МАРТ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ

============

1 марта
СМЕРТЬ

2 марта
СЛИЯНИЕ
СВОЕЙ ВОЛИ
С ВОЛЕЙ БОГА

3 марта
ДОБРО

4 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

5 марта
СМИРЕНИЕ

6 марта
БОГ

7 марта
ТРУД

8 марта
МОЛИТВА

9 марта
ВОЙНА

10 марта
ЕДИНЕНИЕ

11 марта
БРАК

12 марта
ДЕЛА

13 марта
МУДРОСТЬ

14 марта
РАЗУМ

15 марта
ЛЮБОВЬ

16 марта
ЗНАНИЕ

17 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 марта
ОСУЖДЕНИЕ

19 марта
БОГАТСТВО

20 марта
ТАЙНА

21 марта
СМЫСЛ ЖИЗНИ

22 марта
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

23 марта
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

24 марта
БОГ

25 марта
ВЗАИМНОЕ
СЛУЖЕНИЕ

26 марта
ПРИБЛИЖЕНИЕ
ЦАРСТВА БОЖИЯ

27 марта
МУЖЕСТВО

28 марта
МУДРОСТЬ

29 марта
ВОЗДЕРЖАНИЕ

30 марта
ДОБРОТА

31 марта
ПОКАЯНИЕ
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день

ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


МАРТ
Вторая декада (11-20 марта)


11 марта

* * *

Как пища есть необходимое условие жизни отдельного человека, так брак есть необходимое условие жизни человечества; и как злоупотребление пищей порождает зло для отдельного человека, так и злоупотребление брака порождает величайший вред для отдельного человека и для человечества.

 

* * *

Ты можешь пренебречь своею обязанностью перед супругом или супругой, можешь избавиться от той печали, которую дают тебе эти обязанности, можешь уйти. Но что же ты найдешь?

Ту же печаль, но без сознания исполненной обязанности.

ДЖОРДЖ ЭЛИОТ.

 

* * *

Какое великого блага могут достигнуть два любящие супруга, если они поставят своей целью совершенствование и будут помогать в этом друг другу: напоминанием, советом, примером?

* * *

Соединение мужчины и женщины для продолжения рода человеческого есть дело такое великое и важное и для каждого отдельного человека, и для всего человечества, что делать его нельзя кое-как и как кому вздумается и как кому приятно, а надо делать его так, как решили о нем и обдумали его жившие прежде нас мудрые и святые люди.


12 марта

* * *

У персиян есть такой рассказ:

Душа после смерти летела на небо, и вот навстречу ей появилась ужасная женщина, безобразная, грязная, вся в гнойных ранах. "Зачем ты здесь, такая отвратительная и мерзкая, хуже всякого дьявола? — спросила душа. — Кто ты?" Ужасная женщина отвечала:
— Я — твои дела.

 

* * *

Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.

ТАЛМУД.

 

* * *

Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче, потому что смерть не разбирает того, сделал ли или не сделал человек то, что должно. Смерть никого и ничего не дожидается. У нее нет ни врагов, ни друзей.

ИНДИЙСКАЯ АГНИ ПУРАНА.

 

* * *

Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались: сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался.

ИНДИЙСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ.

 

* * *

Только когда исполнишь ту истину, которую знаешь, откроется тебе новая истина.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Как ни сильно влияние прошедших дел на направление жизни, человек все-таки всегда усилием духа может изменить его.


13 марта

* * *

Условие мудрости — нравственная чистота; последствие ее — душевный мир.

 

* * *

Хороший человек забоится больше о том, чтоб делать то, что должно, чем о том, что с ним случается. Делать то, что должно, — мое дело, говорит такой человек, то, что случается, — дело Божье. И что бы ни случилось, ничто не может помешать мне делать то, что я должен.

* * *

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

 

* * *

Когда мы чувствуем себя всего слабее телом, мы можем быть всего сильнее духом.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывно хорошее расположение духа.

МОНТЭНЬ.

 

* * *

Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.

* * *

Когда что-либо тебя огорчает и мучает, подумай: 1) как много еще более неприятного могло бы с тобою случиться и случается с другими людьми; 2) вспомни, как в прежнее время огорчали и точно так же, как теперь, мучили тебя события или обстоятельства, о которых теперь ты вспоминаешь спокойно и совершенно равнодушно, и 3) главное — подумай о том, что то, что огорчает и мучит тебя, есть только испытание, на котором ты можешь проявить свою духовную силу и укрепить ее.

 

* * *

Души людей бывают временами в состоянии наибольшего совершенства, временами же в состоянии наибольшей развращенности. Дорожи хорошими часами, удерживай их и прогоняй от себя дурные и тогда всё чаще и чаще будешь жить хорошими часами и реже и реже дурными.

По БЭКОНУ.

 

* * *

Мудрым может быть только тот, кто не считает себя мудрым. А не считает себя мудрым только тот, кто всегда видит перед собой совершенство Бога.

 

* * *

Очень богат тот, кому нечего терять.

КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА.

 

* * *

Мудрость бесконечна — чем дальше подвигаешься к ней, тем она становится нужнее.

Человек всегда может делаться лучше.


14 марта

* * *

Человек мыслит — так он создан. Ясно, что он должен мыслить разумно. Разумно мыслящий человек прежде всего думает о том, для какой цели он должен жить: он думает о своей душе, о Боге, Посмотрите же, о чем думают мирские люди? О чем угодно, только не об этом. Они думают о плясках, о музыке, о пении; они думают о постройках, о богатстве, о власти; они завидуют положению богачей и царей. Но они вовсе не думают о том, что значит быть человеком.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

Только то, что признают и не могут не признавать все люди, только то есть проявление истинного разума.

 

* * *

Кто хочет сделаться истинным человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной жизнью, тот пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро. Нет ничего святее и производительнее самостоятельной душевной пытливости. Прежде всего установите в себе такое отношение к явлениям жизни, а потом уже решайте сами для себя все возникающие вопросы.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Мы оскорбляем истину, когда, сомневаясь в ее силе, разрешаем или запрещаем выражение тех или других мыслей. Пусть истина и ложь вступают врукопашную: истина непобедима в свободной и равной борьбе. Опровержением лжи она уничтожает ее лучше всяких запрещений.

МИЛЬТОН.

 

* * *

Наше церковное христианство построено на пустых и шатких основаниях; полагающиеся на него находятся в постоянной опасности и всегда чего-то боятся. Сильно выраженное сомнение, потрясающее все его основы, вызывает гром и молнии со стороны представителей церкви, и чем основательнее сомнения, тем сильнее тревога.

Разве люди боятся, чтобы горы провалились? Церковное же предание ежеминутно готово разрушиться. "Может — нет", — вот все, что могут о нем сказать люди, полагающиеся на него. Тем не менее из него сделали основу религии. Авторитет принимается за истину, и слепое доверие стало сущностью религии.

ПАРКЕР.

 

* * *

Ничто не может изменить решения разума. Все, что мы знаем, мы знаем через разум. И потому не верь тем, которые говорят, что не надо следовать разуму. Те, которые говорят так, подобны людям, которые советовали бы затушить свет единственного фонаря, руководящего нами во мраке.


15 марта

Только тот знает истинную любовь, кто любит людей неприятных, враждебных. Поверка истинной любви — любовь к врагам.

* * *

Любить человека, любящего нас, приятного нам можно человеческой любовью; но только врага можно любить божескою. Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, даже смерть, не может разрушить ее. Она есть сущность души.

 

* * *

Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших и благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Лк. гл. 6, ст. 33—36.

 

* * *

Любите врагов ваших — и не будет у вас врага.

УЧЕНИЕ 12 АПОСТОЛОВ.

 

* * *

"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19, 17-18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Мф. гл. 5, ст. 43—45.

 

* * *

Если Бог равняет всех людей, не делает разницы между злыми добрыми, — а Он знает сердца людей, — как можем мы, не зная того, что делается в сердцах людей, по одной видимости разделять их и любить одних и не любить других.

 

* * *

Противополагай кротость развращенности: острый меч не разрезает мягкий шелк.

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.

СААДИ.


16 марта

* * *

Изучение естественной истории дошло наконец в Германии до безумия. Хотя для Бога насекомое и человек — равноценны, однако для нашего разума это не так. Как много должен человек привести в порядок, прежде чем он дойдет до птиц и мотыльков! Изучи свою душу; приучи свой ум к осторожности в суждениях, сердце — к миролюбию. Научись познавать человека и вооружись мужеством говорить правду на благо твоих ближних. Навостри ум свой математикой, если не найдешь для этого никакого иного средства; остерегайся только классификации букашек, поверхностное знание которой совершенно бесполезно, а точное уводит в бесконечность.

"Но Бог бесконечен в насекомом так же, как и в солнце", — скажешь ты. Я охотно признаю это. Он неизмерим и в песке морском, разновидностей которого еще никто не систематизировал. Если ты не чувствуешь особенного призвания ловить жемчуг в тех странах, где этот песок находится, оставайся здесь и возделывай свое поле: оно потребует всего твоего прилежания, и не забывай, что вместимость твоего мозга конечна. Там, где сидит какая-нибудь история бабочки, нашлось бы, может быть, место для мыслей мудрецов, которые могли бы вдохновить тебя.

ЛИХТЕНБЕРГ.

 

* * *

Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можн больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. Из всех же знаний, нужных человеку, самое важное знание того, как жить хорошо, т. е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра. В наше же время люди учатся всяким ненужным наукам, а не учатся этой одной, самой нужной.

 

* * *

В чем самая великая дерзость? В том, чтобы не допускать для Бога таких соображений, которые непонятны нам

КАЛЬВИН.

 

* * *

Много говорит тот, кто мало знает; кто знает, тот больше молчит.

Бывает это оттого, что кто мало знает, считает важным все то, что он знает, и хочет рассказать это всем. Тот же, кто много знает, знает и то, что можно знать еще гораздо больше того, что он знает, и потому говорит только, когда это нужно другим, а если его не спрашивают — молчит.

По РУССО.

 

* * *

Значительным и необходимым доказательством ума и понимания служит уже то, если человек знает, какие вопросы можно задавать. Ибо если вопрос сам по себе нелеп и вызывает ненужные ответы, то такой вопрос, кроме того, что он срамит того, кто его задает, имеет еще и то неудобство, что неосторожный слушатель невольно даст на него нелепый ответ. И получится смехотворное зрелище, как один, по словам древних, доит козла, а другой подставляет решето.

КАНТ.


17 марта

* * *

Спасение от дурного устройства мира только в одном — в распространении среди людей истинной веры.

 

* * *

Никогда не было ни одного серьезного шага в деле усовершенствования человеческого общества без того, чтобы главная причина этого усовершенствования не была бы вера. И потому всякое учение, не основанное на вере, всегда было и будет бессильно улучшить общественный строй. Ему, может быть, удастся создать прекрасные формы, но этим формам будет вечно недоставать той искры, которую Прометей похитил с неба.

МАДЗИНИ.

 

* * *

Общество не может существовать без общей веры и общей цели; общественная деятельность должна заключаться в приложении к жизни начал, установленных религией.

МАДЗИНИ.

 

* * *

Апостолы жили так, что у всех было одно сердце и одна душа. А если бы они были несогласны между собою, то никто не знал бы о Христовой вере. Ведь и теперь язычники не принимают христианства потому, что не видят в христианах единения и любви. Ничто не привлекает так людей, как добродетель, и ничто так не отталкивает, как порок. От этого и отвращаются люди от христианства, потому что, когда человек видит, что тот, кому заповедано любить и врагов, лихоимствует, грабит, воюет, возбуждает ко вражде и обращается с людьми как с дикими зверями, он не может верить учению о любви. Когда же видит, что христианин боится смерти, то уже никак не поверит в бессмертие. Мы, христиане, виноваты в том, что они не верят в Христово учение. Может быть, мы скажем: "Берите пример с старинных святых людей". Но люди хотят видеть добродетельных теперешних людей. Покажи нам, говорят, веру от дел твоих, а дел нет. Напротив, они видят, что мы хуже зверей терзаем ближнего своего. Вот что удерживает людей от христианского учения. Мы говорим, что исповедуем его, а только отпугиваем от него людей.

По ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ.

 

* * *

Христианство, если только она искренно принято, действует как самый страшный динамит, разрывая все старое и открывая новые бесконечные горизонты.

* * *

Если ты видишь, что устройство общества дурно и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.


18 марта

* * *

Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе этого другого.

* * *

Мы часто судим о людях: одного называем добрым, другого злым, одного глупым, другого умным. А этого нельзя делать. Человек течет, как река. Он каждый день тот же и не тот же: был глуп, стал умен; был зол, стал добр, и наоборот. Нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.

 

* * *

Если ты так счастлив, что всегда говоришь только то, что есть на самом деле, отвергаешь то, что ложно, сомневаешься только в том, что сомнительно, желаешь только добра и пользы, то ты не будешь негодовать на злых и безрассудных людей.

"Да ведь они воры и мошенники!" — говоришь ты. А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и заблудший. А такого человека жалеть надо, а не гневаться на него. Если ты можешь, то убеди его в том, что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет.

"Но неужто, — скажешь ты, — таких людей не должно наказывать!" Не говори так. А лучше скажи: этот человек заблуждается в том, что важнее всего на свете. Он слеп не телесной слепотой, но духовной. И как только ты себе скажешь это, так ты и поймешь, как ты был жесток к нему. Если у человека глаза заболели и он лишился зрения, то ведь ты не скажешь, что его надо за это наказать. Так почему же ты хочешь наказать такого человека, который лишен того, что дороже глаз, лишен самого большого блага — умения жить разумно? Не сердиться нужно на таких людей, а только жалеть их.

Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозлили тебя. Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал, и понегодуй лучше на себя за то, что в душе твоей гнездятся злоба и жестокость.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Если будешь помнить свои собственные недостатки и будешь стараться исправлять их, то и в мысль не придет осуждать других, да и некогда будет.

* * *

Я знаю про себя, что я не хочу делать зла, а если и делаю, то оттого, что не могу удержаться. Все другие, если они делают зло, то также оттого, что не могут удержаться. Так зачем я думаю об них дурное и осуждаю их?


19 марта

* * *

Падает камень на кувшин — горе кувшину, падает кувшин на камень — горе кувшину; так или иначе, всё горе кувшину.

ТАЛМУД.

 

* * *

Пусть мы не похищаем золото и стольких-то десятин земли; но все же посредством какого-нибудь обмана и утайки делаем то же самое в меньших размерах и сколько можем. Когда, например, в торговых обязательствах и при покупке или продаже чего-либо мы спорим и усиливаемся заплатить меньше, чем следует, и всячески стараемся об этом, — не разбой ли это? Не варварство ли и хищение? Не говори мне, что ты отнял не дом, не рабов. Несправедливость определяется не ценностью того, что похищается, а намерением похитителей. Несправедливость и справедливость имеют одинаковую силу, как в большом, так и в малом. И я одинаково называю вором того, кто, отрезав кошелек, возьмет чужие деньги, так и того, кто, покупая что-нибудь на рынке, удержит часть настоящей цены. И грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дому, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ.


20 марта

* * *

Тот, кто живет для исполнения воли Божией, не может быть чувствительным к суждениям людей.

 

* * *

Надо думать так, как будто всякий может видеть то, что делается в нашей душе.

СЕНЕКА.

 

* * *

Нехорошо скрывать дурные дела, но еще хуже делать их открыто, гордиться ими.

* * *

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд пред самим собой.

* * *

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту ступень нравственного совершенства, на которой он находится.

* * *

Не скрывайте ничего, когда вас спрашивают, но не рассказывайте про свои дурные дела без надобности.

* * *

Как хорошо бы было, если бы в людях страх перед Богом был так же силен, как страх пред людьми. Перед людьми человек надеется скрыть свои дурные дела: перед Богом же нельзя скрывать: надо не делать.

* * *

Хорошо скрывать только свои добрые дела.

* * *

Живи так, чтобы тебе не было нужды скрывать, а также не было охоты являть пред людьми дела твоей жизни.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА МАРТ
1-10 марта Вы сейчас на "11-20 марта" 21-31 марта

Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

?????? ??????? ?? ??????? ?????? ????????
order cheap viagra Detroit
искусственная елка новый год
искусственная елка новый год
Casa dolce casa плитка LE AGRILLE
Hosted by uCoz