ИЮНЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день
ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


ИЮНЬ
Вторая декада (21-30 июня)


 

21 июня

* * *

Я, как разбойник, знал, что жил и живу скверно, видел, что большинство людей вокруг меня живет так же. Я так же, как разбойник, знал, что я несчастлив и страдаю и что вокруг меня люди так же несчастливы и страдают, и не видал никакого выхода, кроме смерти, из этого положения. Я так же, как разбойник к кресту, был пригвожден какой-то силой к этой жизни страданий и зла. И как разбойника ожидал страшный мрак смерти после бессмысленных страданий и зла жизни, так и меня ожидало то же.

Во всем этом я был совершенно подобен разбойнику, но различие мое от разбойника было в том, что он умирал уже, а я еще жил. Разбойник мог поверить тому, что спасение его будет там, за гробом, а я не мог поверить этому, потому что, кроме жизни за гробом, мне предстояла еще жизнь здесь. А я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасною. И вдруг я услыхал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться злом, и вместо отчаяния я испытал радость и счастие жизни, не нарушаемые смертью.

 

* * *

При всяком постигшем тебя страдании думай не столько о том, как тебе избавиться от страдания, сколько о том, чего, каких усилий для нравственного совершенствования оно требует от тебя.

* * *

Все бедствия и всего человечества и отдельных людей не бесполезны и ведут человечество и людей, хотя и окольным путем, все к той же одной цели, которая поставлена людям: проявлению Бога каждым человеком в себе и во всем человечестве.


22 июня

* * *

Истинная религия одна для всех людей.

 

* * *

Дурно то, что люди не знают Бога, но хуже всего то, что люди признают Богом то, что не есть Бог.

ЛАКТАНЦИЙ.

 

* * *

Различие религий — какое странное выражение! Конечно, могут быть различные веры в исторические события, передаваемые от поколения к поколению для укрепления религии. Точно так же могут быть и различные религиозные книги (Зендавеста, Веды, Коран и т. д.). Но может быть только одна действительная для всех времен РЕЛИГИЯ. Все различные веры не могут содержать в себе ничего иного, как только вспомогательное средство для религии, которое является случайно и может быть различным, смотря по различию времени и места.

КАНТ.

 

* * *

Верить можно только в то, про что мы знаем, что оно несомненно есть, но чего мы не можем обнять разумом и выразить словами.

 

* * *

Большинству людей мы оказываем слишком много чести, когда говорим про них, что они исповедуют ту или иную религию. Ибо они не знают и не ищут никакой религии; уставная церковная вера — вот все, что они подразумевают под этим словом. И так называемые религиозные войны, которые так часто потрясали мир и заливали его кровью, никогда не были не чем иным, как только препирательствами из-за церковной веры; и люди, жаловавшиеся на религиозные угнетения, жаловались, в сущности, не на то, что им препятствовали принадлежать к их религии, ибо этого не может сделать никакая внешняя сила, а на то, что им не позволяли следовать публично их церковной вере.

КАНТ.

 

* * *

Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может один человек сказать другому, в особенности когда это касается самого важного на свете дела. А между тем это самое говорят друг другу люди, спорящие о религии.

 

* * *

Если ты мусульманин, иди и живи с христианами; если христианин — живи с евреями; если католик — живи с православными. Какая бы ни была твоя религия, общайся с людьми других верований. Если речи их не возмущают тебя и ты можешь свободно общаться с ними, ты достиг мира. Гафиз сказал: предмет всех религий один и тот же; все люди ищут любви, и весь мир есть обиталище любви, зачем же говорить о мечети или о церкви!

СУФИЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Истинно верующий человек — не тот, который слепо следует известному учению или Библии, а тот, который полагает свою веру в чистой совести и ясной мысли — вернейших выразителях воли Бога.

ГЕРБЕРТ БИГЕЛОВ.

 

* * *

Не бойтесь сомнений — смело исследуйте разумом предлагаемые вам положения веры.


23 июня

* * *

Свободным может быть только тот, кто сущность жизни своей полагает не в телесной, а в духовной жизни.

 

* * *

Если люди делают зло, они делают зло самим себе; тебе же они не могут сделать зла. Ты рожден не для того, чтобы творить зло и грешить вместе с людьми, но для того, чтобы помогать им в добрых делах и в этом находить свое счастье.

Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастны.

Из всего того, что Бог предоставляет нам в этой жизни, он одну часть отдал в наше полное распоряжение: она составляет как бы нашу собственность; другая же часть находится вне нашей власти, так сказать, не принадлежит нам: все, что другие могут связать, насиловать, отнять у нас, не принадлежит нам, а все то, чему никто и ничто не может помешать и повредить, составляет нашу собственность. И Бог по Своей благости дал нам в нашу собственность как раз то, что и есть настоящее благо. Значит, Бог не враг нам; он поступил с нами как добрый отец: он не дал нам только того, что не может дать нам блага.

И потому мудрый человек заботится только о том, чтобы исполнять волю Божию, и размышляет о глубине своей души так: если Ты желаешь, Господи, чтобы я еще жил, то я буду жить так, как ты велишь, буду распоряжаться тою свободой, которою Ты дал мне во всем, что принадлежит мне.

Но если я Тебе больше не нужен, то пусть будет по-Твоему.

Я до сих пор жил на земле единственно для того, чтобы служить Тебе, как служитель, понимающий приказания и запрещения своего хозяина. А пока я остаюсь на земле, я хочу быть тем, чем Ты хочешь, чтобы я был.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, — более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Я назову только ту душу свободной, которая действует по внутренним мотивам неизменных начал, свободно воспринятых ею. Я назову свободной только ту душу, которая не подчиняется рабству обычая, которая не довольствуется старыми, приобретенными добродетелями, которая не замыкается в определенные правила, которая забывает то, что позади, а прислушивается к призывам совести и радуется тому, что может стремиться к новым и высшим задачам.

ЧАННИНГ.

 

* * *

Только та есть действительная обязанность, которая не имеет целью наше рабство. Только то есть знание, которое содействует нашей свободе.

Всякая другая обязанность — только новое ярмо. Всякое другое знание — только праздная выдумка.

ВИШНУ ПУРАМА.

 

* * *

Нет середины: будь рабом Бога или людей.


24 июня

* * *

Памятование о смерти учит человека выбирать из предстоящих дел такие, которые всегда закончены. А эти дела — самые нужные.

 

* * *

Говорят, что в человеке особенно сильно желание сохранения своей жизни. Это справедливо. Но большая доля этого желания воспитана людьми. Человек по природе своей заботится о сохранении своей жизни только в той мере, в которой он имеет для этого средства. Как только он чувствует себя лишенным этих средств, он успокаивается и перестает бесполезно мучиться. Средство покорности дано нам самой природой. Дикие, так же как и животные, не отбиваются от смерти и переносят ее без жалоб. Когда же это средство утеряно, устанавливается другое, происходящее от разума, но немногие пользуются им.

РУССО.

 

* * *

Как скоро тебе придется умереть! А все еще ты не можешь освободиться от притворства и страстей, не можешь отстать от предрассудка считать, что мирское внешнее может вредить человеку, не можешь сделаться кротким со всяким.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Для духа нет смерти, и потому живущий духовной жизнью человек свободен от смерти.

 

* * *

Если хочешь привыкнуть без страха помышлять о смерти, то попробуй всмотреться и живо войти в положение тех людей, которые изо всех сил привержены были к жизни. Им представлялось, что смерть постигла их преждевременно. Между тем самые долголетние, похоронившие многих наконец все-таки умерли. Как краток этот промежуток времени, как много вмещается в нем горя, зла и как хрупок сосуд жизни!

Стоит ли говорить об этом мгновении! Подумай — за тобой вечность, впереди тоже вечность. Между этими двумя безднами, какую может для тебя составить разницу — проживешь ли ты три дня или три века.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Загромождение мешает свободе, а загромождение происходит от откладывания. Уметь быть готовым — значит уметь кончать. Ничто не сделано, что не окончено. Дела, которые мы оставляем за собой, впоследствии опять восстанут перед нами и затруднят наш путь. Пусть каждый наш день управится с тем, что его касается, очистит свои дела, пусть бережет последующий день, и тогда мы всегда будем готовы. Уметь быть готовым — в сущности значит уметь умереть.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Часто говорят: "Мне уже не к чему, мне уже помирать пора". Все, что не к чему, потому что помирать пора, не к чему было и когда-либо делать. А есть дело, которое всегда нужно и, чем ближе к смерти, тем нужнее, — дело души: растить, воспитывать душу.

 

* * *

При каждом разрешении вопроса: поступать так или этак? — спроси себя, как бы ты поступил, если бы знал, что ты умрешь к вечеру, и притом никто никогда не узнал бы о том, как ты поступил.

 

* * *

Смерть учит людей умению кончать свои дела. Из всех же дел есть только один род дел, которые всегда вполне закончены, — это дела любви, не ищущей награды.


25 июня

* * *

Чем свободнее человек от угождения людям, от тщеславия, тем легче ему служить Богу, и наоборот.

 

* * *

Живи не так, чтобы другие думали о тебе известным образом, а чтобы ты сам думал о себе хорошо.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Те самые недостатки, которые в других тяжелы и несносны, в нас самих точно и ничего не весят: их не чувствуешь; некоторые, говоря о другом и представляя его в ужасном виде, не замечают, что рисуют самих себя.

Ничто быстрее не исправляло бы нас от наших недостатков, как если бы мы были в силах видеть в других самих себя. На таком расстоянии увидав наши недостатки, каковы они в действительности, мы возненавидели бы их, как они того стоят.

ЛАБРЮЙЕР.

 

* * *

Успокоение добрых — в их совести, а не в устах людей.

 

* * *

Человек обладает непреодолимым стремлением верить, что его не видят, когда он ничего не видит, — как дети, которые закрывают глаза, чтобы их не увидали.

Очень полезно представить себе то впечатление, которое наша жизнь, наши поступки производят на других.

 

* * *

Самое быстрое и верное средство прослыть добродетельным человеком — это работать над собой, с тем чтобы быть им. Рассмотрите все добродетели, и вы увидите, что все они увеличиваются трудом и упражнением.

БЕСЕДЫ СОКРАТА.

 

* * *

Осуждают того, кто молчит; осуждают того, кто много говорит; осуждают и того, кто мало говорит. Нет того человека, которого бы не осуждали.

ДХАМАПАДА.

 

* * *

Назовете ли вы счастливым того человека, который полагает свое счастье в детях своих, в друзьях, в вещах непрочных и гибнущих? В одно мгновение может рухнуть все его благополучие. Не признавайте другой опоры себе, кроме вас самих и божества.

ДЕМОФИЛ.

 

* * *

Тщеславие есть чувство самое несообразное с истинною горестью, и вместе с тем чувство это так крепко привито к натуре человека, что очень редко даже самое сильное горе изгоняет его.

Тщеславие в горести выражается желанием казаться или огорченным, или несчастным, или твердым; и эти низкие желания, в которых мы не признаемся, но которые почти никогда — даже в самой сильной печали — не оставляют нас, лишают нас того сострадания, которое обыкновенно вызывает в людях горе ближнего.

* * *

К самым добрым поступкам примешивается дола тщеславия, желания похвалы людской. Это желание безвредно только тогда, когда человек может сказать себе, что, заслужи он за свое поведение порицание вместо похвалы, он не изменил бы его.


26 июня

* * *

Любовь показывает человеку цель его жизни; разум показывает средства исполнения ее.

 

* * *

В сравнении с окружающим его миром человек — не более как слабый тростник; но он — тростник, одаренный разумением.

Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. И все-таки человек выше всяких тварей, выше всего земного, потому что он и умирая будет разумом своим сознавать, что он умирает. Человек может сознать ничтожество своего тела перед природою. Природа же ничего не сознает.

Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать наше разумение, и оно осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам, в чем добро, в чем зло.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

Я прославляю христианство потому, что оно расширяет, усиливает и возвышает мою разумную природу. Если бы я не мог оставаться разумным, будучи христианином, то я не колебался бы в выборе. Я чувствую себя обязанным пожертвовать ради христианства собственностью, славой и жизнью, но ни для какой религии я не должен жертвовать тем разумом, который возвышает меня над животным и делает меня человеком. Я не знаю большего святотатства, как отречение от высшей способности полученной от Бога. Поступая так, мы противопоставляем нашу телесную природу тому божественному началу, которое живет в нас. Разум есть высшее выражение нашей мыслящей природы. Он соответствует единству Бога и вселенной и стремится сделать душу отражением, зеркалом высшего единства.

ЧАННИНГ.

 

* * *

Если бы у человека не было разума, он бы не мог отличать хорошее от дурного, не мог бы искать истинного блага и обладать им.


27 июня

* * *

Добрая жизнь дается только тому, кто не переставая старается о ней.

 

* * *

Для того чтобы добиться доброй жизни, надо не брезгать никаким добрым делом. Нужно не менее силы для маленьких добрых дел, чем для самого большого и громкого хорошего дела.

 

* * *

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.

Мф. гл. 11, ст. 12.

 

* * *

Если человек знает, в чем добродетель, и не делает того, чего она требует от него, то он делает то же, что путешественник, если он, зная, что, только продолжая путь, он найдет пристанище и пищу, остановится и будет дожидаться того, чтобы пристанище само пришло к нему.

 

* * *

Чтобы не пролить полный сосуд, нужно внимательно держать его прямо.

Чтобы лезвие было остро, нужно постоянно точить его.

То же и с твоей душой, если ты ищешь истинного блага.

ЛАО-ТСЕ.

 

* * *

Если и есть великое и доброе для вас, оно не явится к вам по первому или второму зову, не явится к вам легко, без труда и усилия.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Мф. гл. 7, ст. 7 — 8.

 

* * *

Старайтесь жить жизнью, наиболее соответствующей добродетели, говорил Пифагор. Она может быть наиболее трудною, но по мере привычки к ней она становится наиболее радостной.

 

* * *

Животным Бог дал все, что им нужно. Но человеку он не дал этого, человек сам должен добыть все, что ему необходимо. Высшая мудрость человека не родилась вместе с ним, он должен трудиться, чтобы достичь ее, и чем более его труды, тем более награда. Он не может приблизиться к совершенной мудрости, если он не сделает великого усилия.

ТАБЛИЧКА БАБИДОВ.

 

* * *

Если хочешь блага, исполняй закон Бога. Исполнение же закона Бога возможно только усилием. Усилие не только вознаграждается радостной жизнью, но само усилие дает самое большое благо жизни.


28 июня

* * *

Семейная связь только тогда тверда и дает благо людям, когда она не только семейная, но и религиозная, когда все члены семьи верят одному Богу и закону Его.

Без этого семья — источник не радости, но страдания.

 

* * *

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастием, нуждою людей для блага семьи.

 

* * *

Самое обычное и несправедливое оправдание своих дурных поступков — это благо семьи.

Скаредность, взяточничество, угнетение рабочих, нечестные промыслы — все это оправдывается любовью к семье.

 

* * *

Связи семьи и отечества не могут и не должны ограничивать душу. Человек со дня рождения окружен малым числом людей, с тем чтобы нежность этих людей вызывала в нем чувство любви к человеку. Но когда привязанности семейные и народные становятся исключительными и благодаря этому исключают всеобщие требования человеческого рода, тогда вместо того, чтобы быть воспитательницами сердца, они становятся его могилой.

ЧАННИНГ.

 

* * *

И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: мать Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Лк. гл. 8, ст. 20 — 21.

 

* * *

В любви к семье нет, в нравственном смысле, ничего ни хорошего, ни дурного, как и в любви к своей личности: и то и другое — естественные явления. Любовь к семье, так же как и к своей личности, переходя свойственные ей границы, может быть пороком, но никогда не может быть добродетелью.


29 июня

* * *

Уныние есть такое состояние души, при котором человек не видит смысла ни в своей, ни во всей жизни мира.

 

* * *

Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно, и потому порядочный человек, так же как он все неприятные для других дела делает в уединении, так же в уединении предается и своему унынию и раздражению.

 

* * *

Думать, что внешние причины влияют на душевное состояние человека, есть вредное и очень обычное заблуждение. Состояние тела, усталость, голод, болезнь влияют на душевное состояние человека, сознающего духовную основу своей жизни, только в том смысле, что ослабляют его деятельность, но не изменяют ее направления. Только люди, живущие одной внешней жизнью (дети, нерелигиозные люди), изменяют вследствие внешних причин все свое отношение к жизни: впадают в уныние или раздражение и осуждают и ненавидят то, что прежде хвалили и любили.

 

* * *

Не верь себе, когда все представляется тебе в мрачном свете, все кажутся виноватыми, всем хочется сказать и даже сделать злое. Смотри на себя в таком состоянии, как на пьяного, ничего не предпринимая, и дожидайся, когда пройдет это состояние. Чем меньше будешь делать, находясь в этом состоянии, тем скорее оно пройдет: это воздержание так же нужно, как для пьяного сон.

 

* * *

Большинство людей, которых называют злыми, сделались такими только оттого, что принимали свое дурное расположение духа за свое законное состояние и отдавались ему.

 

* * *

Когда мир кажется некрасивым, люди неприятными и недобрыми и все дела их глупыми и гадкими, спеши воспользоваться этим состоянием, обратив внимание на себя, и ты увидишь в себе то, чего не видал прежде, и это признание своей гадости будет на пользу тебе.

 

* * *

Никогда не унывай.

 

* * *

Человек обязан быть счастлив; если он несчастлив, то он виноват.

 

* * *

Мне кажется, что человек должен за первое правило себе поставить — быть счастливым и довольным. Надо стыдиться, как дурного поступка, своего недовольства и знать, что если у меня или во мне что-нибудь не ладится, то мне не рассказывать надо об этом другим и не жаловаться, а поскорее постараться поправить то, что не ладится.

 

* * *

Помоги мне, Господи, не переставая радоваться, исполняя в чистоте, смирении и любви волю твою.

 

* * *

И физические страдания и периоды упадка духа — удел здешней жизни, и надо дожидаться, пока пройдет и то и другое или сама жизнь эта.

 

* * *

Когда испытываешь чувство недовольства всем окружающим и своим положением, уйди, как улитка в свою раковину, в сознание своего назначения в мире и выжидай времени, когда пройдут те условия, которые ввели тебя в это состояние, и ты будешь опять в силах делать свое дело жизни.


30 июня

* * *

Стоит человеку отвернуться от разрешения внешних вопросов и поставить себе единый, истинно свойственный человеку внутренний вопрос: как ему лучше прожить свою жизнь? — чтобы все внешние вопросы получили наилучшее разрешение.

 

* * *

Мы не знаем, не можем знать, в чем состоит общее благо, но твердо знаем, что достижение этого общего блага возможно только при исполнении каждым, следовательно и мною, того закона добра, который открыт каждому человеку.

 

* * *

Истинная жизнь происходит не там, где совершаются большие внешние изменения, где передвигаются, сталкиваются, дерутся, убивают друг друга, а она происходит только там, где совершаются чуть-чуточные, незаметные изменения: в духовном сознании людей.

 

* * *

Трудно различить голос истины среди криков возбужденных партий.

ШИЛЛЕР.

 

* * *

Человек, желающий служить правде и справедливости, должен быть готовым остаться в одиночестве.

БЕРСЬЕ.

 

* * *

Нет такой политической алхимии, посредством которой можно бы было получить золотое поведение из свинцовых инстинктов.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР.

 

* * *

Когда бы люди захотели, вместо того чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того чтобы освобождать человечество, себя освобождать, — как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества!

ГЕРЦЕН.

 

* * *

Чем больше будут верить люди в то, что они могут быть приведены чем-то внешним, действующим само собою, помимо их воли, к изменению и улучшению своей жизни, тем труднее совершится это изменение и улучшение.

 

КРУГ ЧТЕНИЯ НА ИЮНЬ
1-10 июня 11-20 июня Вы сейчас на "21-30 июня"

mansarda@au.ru




Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz