.

 

* * *

В склонности верить в то, что нам говорят, заключается добро и зло. Именно эта склонность делает возможным поступательное движение общества и именно она делает это поступательное движение столь медленным и мучительным; каждое поколение, благодаря ей, без усилия получает достающееся ему по наследству знание, приобретенное тяжелым трудом, и каждое поколение, благодаря ей, оказывается порабощенным ошибками и заблуждениями своих предшественников.

ГЕНРИ ДЖОРДЖ.

 

* * *

Человечество медленно, но не останавливаясь движется вперед, к все большему и большему уяснению истины о смысле и значении своей жизни и установлению жизни, сообразной с этим уясненным сознанием. И потому понимание людьми своей жизни и самая жизнь человеческая постоянно изменяются. Люди, более чуткие к истине, понимают жизнь сообразно тому высшему свету, который им виден, и соответственно этому свету устраивают свою жизнь; люди менее чуткие держатся прежнего понимания жизни и прежнего строя жизни и стараются отстоять его.

Так что в мире всегда есть рядом с людьми, указывающими передовое, последнее выражение истины и старающимися жить соответственно этому выражению, люди, отстаивающие прежнее — отжившее и уже ненужное понимание ее и прежние порядки жизни.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА ОКТЯБРЬ
1-10 октября 11-20 октября Вы сейчас на "21-31 октября"

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz