Леонид БУЛАНОВ
Нью-Йорк, США


ПОЧТИ ПАРИЖ

            ...и Менелай был прав, что требовал Елену,
             и так же прав Парис, не захотев отдать.

                                                            Пьер де Ронсар.

1.
Ищу себя,
Браваду бороня
И корректируя координаты.
То я -- внутри Троянского Коня,
То  Конь Троянский -
Внутрь меня упрятан


2.
Банальна фраза "Время -- лекарь",
Да вот... болит,
В которой жизни было это?
И было ли?
Как заблудившаяся сказка
Или гипноз --
От Сакра-Кёр до Монпарнаса...
Дворцовый мост.
Двух Триумфальных Арок гонор,
Соборов строй,
Распарывает Сена город
Насквозь -- Невой.
Уместны ли клобук и посох
Где гроз -- зигзаг?
И, как ответ, на перекрёстках --
Арап            ,                Бальзак.
Париж !  Возможна  ль антитеза ?
Пронзило вдруг --
Париж, как прежде, стоит мессы,
НО
П    Е    Т    Е    Р     Б    У    Р    Г   . . .    


3.
            "Если у них нет хлеба,
            Позвольте им есть пирожные."

                                Мария-Антуанетта.


Насколько легко изрекать, развлекаясь на троне,
Любой фаворит подтвердит, что она -- эрудит,
А выбор каков...
Танцевать котильон в Тюильри,
Иль, проголодавшись, пирожные есть в Трианоне.

Но вместо эклера растущая тень эшафота
В моей кинокамере ретроспективно парит,
И тупо штурмует  танцующее Тюильри
Марсельский крестьянин,
который примкнул к санкюлотам.

Голодная чернь!
Только разве возможно без черни ?
И только провидец годится здесь как рефери,
С одной стороны  на весах -- лепесток Тюильри,
С другой -- полоса подступающих Герник.

Ножу  гильотинному  чужды и сласти и страсти,
Марат с Робеспьером...
О, Боже, какое жюри !
А жирные карпы фонтанов Садов Тюильри
Позируют мне,
О з и р а я с ь  на площадь  Согласья.


4.
Реминисценции.
Фетиш
Без подтвержденья -- жалок.
Я так хотел попасть в Париж,
Как...
Разве есть аналог?

Я "C’est si bon" c Mонтаном пел,
Молился на Монтеня,
Теперь я вижу Сен-Шапел,
И Лувр...
Но, тем не менее,
Я -- словно согнутый в дугу
Тугой метаморфозой,
Я -- на дистанции бегун,
Да вот в ступне -- заноза.
Не Пляс Пигаль тому виной
И не Ситэ камея,
Мог праздник быть всегда со мной,
Как был с Хемингуэем,
Но он не потому не стал,
Что не было манеры
Карабкаться на пьедестал
Не своего размера.
Нашарю франк,
Зайду в Бистро,
Где кофе по карману,
А в подсознаньи --
ВЕЛОДРОМ
И ржание ажанов.
Осенью 1942 французская полиция
устроила облаву на евреев и собрала
на Парижском велодроме 12880
человек, среди них -- 4050 детей,
отправленных затем в Освенцим.

Безжалостно смотреть назад,
Казалось бы нелепо,
Вот только
ДЕТСКАЯ СЛЕЗА
Течёт ещё по
ПЕПЛУ.

Реминисценции.
Фетиш ?


5.
О, как французов предки огорчали,
Придворные премудрость излучали,
Кого на царство  только ни венчали,
Людовиков не счесть по номерам.
Есть номерок -- изволь короноваться,
И на Версальской кухне столоваться,
За фрейлинами en gros увиваться,
Ах, с’est la vie. Сплошной cherchez la femme.

Столетья в экзерсисах проскочили,
И дуэлянты их не омрачили,
И Валуа с Капетами почили,
И Девяносто третий бил в набат,
Пажи с аристократками плясали,
Руссо с Вольтером вольности писали,
Пока  Бурбоны в бильбокэ играли
И доигралися  до баррикад.

Париж -- не мой! Да я не претендую,
Хотел расколдовать, не расколдую,
Я на холме Монмартра кофе дую,
Вдыхаю романтизма аромат,
Зане терзаясь мыслею крамольной,
Что не познал я город этот стольный.
Куда как проще с рифмою глагольной,
Не надо ни уменья, ни ума.


6.
Как созданный Святым Петром
Христовый Храм
( поскольку наделён детальностью идиллий),
Париж -- незаменим
Для творчества витиев,
Однако -- заменим,
Сдающийся врагам.


Метафоричен ли сравнений маскарад,
Где обнажённость слов сокрыта изначально,
Где шахматных фигур движенье -- не случайно,
Где Голым Королям обычно ставят мат.

Вмассирован в меня аморфный трафарет,
Быть может он и есть -- означенный возничий,
Пусть истина одна,
Но виденья различны,
И обнажённость -- род прелюдии к игре.

Взгляни на полотно,
Банальна нагота,
А рёберный каркас из сновидений соткан.
Двумыслие моё, как в половодье лодка
спасает. Но несёт неведомо куда.

Хотел, когда -- ни зги,
Прокрасться воровски
В запретный замок, где -
Гармония мелодий,
Двумыслие моё опять меня подводит,
Я снова -- с двух сторон у шахматной доски.

За чёрно -- белых Я!
Кому же исполать?
Зовущему в Эдем?
Зовущему в Геену?

"... Менелай был прав, что требовал Елену,
и так же прав Парис, не захотев отдать".


Copyright (c) Буланов Леонид, 2000
Copyright (c) Журнал "Мансарда", 2000

* * *

Леонид Буланов
"ШЕСТЬ 'А' ",
"ПОЧТИ ПАРИЖ",
"НАВЕЯННОЕ КОНСТАНТИНОМ КАВАФИСОМ"


mansarda@au.ru

Tитульная страница "Мансарды"
*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете


Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz