Леонид БУЛАНОВ
Нью-Йорк, США
ПОЧТИ ПАРИЖ
...и Менелай был прав, что требовал Елену,
и так же прав Парис, не захотев отдать.
Пьер де Ронсар.1.
Ищу себя,
Браваду бороня
И корректируя координаты.
То я -- внутри Троянского Коня,
То Конь Троянский -
Внутрь меня упрятан
2.
Банальна фраза "Время -- лекарь",
Да вот... болит,
В которой жизни было это?
И было ли?
Как заблудившаяся сказка
Или гипноз --
От Сакра-Кёр до Монпарнаса...
Дворцовый мост.
Двух Триумфальных Арок гонор,
Соборов строй,
Распарывает Сена город
Насквозь -- Невой.
Уместны ли клобук и посох
Где гроз -- зигзаг?
И, как ответ, на перекрёстках --
Арап , Бальзак.
Париж ! Возможна ль антитеза ?
Пронзило вдруг --
Париж, как прежде, стоит мессы,
НО
П Е Т Е Р Б У Р Г . . .
3.
"Если у них нет хлеба,
Позвольте им есть пирожные."
Мария-Антуанетта.
Насколько легко изрекать, развлекаясь на троне,
Любой фаворит подтвердит, что она -- эрудит,
А выбор каков...
Танцевать котильон в Тюильри,
Иль, проголодавшись, пирожные есть в Трианоне.
Но вместо эклера растущая тень эшафота
В моей кинокамере ретроспективно парит,
И тупо штурмует танцующее Тюильри
Марсельский крестьянин,
который примкнул к санкюлотам.
Голодная чернь!
Только разве возможно без черни ?
И только провидец годится здесь как рефери,
С одной стороны на весах -- лепесток Тюильри,
С другой -- полоса подступающих Герник.
Ножу гильотинному чужды и сласти и страсти,
Марат с Робеспьером...
О, Боже, какое жюри !
А жирные карпы фонтанов Садов Тюильри
Позируют мне,
О з и р а я с ь на площадь Согласья.
4.
Реминисценции.
Фетиш
Без подтвержденья -- жалок.
Я так хотел попасть в Париж,
Как...
Разве есть аналог?
Я "C’est si bon" c Mонтаном пел,
Молился на Монтеня,
Теперь я вижу Сен-Шапел,
И Лувр...
Но, тем не менее,
Я -- словно согнутый в дугу
Тугой метаморфозой,
Я -- на дистанции бегун,
Да вот в ступне -- заноза.
Не Пляс Пигаль тому виной
И не Ситэ камея,
Мог праздник быть всегда со мной,
Как был с Хемингуэем,
Но он не потому не стал,
Что не было манеры
Карабкаться на пьедестал
Не своего размера.
Нашарю франк,
Зайду в Бистро,
Где кофе по карману,
А в подсознаньи --
ВЕЛОДРОМ
И ржание ажанов.
Осенью 1942 французская полиция
устроила облаву на евреев и собрала
на Парижском велодроме 12880
человек, среди них -- 4050 детей,
отправленных затем в Освенцим.
Безжалостно смотреть назад,
Казалось бы нелепо,
Вот только
ДЕТСКАЯ СЛЕЗА
Течёт ещё по
ПЕПЛУ.
Реминисценции.
Фетиш ?
5.
О, как французов предки огорчали,
Придворные премудрость излучали,
Кого на царство только ни венчали,
Людовиков не счесть по номерам.
Есть номерок -- изволь короноваться,
И на Версальской кухне столоваться,
За фрейлинами en gros увиваться,
Ах, с’est la vie. Сплошной cherchez la femme.
Столетья в экзерсисах проскочили,
И дуэлянты их не омрачили,
И Валуа с Капетами почили,
И Девяносто третий бил в набат,
Пажи с аристократками плясали,
Руссо с Вольтером вольности писали,
Пока Бурбоны в бильбокэ играли
И доигралися до баррикад.
Париж -- не мой! Да я не претендую,
Хотел расколдовать, не расколдую,
Я на холме Монмартра кофе дую,
Вдыхаю романтизма аромат,
Зане терзаясь мыслею крамольной,
Что не познал я город этот стольный.
Куда как проще с рифмою глагольной,
Не надо ни уменья, ни ума.
6.
Как созданный Святым Петром
Христовый Храм
( поскольку наделён детальностью идиллий),
Париж -- незаменим
Для творчества витиев,
Однако -- заменим,
Сдающийся врагам.
Метафоричен ли сравнений маскарад,
Где обнажённость слов сокрыта изначально,
Где шахматных фигур движенье -- не случайно,
Где Голым Королям обычно ставят мат.
Вмассирован в меня аморфный трафарет,
Быть может он и есть -- означенный возничий,
Пусть истина одна,
Но виденья различны,
И обнажённость -- род прелюдии к игре.
Взгляни на полотно,
Банальна нагота,
А рёберный каркас из сновидений соткан.
Двумыслие моё, как в половодье лодка
спасает. Но несёт неведомо куда.
Хотел, когда -- ни зги,
Прокрасться воровски
В запретный замок, где -
Гармония мелодий,
Двумыслие моё опять меня подводит,
Я снова -- с двух сторон у шахматной доски.
За чёрно -- белых Я!
Кому же исполать?
Зовущему в Эдем?
Зовущему в Геену?
"... Менелай был прав, что требовал Елену,
и так же прав Парис, не захотев отдать".
Copyright (c) Буланов Леонид, 2000
Copyright (c) Журнал "Мансарда", 2000* * *
Леонид Буланов
"ШЕСТЬ 'А' ",
"ПОЧТИ ПАРИЖ",
"НАВЕЯННОЕ КОНСТАНТИНОМ КАВАФИСОМ"