ИЮНЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

============

1 июня
ДЕЛА

2 июня
ЖЕНЩИНА

3 июня
ЕДИНЕНИЕ

4 июня
ЛЖЕУЧЕНИЕ

5 июня
ДУХ

6 июня
ЗЛО

7 июня
СМИРЕНИЕ

8 июня
ДОБРОТА

9 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

10 июня
БЕССМЕРТИЕ

11 июня
СИЛА МЫСЛИ

12 июня
РОСТ

13 июня
РАЗУМ

14 июня
ОСУЖДЕНИЕ

15 июня
БОГ

16 июня
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

17 июня
ВОЙНА

18 июня
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 июня
СОВЕСТЬ

20 июня
ВЕГЕТАРИАНСТВО

21 июня
МУДРОСТЬ

22 июня
ДЕЛА

23 июня
СВОБОДА

24 июня
СМЕРТЬ

25 июня
ТЩЕСЛАВИЕ

26 июня
РАЗУМ

27 июня
УСИЛИЕ

28 июня
СЕМЬЯ

29 июня
УНЫНИЕ

30 июня
УСТРОЙСТВО
ыЖИЗНИ
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

 

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день
ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


ИЮНЬ
Вторая декада (11-20 июня)


11 июня

* * *

Все внешние изменения нашей жизни ничтожны в сравнении с теми изменениями, которые совершаются в наших мыслях.

 

* * *

Для того чтобы могла произойти перемена в чувствах и поступках человека, должна произойти прежде всего перемена в его мыслях. Для того же, чтобы могла произойти перемена в мыслях, человеку необходимо сосредоточиться в сознании своей духовной природы и ее требований.

 

* * *

Эпохи нашей жизни определяются не заметными нам, совершаемыми по нашей воле поступками: браком, получением места и т. п., но мыслями, которые приходят во время прогулки, среди ночи, за едой, в особенности теми мыслями, которые, охватывая все наше прошедшее, говорят нам: ты поступил так, но лучше было бы поступить иначе. И все наши дальнейшие поступки, как рабы, служат этим мыслям: исполняют их волю.

ТОРО.

 

* * *

Каждая мысль, на которой останавливается человек, все равно, выражает он ее или нет, непременно или вредит, или помогает его жизни.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Чтобы избегать грехов и побеждать их, прежде всего надо признать то, что корень каждого греха — в дурных мыслях.

Мы все — только последствия того, что мы думаем.

БУДДА.

 

* * *

Определяет судьбу человека то, как он понимает себя.

ТОРО.

 

* * *

Беспорядочная мысль делает с нашим умом то же, что сделал бы с нашим домом беспорядочный человек, приглашенный нами пожить у нас.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Мы жалеем о потерянном кошельке с деньгами, но добрую мысль, которая пришла нам или которую мы услыхали или прочли, — мысль, которая, если бы мы запомнили ее, приложили к жизни, могла бы сделать много добра, — мы теряем, забывая, и не жалеем о том, чтo дороже миллионов.


12 июня

* * *

Страдания — необходимые условия роста как физического так и духовного.

 

* * *

Облегчает горесть страданий, во-первых, живое представление о гораздо худших, чем твои, страданиях других людей и, во-вторых, сознание того, что перенесение страданий может быть дурное — возмущенное и хорошее — покорное.

 

* * *

Растем мы вот как. В каждой мысли каждого человека лежит уже высшая мысль; в том характере, который проявляет человек нынче, уже готовится высший характер. Юноша откидывает иллюзии детства, муж откидывает незнание и бурные страсти юношества, старец откидывает себялюбие мужа и становится все более и более всемирною душою. Он поднимается на высшую и на более твердую ступень жизни. Внешние отношения и условия вымирают, и он все больше входит в Бога и Бог в него, — до тех пор, пока не спадает с него последняя одежда себялюбия, и он соединяется с Богом, сливает свою волю с Его волей и участвует в Его величии.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

По мере совершения мудрых дел все более и более жизни прибывает к человеку.

ДЖОН РЁСКИН.

 

* * *

При тяжелом душевном состоянии надо не сдаваться, не высказываться никому, кроме Бога. Важно молчать, перетерпеть. То страдания прейдут к другим и заставят их страдать, а то перегорят в тебе и помогут тебе возвыситься, приблизиться немного к совершенству.

 

* * *

При тяжелом душевном состоянии надо не сдаваться, не высказываться никому, кроме Бога. Важно молчать, перетерпеть. То страдания прейдут к другим и заставят их страдать, а то перегорят в тебе и помогут тебе возвыситься, приблизиться немного к совершенству.

 

* * *

Добродетель и сила души укрепляются и совершенствуются в несчастии, в страданиях, в болезни. Поэтому вы не должны опасаться испытаний, которые могут пасть на вашу долю, но переносить их с твердостью. Каждое испытание более и более приближает вас к Богу.

Из «БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ».

 

* * *

Бедствие — это оселок для человеческой жизни.

ФЛЕТЧЕР.

 

* * *

Ищи в страданиях их значения для твоего душевного роста, и уничтожится горечь страдания.


13 июня

* * *

Будда говорил: в размышлениях, в жизни, в разговоре, в изучении я никогда не забываю главного: требований Разума.

 

* * *

Разумное и нравственное всегда совпадают.

* * *

То, что мы признаем достоинство в самом звании «человек», обязывает нас уважать в человеке и то, как он пользуется своим разумом. Человек должен не упрекать другого за его несообразности, не называть их глупостями, не говорить, что они нелепы, но наоборот, должен предположить, что в основе их должно быть что-нибудь разумное, и стараться найти это. К этому присоединяются еще дальнейшие обязанности: раскрыть те ложные представления, которые его обманули, и, таким образом, объяснив причину его заблуждения. поддержать его доверие к своему разуму. И в самом деле, как можем мы убедить человека, когда мы не признали в нем разума? То же самое относится и к упрекам в пороках. Такие упреки никогда не должны доходить до презрения порочного человека. Не должно отрицать в человеке его нравственное достоинство, не должно предполагать невозможность восстановления его нравственного характера, так как такое предположение противно понятию человека, как нравственного существа, не могущего никогда потерять способности доброй воли.

КАНТ.

 

* * *

Я не могу никого сделать лучше иначе, как только посредством остатков добра, заключающихся в нем самом. Я не могу никого сделать умнее иначе, как только посредством остатков благоразумия, заключающихся в нем.

КАНТ.

 

* * *

Люди, уверяющие других, что разум не может быть руководителем жизни, — это те люди, которые, отказавшись от разума, испортили свою жизнь и не хотят изменить ее.

 

* * *

Разум один во всех людях. Общение людей основано на разуме. И потому для каждого человека обязательны требования единого для всех разума.


14 июня

* * *

Как мало нужно усилия для того, чтобы не осуждать ближнего, и как облегчается жизнь того, кто не осуждает других. А как мало людей делают это усилие.

 

* * *

В житиях святых есть рассказ про то, как старец, увидав во сне умершего слабого по жизни монаха в лучшем месте рая и спросив, за что удостоился это нестoящий, со многими слабостями монах такого великого блага, получил ответ: за то, что он в жизни своей не осудил никого.

 

* * *

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

Римлян. гл. 2, ст. 1.

 

* * *

Не ищи славы в бесславии других.

Человеку доброму подобает скрывать позор других, даже тех, которые нанесли ему вред.

Не напоминай кающемуся про его прежние прегрешения.

ТАЛМУД.

 

* * *

До тех пор, пока ты сам грешен, не говори ни слова о грехах других.

ТАБЛИЧКИ БАБИДОВ.

 

* * *

Отучи себя от осуждения на словах, и ты почувствуешь в своей душе увеличение способности любви, почувствуешь увеличение жизни и блага.


15 июня

* * *

Любить Бога — значит любить то высшее добро, какое мы только можем себе представить.

 

* * *

Истинная любовь к Богу есть нравственное чувство, основанное на явном понимании высшего совершенства. Так что любовь к Богу совпадает вполне с любовью к добродетели, справедливости, доброте.

ЧАННИНГ.

 

* * *

Каким чувствует себя в душе человек, таковым, в сущности, бывает и его Бог: или он добрый, любящий, справедливый, или мстительный, гневный и злобный.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Если любишь человека, не любя в нем Бога, т. е. добро, то такою любовью готовишь себе разочарование и страдания.


16 июня

* * *

Если государство достигнет своей цели, то установит такое же состояние, как если бы повсюду воцарилась полная справедливость в складе мыслей. Но внутренняя сущность и происхождение этих двух состояний — подобия справедливости и полной справедливости — прямо противоположны. Именно в последнем случае состояние было бы такое, что никто не хотел бы творить несправедливостей; в первом же случае такое, что никто не хотел бы терпеть несправедливостей, и избранные средства совершенно отвечали бы этой цели. Так, достигнуть внешней цели можно двумя противоположными средствами. Так, хищный зверь в наморднике столь же безвреден, как и травоядное. Дальше же этого предела государство не может вести: стало быть, оно не может развернуть перед нами картину, какая сложилась бы при взаимной благожелательности и любви между всеми.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Нельзя бороться против дурной организации не только насилием, но даже хорошей организацией.

Отчего не организовать труд!

Можно заняться и этим. Но не надо забывать, что, организуя труд, мы достигаем не благополучия человечества, а лишь успешности и производительности самого труда.

Благополучие же человечества может быть достигнуто только самостоятельным нравственно-религиозным путем.

Ведь досадно и возмутительно не столько то, что существует дурное общественное устройство, сколько то, что человек породил его, терпит его и даже пользуется им ради своих корыстных целей.

А что более возмущает, с тем и надо начинать бороться.

ФЕДОР СТРАХОВ.

 

* * *

Побороть общее зло жизни можно только одним средством: нравственным усовершенствованием своей жизни.


17 июня

 

* * *

Вы спрашиваете: необходима ли еще война между цивилизованными народами? Я отвечаю: не только «уже» не необходима, но никогда не была необходима. Не иногда, но всегда она нарушала правильное историческое развитие человечества, нарушала справедливость, задерживала прогресс.

Если последствия войн иногда и бывали выгодны для общей цивилизации, то вредных последствий было гораздо больше. Мы не видим их потому, что только часть вредных последствий тотчас же очевидна. Большая часть их, и самые важные, незаметны нам. И потому мы не можем допустить слово «еще». Допущение этого слова дает право защитникам войны утверждать, что спор между нами есть дело только временного соответствия и личной оценки, и разногласие наше тогда сведется к тому, что мы считаем войну бесполезной, тогда как они считают ее еще полезной. Они охотно согласятся с нами, с такой постановкой вопроса и скажут, что война действительно может сделаться бесполезной и даже вредной только завтра, но не нынче. Нынче же они считают нужным произвести над народом те страшные кровопускания, называемые войнами, которые совершаются только для удовлетворения личных честолюбий самого малого меньшинства.

Потому что такова была и такова теперь единственная причина войн: власть, почести, богатства малого числа людей в ущерб массам, естественное легковерие которых и предрассудки, вызываемые и поддерживаемые этим меньшинством, делают войны возможными.

ГАСТОН МОХ.

 

* * *

Ни на каком из поступков людей не видна с такой ясностью сила внушения, подчинения не разуму, а преданию, как на войне. Люди, миллионы людей делают с восторгом, с гордостью дело, признаваемое ими всеми глупым, гадким, вредным, опасным, разорительным, мучительным, злодейским и ни на что не нужным, знают и повторяют все доводы против этого дела — и продолжают делать его.


18 июня

* * *

Сознание долга дает нам сознание божественности нашей души, и, наоборот, сознание божественности нашей души дает нам сознание долга.

 

* * *

Достоинство человека — в том духовном начале, которое называется иногда разумом, иногда совестью. Начало это, поднимаясь выше местного и временного, содержит несомненную истину и вечную правду. В среде несовершенного оно видит совершенство. Оно всеобще, беспристрастно и всегда в противоречии со всем тем, что пристрастно и себялюбиво в человеческой природе. Начало это властно говорит каждому из нас, что ближний нам столь же драгоценен, как и мы, и что его права столь же священны, как и наши. Оно велит нам воспринимать истину, как бы она ни противна была нашей гордости, и быть справедливым, как бы это ни было невыгодно нам. Оно же, это начало, призывает нас к тому, что прекрасно, свято и счастливо, в ком бы мы ни встретили эти свойства. Начало это есть луч божества в человеке.

ЧАННИНГ.

 

* * *

Новая, тайная, радостная и сверхъестественная красота представляется человеку, когда сердце его открывается добродетели. Он познает тогда то, что выше его. Он знает тогда, что существо его беспредельно, познает, что, как ни низок он теперь, он рожден для добра, для совершенства. То, что он почитает, уже принадлежит ему, хотя он еще не ощущает его. Он должен, — он знает теперь значение этого великого слова.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Голос совести — голос Бога.


19 июня

* * *

Совесть есть сознание своего духовного начала. И только тогда, когда она есть такое сознание, она — верный руководитель жизни людей.

 

* * *

В период сознательной жизни человек часто может заметить в себе два раздельных существа: одно — слепое, чувственное, и другое — зрячее, духовное. Слепое, животное, ест, пьет, отдыхает, спит, плодится и движется, как движется заведенная машина; зрячее, духовное, существо, связанное с животным, само ничего не делает, но только оценивает деятельность животного существа тем, что совпадает с ним, когда одобряет эту деятельность, и расходится с ним, когда не одобряет ее.

Зрячее это духовное существо, проявление которого в просторечии мы называем совестью, можно сравнить со стрелкою компаса, которая всегда показывала бы одним концом на добро, другим, противоположным, на зло и не видно нам до тех пор, пока мы не отклоняемся от даваемого им направления, т. е. от добра ко злу. Но стоит сделать поступок, противный направлению совести, и появляется сознание духовного существа, указывающее отклонение животной деятельности от направления, указываемого совестью.

 

* * *

Люди говорят о предании нравственного учения, или религии, и о совести как о двух раздельных руководителях человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть, потому что только совесть признает или не признает предания нравственного учения, или религии.

 

* * *

Совесть! ты — божественный, бессмертный и небесный голос, ты — единственный верный руководитель невежественного и ограниченного, но разумного и свободного существа, ты — непогрешимый судья добра, ты одна делаешь человека подобным Богу! От тебя превосходство его природы и нравственность его поступков. Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животным, кроме печального преимущества путаться в заблуждениях вследствие беспорядочного рассудка и разума без руководства.

РУССО.

 

* * *

Ты молод и переживаешь время увлечений, страстей. Тем более в этой поре слушай голос своей совести, почитай его выше всего. Не отступай от него ни ради похоти, ни ради страсти, ни ради подчинения людским внушениям, обычаям, хотя бы их называли законом. Всегда спрашивай себя: согласно ли это с моей совестью? Будь мужествен и самоотвержен ради требований совести. Не бойся того, что разойдешься с мнением людей.

ПАРКЕР.

 

* * *

Человек как будто всегда слышит за собой голос, но не может повернуть голову и увидать говорящего. Голос этот говорит на всех языках, управляет всеми людьми, но никто никогда не видал говорящего. Если только человек станет точно повиноваться этому голосу, примет его в себя так, что не будет более в мыслях отделять себя от него, ему будет казаться, что он сам есть этот голос, он сольется с ним. И чем внимательнее он будет слушать этот голос, тем большая мудрость сообщится ему, и голос этот разрастется в величественный и торжественный призыв, который откроет ему блаженную жизнь. Но если он занят делами мирскими, а не той истиной, ради которой дела должны быть делаемы, тогда голос этот становится слаб и слышится только как слабое жужжание.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

От нас зависит, заглушить ли нашу совесть или озариться от нее светом, прислушиваясь к ней: если она повелевает нам сделать что-нибудь и мы этого не исполняем, если она продолжает нас предупреждать и мы все-таки не внимаем ей, то голос ее начинает мало-помалу ослабевать и, наконец, совершенно замолкает. Поэтому постоянно прислушивайтесь к ней. Не обращая внимания на ничтожные проступки, мы легко можем впасть в большие прегрешения. Незначительные погрешности чаще всего прививают нам опасные привычки. Постараемся пресечь зло, пока она еще не пустило в нас глубоких корней. Зло и добро взрастают в нас по мере того, как мы допускаем их в наше сердце.

Из «БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ».

 

* * *

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.


20 июня

* * *

Как теперь считается гнусным и позорным подкидывать детей, устраивать бой гладиаторов, мучить пленников и совершать другие зверства, никому не казавшиеся прежде ни предосудительными, ни противными чувству справедливости, так подходит время, когда будет считаться безнравственным и непозволительным убивать животных и употреблять в пищу их трупы.

Д-Р ЦИММЕРМАН.

 

* * *

Если вы увидите детей, мучающих для своей забавы котенка или птичку, вы останавливаете их и учите их жалости к живым существам, а сам идете на охоту, на стрельбу голубей, на скачку и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ, т. е. делаете то самое, от чего вы удерживаете детей.

Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей?

 

* * *

«Мы не можем заявлять прав на животных, существующих на суше, которые питаются одинаковой пищей, вдыхают тот же воздух, пьют ту же воду, что и мы; при их умерщвлении они смущают нас своими ужасающими криками и заставляют стыдиться нашего поступка».

Так думал Плутарх, исключая почему-то водных животных. Мы же по отношению земнородных животных стали далеко позади его.

 

* * *

Не поднимай руки против брата твоего и не проливай крови никаких живых существ, населяющих землю, — ни людей, ни домашних животных, ни зверей, ни птиц; в глубине твоей души вещий голос запрещает тебе проливать кровь, ибо в ней жизнь, а жизнь ты не можешь вернуть.

ЛАМАРТИН.

 

* * *

В наше время, когда ясна преступность убийства животных для удовольствия или вкуса, охота и мясоедение уже не суть безразличные, но прямо дурные поступки, влекущие за собой, как всякий дурной сознательно совершаемый поступок, много еще худших поступков.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА ИЮНЬ
1-10 июня Вы сейчас на 11-20 июня 21-30 июня

mansarda@au.ru




Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz