ОКТЯБРЬ ============ ПРЕДИСЛОВИЕ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ 1 октября МУДРОСТЬ 2 октября ВЕРА 3 октября БОГАТСТВО 4 октября ЛЮБОВЬ 5 октября УСИЛИЕ 6 октября БОЛЕЗНЬ 7 октября БОГ 8 октября НАУКА 9 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 10 октября СМЕРТЬ 11 октября ГОРДОСТЬ 12 октября МУЖЕСТВО 13 октября НАСИЛИЕ 14 октября ИСКУССТВО 15 октября РОСТ 16 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 17 октября БОГ 18 октября БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 19 октября СМЫСЛ ЖИЗНИ 20 октября СЛУЖЕНИЕ 21 октября СПОКОЙСТВИЕ 22 октября ОСУЖДЕНИЕ 23 октября СОВЕСТЬ 24 октября ЕДИНЕНИЕ 25 октября ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 26 октября ДЕЛА 27 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ 28 октября СТРАДАНИЕ 29 октября ВНУШЕНИЕ 30 октября САМООТРЕЧЕНИЕ 31 октября ЛЖЕУЧЕНИЕ ============ © Журнал для поэтов "Мансарда", составление журнального варианта, 1998-1999 © Машель Сергей, дизайн, 1998-1999 ============ Титульная страница "Мансарда" (1991-1999) |
КРУГ ЧТЕНИЯ ОКТЯБРЬ * * * Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода быть довольным собою.
* * * Есть люди, которые едва только послушают мудрых поучений, как уже сами начинают поучать других. Они делают то же самое, что и больной желудок, который тотчас извергает принятую пищу. Не подражай таким людям. Сначала хорошенько перевари в себе то, что ты услыхал, а не извергай прежде времени,— иначе выйдет такая гадость, которая не может служить никому пищей. ЭПИКТЕТ.
* * * Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди: человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.
* * * Гордость сначала так озадачивает, что люди поддаются внушению и начинают приписывать гордому человеку то самое значение, которое он себе приписывает; но внушение проходит, и гордый человек скоро становится смешным. * * * Большого усилия требует всякое отступление от принятых обычаев. А между тем первый шаг к совершенствованию всегда связан с таким отступлением.
* * * Я должен поступать так, как я думаю, а не так, как думают люди. Правило это одинаково необходимо как в практической, так и в духовной жизни. Правило это трудно, потому что всегда вы найдете таких людей, которые думают, что они знают ваши обязанности лучше, чем вы сами. В мире легко жить согласно мирскому мнению, а в одиночестве легко следовать своему собственному; но велик тот человек, который среди толпы придерживается независимости своего уединения. ЭМЕРСОН.
* * * Приноравливание к обычаям, до которых вам, в сущности, нет дела,— вот на что тратятся ваши силы, что лишает вас досуга и стирает всю самобытность вашей природы. При занятии таким делом как трудно распознать, что вы такое на самом деле, не говоря уже о трате на пустяки наилучших ваших способностей. Такая жизнь губит душу и тело. ЭМЕРСОН. * * * Общество говорит человеку: "Думай, как думаем мы; верь, как верим мы; ешь и пей, как мы едим и пьем; одевайся, как мы одеваемся,— или будь проклят". Если же кто не подчинится ему, то оно превратит жизнь его в ад своими насмешками, сплетнями, ругательствами, бойкотом и остракизмом. Но мужайся. ЛЮСИ МАЛОРИ.
* * * Человеку, отступающему, по требованию своей совести, от установленных обычаев той среды, в которой он живет, надо быть очень строгим и внимательным к себе: всякая ошибка его, всякая слабость будет поставлена в вину ему и, главное, его отступление от раз принятого им решения.
* * * Когда мы, живя добродетельно, подвергаемся преследованию злых людей и за привязанность к добродетели терпим от них осмеяние, не будем печалиться и скорбеть. Таково уж свойство добродетели, что она обыкновенно в людях злых возбуждает к себе ненависть. Завидуя тем, кто хочет жить праведно, и думая самим себе приготовить оправдание, если очернят славу других, злые люди ненавидят добрых, как идущих противоположным путем, и всячески стараются обесславить их жизнь. Но не будем сокрушаться, потому что ненависть злых служит признаком добродетели. ИОАНН ЗЛАТОУСТ.
* * * Дурно раздражать людей, отступая от принятых ими обычаев, но еще хуже отступать от требований совести и разума, потворствуя людским обычаям. * * * Может быть, что для прежнего состояния людей было нужно государственное насилие, может быть, оно нужно еще и теперь, но люди не могут не видеть, не предвидеть того состояния, при котором насилие может только мешать мирной жизни людей. А видя и предвидя это, люди не могут не стремиться к осуществлению такого порядка. Средство осуществления этого порядка есть внутреннее совершенствование и неучастие в насилии.
* * * Старайся жить так, чтобы насилие было не нужно тебе. * * * Искусство есть человеческая деятельность, соединяющая людей в одном и том же чувстве. Если чувства эти хорошие, то деятельность искусства благотворна, и наоборот.
* * * Христианское искусство должно сделать то, чтобы чувства братства и любви к ближним, доступные теперь только лучшим людям общества, стали привычными чувствами, инстинктом всех людей. Вызывая в воображении всех людей чувства братства и любви, христианское искусство приучит людей в действительности испытывать те же чувства. Оно прокладывает в душах людей те рельсы, по которым естественно пойдут поступки людей, воспитанных таким искусством.
* * * Христианское учение так изменило идеал людей,
что, как сказано в Евангелии, то, что было велико
перед людьми, стало мерзостью перед Богом.
Идеалом стало не величие фараона и римского
императора, не красота грека или богатства
Финикии, а смирение, целомудрие, сострадание,
любовь.
* * * Может быть, в будущем искусству откроются
новые, еще высшие, чем теперешние, идеалы, и
искусство будет осуществлять их; но в наше время
назначение искусства ясно и определенно. * * * Назначение человека есть соблюдение своей души. Соблюдение же своей души есть возращение, расширение ее. Расширение это совершается любовью.
* * * "Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца; воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить", сказано у Иоанна (6, 38— 39), т. е. сохранить, возрастить в себе, довести до высшей возможной степени божественности ту искру духовной жизни, которая дана, поручена мне, как дитя няньке. Что же нужно для того, чтобы исполнить это? Не удовлетворение похоти, не людская слава, а труд, борьба, лишения, страдания, унижения, гонения, то самое, что сказано много раз в Евангелии. И вот это самое, то, что нужно нам, и посылается нам в самых разнообразных формах, и в малых, и в больших размерах. Только бы мы умели принять это как следует, как нужную нам, а потому радостную работу, а не как нечто досадное, нарушающее наше животное существование, которое мы считаем жизнью.
* * * Назначение жизни человека есть и личное
совершенствование и служение тому делу, которое
совершается всею жизнью мира.
* * * Совершенствоваться значит все более и более переносить свое я из жизни телесной в жизнь духовную, для которой нет времени, нет смерти и для которой все благо.
* * * С детства и до смерти, когда бы ни наступила она, растет душа человека, все больше и больше сознает она свою духовность, приближается к Богу, к совершенству. Знаешь ты или не знаешь, хочешь или не хочешь этого, движение это совершается. Но если знаешь и хочешь того, чего хочет Бог, то жизнь становится свободной и радостной. * * * Лепестки цветов опадают, когда плод начинает расти. Так отпадут от тебя твои слабости, когда начнет расти в тебе сознание Бога. Хотя бы в продолжение тысячелетий мрак наполнял пространство, оно становится тотчас же светло, когда свет проникает в него. Так и твоя душа: как бы долго она ни была поглощена мраком, она тотчас вся осветится, как только Бог откроет в ней глаза Свои. БРАМИНСКАЯ МУДРОСТЬ [РАМАКРИШНА].
* * * Самоуважение происходит от нашего созерцания Божества в своей душе. Основы самоуважения в религии. Лучший пример этого есть величие в смирении. Никакой аристократ, ни принц, рожденный на троне, не может сравниться в самоуважении с святым. Святой унижен потому, что, опираясь на величие Бога, которого он чувствует в себе, он хочет быть униженным. ЭМЕРСОН.
* * * Бог близко от тебя, Он с тобой, Он в тебе. Божественный Дух пребывает в нас, всегда свидетель наших добрых и дурных дел, и как мы поступаем с ним, так и он поступает с нами. Человек не может быть хорош без Бога. [СЕНЕКА].
* * * Если тебе тяжело, углубись в себя, и на известной глубине ты найдешь Бога; а как только познаешь его в себе, все тяжелое станет легким, почувствуешь любовь и радость.
* * * Если человек не чувствует в себе силы Божьей, это не доказывает того, что сила Божья не живет в нем, а только то, что человек не научился еще сознавать ее в себе. * * * Если есть люди и есть Бог, то не может не быть отношения между Богом и людьми. И то отношение, которое было в древние времена, не важнее, не обязательнее того, которое есть теперь. Теперешнее отношение понятнее и ближе нам, и потому не теперешнее отношение должно быть проверяемо древним, а наоборот.
* * * Религиозное сознание человечества не неподвижно, а не переставая изменяется, более и более уясняясь и очищаясь.
* * * Когда кто-либо привязывается к одной какой-нибудь, хотя бы и верной, идее, то он, в сущности, попадает в то же положение, в каком находился бы человек, привязавший себя к столбу, для того чтобы не заблудиться. То, что может быть желанной истиной на известной ступени духовного роста, может быть помехой к этому росту и заблуждением на другой, более высокой ступени. ЛЮСИ МАЛОРИ.
* * * Есть много хорошего и в Коране, и в буддийских, и в конфуцианских книгах, и в писаниях стоиков, и в Библии, и в Упанишадах, и в Евангелии, но больше всего нужного и понятного в ближайших нам религиозных мыслителях. * * * Прошедшего уже нет, будущее не наступило, есть только настоящее. В нем одном проявляется божественная свободная сущность души человека.
* * * Если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не
делай этого. Когда ты сердишься, то знай, что ты
делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты
усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты
подкладываешь дров в огонь. Когда ты поддался
плотскому соблазну, то не думай, что ты
провинился только в этом — и больше ничего: нет,
ты в то же время усилил еще привычку к похотливым
поступкам. Всякий разумный человек скажет тебе,
что наши душевные недуги, наши злые помыслы и
желания так именно и усиливаются. А потому, если
ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески
сдерживай свой гнев и не давай привычке
нарастать. Но каким путем приобретается такая
сила в борьбе с своими помыслами? ЭПИКТЕТ.
* * * Помни, что если ты можешь сделать хорошее дело, то надо делать его сейчас, потому что пройдет случай и не возвратится.
* * * Всякое раскаяние полезно, потому что оно есть всегда сожаление о том, что не воспользовался настоящим так, как было свойственно той силе, которая проявляется в настоящем. Раскаяние есть напоминание о том, как должно поступать в настоящем. * * * Смысл жизни открывается тотчас же тому. кто готов покориться тому, что откроется ему, и скрывается от того, кто вперед уже решил, что он признает истинным только такой смысл жизни, который не нарушит любимой им и привычной ему жизни.
* * * "Что такое я? Что должен я делать? Во что могу я верить и на что надеяться? к этому сводится все в философии", говорит философ Лихтенберг. Из этих вопросов главный— средний. Если человек узнает, что ему делать, то он узнает все, что ему нужно знать.
* * * Блажен тот, кто нашел свое дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни. КАРЛЕЙЛЬ.
* * * Несчастны люди, не знающие смысла своей жизни, а между тем уверенность в том, что этого нельзя знать, так распространена между людьми, что они даже гордятся, как мудростью, тем, что не желают знать этого. ПАСКАЛЬ.
* * * Человек сидит в тюрьме и не знает, какой приговор о нем постановлен. У него остается всего час времени для того, чтобы узнать об этом, и если он узнает, что он приговорен к смерти, то этого часа достаточно, чтобы ему выхлопотать отмену этого приговора. Неужели же он употребит этот час не на то, чтобы узнать, каков приговор, а на игру в карты? Это было бы ни с чем не сообразно. А между тем так точно поступают люди, не думающие о Боге и о вечности. ПАСКАЛЬ.
* * * Уразумение истинного смысла жизни или недоступно, если отыскивать смысл жизни всего мира, или так просто, что открывается малоумным и младенцам, если отыскивается смысл моей жизни — что мне делать. * * * Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как исполнение долга, служение.
* * * Одно только мы знаем несомненно, что нас ждет смерть. "Подобно ласточке, пролетевшей через комнату, жизнь человека". Мы приходим, неведомо откуда, и уходим, неизвестно куда. Непроницаемая тьма позади, густые тени впереди. Когда придет наше время, какое значение будет иметь для нас то, что мы ели вкусные кушанья или не ели, носили или не носили мягкие одежды, оставили большое состояние или не оставили никакого, пожинали лавры или были презираемы, считались учеными или невеждами,— сравнительно с тем, как мы употребили вверенный нам Господином талант. ГЕНРИ ДЖОРДЖ.
* * * Добродетель есть служение, которое обязан совершать человек самому себе. Если бы не было ни неба, ни Бога, управляющего миром, добродетель была бы все-таки обязательным законом жизни. Знать, что справедливо, и исполнять это — в этом и обязанность и преимущество человека. РАМАЯНА.
* * * Сходясь с человеком, думай не о том, чем он может быть полезен тебе, а о том, чем ты можешь служить ему.
* * * Нам дан несомненный закон всех действий наших, и действия по этому закону не могут быть ни остановлены, ни стеснены никакой властью. Исполнение этого закона возможно в тюрьме и под угрозой истязаний и смерти.
* * * Ясно то, что моя жизнь в этом Божьем мире имеет значение не самостоятельное, но служебное. Ясно, что в плотском смысле нам предстоит быть побежденными и предстоит умереть; это видят наши глаза, об этом говорит наш разум, об этом свидетельствует вся природа; таков закон жизни Божьего мира, так угодно Богу. И человек, который достиг этого понимания, мало-помалу, по мере уяснения этой простой истины, все больше и больше теряет охоту бороться и враждовать с людьми за блага своей плотской жизни, за блага этого, как оказывается, чужого, временного и жестокого владыки. БУКА.
* * * Ищите только для себя доброй, согласной с волею Бога — жизни и вы исполните предназначенное вам служение.
|