СЕНТЯБРЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день
ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


СЕНТЯБРЬ
Первая декада (1-10 сентября)


1 сентября

* * *

Разум указывает людям их отступления от закона жизни. Но отступления эти так привычны людям и кажутся так приятны, что люди стараются заглушить разум, чтобы он не мешал им жить так, как они привыкли.

 

* * *

Когда солдаты стоят в прикрытии под выстрелами и им делать нечего, они старательно изыскивают себе занятия для того, чтобы легче переносить опасность. И все люди порой представляются такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто играми, кто лошадьми, кто охотой, кто вином, кто государственными делами.

 

* * *

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и вместе с тем отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом.

 

* * *

Одно из главных условий улучшения жизни людей нашего времени — это освобождение себя от того внушения, под которым они находятся, а между тем они не переставая старательно поддерживают себя в этом состоянии табаком, вином, водкой.

 

* * *

Одурманение себя чем бы то ни было хотя не есть еще преступление, но есть уже приготовление себя ко всякого рода преступлениям.

 

* * *

Вы говорите, что нет никакой важности в том, чтобы пить или не пить, курить или не курить. Если нет важности, то что же стоит вам перестать, когда вы знаете про тот вред, который вы делаете этим и себе и другим своим примером?


2 сентября

* * *

Чем ближе люди к истине, тем они терпимее к чужим заблуждениям. И наоборот.

 

* * *

Веру, как любовь, нельзя вызвать насильно. Поэтому вводить ее или стараться утвердить государственными мероприятиями — дело рискованное, ибо как попытка принудить к любви вызывает ненависть, так попытка принудить к вере вызывает неверие.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Неверующие люди бывают так же нетерпимы, как и грубоверующие.

 

* * *

Истинная вера не нуждается во внешней поддержке ни насилия, ни торжественного блеска. Не нуждается и в заботах о распространении. (У Бога времени много. Тысячи лет как один год.) Тот, кто хочет поддержать свою веру насилием или внешними торжественными приемами, хочет поскорее распространить ее, — тот сам мало или вовсе не верит.


3 сентября

* * *

Бог непостижим для человеческого ума. Мы знаем только то, что Он есть, и хотим или не хотим этого, знаем несомненно.

* * *

Я прежде видел явления жизни, не думая о том, откуда эти явления и почему я вижу их.
Когда же я стал думать об основной причине всего, я пришел к убеждению, что источник всего есть свет разумения, и я так увлекся этой мыслью, что свел все к одному и совершенно удовлетворился признанием одного разумения началом всего.

Но потом я увидал, что разумение есть свет, доходящий до меня через какое-то матовое стекло. Свет я вижу, но то, что дает этот свет, я не знаю, хотя и знаю, что оно есть.
То же, что есть источник света, освещающего меня, чего я не знаю, но про существование чего я несомненно знаю, и есть Бог.

 

* * *

Верь в Бога, служи ему, но не пытайся познать его сущность; ты ничего не получишь от твоего тщетного усилия, кроме разочарования и усталости.
Не заботься даже о том, чтобы узнать, существует Он или нет, служи Ему, как будто Он существует и везде присутствует. Больше ничего не нужно.

ФИЛИМОН.

 

* * *

Мы познаем существование Бога не столько разумом, сколько сознанием той полной зависимости от него, в которой мы себя чувствуем, вроде того чувства, которое испытывает грудной ребенок на руках матери.

Ребенок не знает, кто держит, кто греет, кто кормит его, но знает, что есть этот кто-то, и мало того, что знает, — любит того, во власти кого он находится.

 

* * *

Не смущайся тем, что понятие Бога выражено неясно тебе. Чем яснее оно выражено, тем оно дальше от истины и тем ненадежнее как опора.


4 сентября

* * *

Истинное благо приобретается не сразу, а постоянными усилиями, потому что истинное благо только во все большем и большем совершенствовании.

Когда мы обучаемся грамоте, то мы учимся, как читать и писать. Но грамота не научит нас, нужно ли написать нашему другу письмо или не нужно. Точно так же и музыка научает нас петь или играть на инструменте, но она не научит нас, когда можно петь и играть.

Одни только разум указывает нам то, что следует делать и чего не следует.
Наделив нас разумом, Бог дал нам в распоряжение то, что нам нужнее всего и с чем мы можем справиться.

Создав меня таким, каков я есть, Бог как бы сказал мне так: "Эпиктет! Я мог бы даровать гораздо больше твоему ничтожному телу и твоей маленькой судьбе. Но не упрекай Меня в том, что Я этого не сделал. Я не хотел даровать тебе полной свободы делать все, что тебе вздумается, но Я вселил в тебя божественную частицу Себя Самого. Я даровал тебе способность стремиться к добру и избегать зла; Я вселил в тебя свободное разумение. Если будешь прикладывать свой разум ко всему тому, что случается с тобою, то ничто в мире не будет служить тебе препятствием или стеснением на том пути, который Я тебе назначил; ты никогда не будешь плакаться ни на свою судьбу, ни на людей; не станешь осуждать их или подделываться к ним. Не считай, что этого мало для тебя. Неужели мало для тебя того, чтобы прожить всю твою жизнь разумно, спокойно и радостно? Так довольствуйся же этим!"

ЭПИКТЕТ.

* * *

В ванне короля Чинг-Чанг были вырезаны следующие слова: "Каждый день возобновляй себя совершенно; делай это снова, снова и опять снова".

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.

 

* * *

Добродетель мудрецов напоминает собою путешествие в дальнюю страну и восхождение на высоту: идущие в дальнюю страну начинают свою ходьбу с первого шага; восходящие на высоту начинают с подошвы горы.

КОНФУЦИЙ.

* * *

Чтобы правильно и хорошо сделать какое-нибудь дело, нужно научиться делать его. Это понимает всякий. Так же точно для того чтобы правильно и хорошо жить, нужно научиться жить правильно и хорошо.

ЭПИКТЕТ.

* * *

Человек счастлив только тогда, когда он может сказать, что исполнил свою собственную работу, что вложил душу в труд свой и довел его до конца, насколько мог лучше. Если же он поступит иначе, то, и покончив с трудом, он не почувствует ни отрады, ни облегчения.

ЭМЕРСОН.

 

* * *

Не жди не только быстрого, но никакого видимого тебе успеха от твоих усилий к добру. Ты не увидишь плодов своих усилий, потому что насколько ты подвинулся, настолько подвинулось перед тобой и совершенство, к которому ты стремишься. Усилия — не средство достижения блага, но сами усилия дают блага.


5 сентября

* * *

Если допустить недопустимое, что человек имеет право наказывать, то кто же из людей возьмет на себя это право?
Только те люди, которые пали так низко, что не помнят и не знают своих грехов.

 

* * *

Если тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, — забудь это и прости. И если ты прежде не испытал этого, ты узнаешь новую радость — прощать.

 

* * *

Действительное наказание за каждое дурное дело то, которое совершается в душе самого преступника и состоит в уменьшении его способности пользоваться благами жизни. Наказание же извне только раздражает преступника.


6 сентября

* * *

Человек лишился души; прошло несколько времени, и он теперь начинает томиться по ней. Эта потеря души составляет поистине наше больное место, — центр всемирной общественной гангрены, грозящей всем современным явлениям страшной смертью. Нет у нас ни религии, ни бога; человек лишился души и тщательно ищет средств исцеления; но гнилостная проказа, ослабевающая на один миг, появляется снова еще более сильной и грозной.

КАРЛЕЙЛЬ.

 

* * *

Наши газеты с их описаниями преступлений и всякого рода ужасов являются как бы дополнением к завтракам из мяса. Есть ли что удивительного в том, что, подвергнув тлетворному влиянию того и другого свою душу и тело, люди оказываются потом склонными к ссорам, войнам и самоубийствам? Разве не странно бы было видеть их счастливыми после такого начинания дня? Расслабляющее влияние их духовной и телесной пищи неизбежно должно довести их до состояния постоянного беспокойства, мучения и отчаяния.

 

* * *

Все, что мы делаем для обеспечения нашей жизни, совершенно то же, что делает страус, пряча свою голову, чтобы не видать, как его убивают. Мы делаем хуже страуса: чтобы сомнительно обеспечить нашу сомнительную жизнь в сомнительном будущем, мы наверно губим нашу верную жизнь в верном настоящем.

 

* * *

Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.


7 сентября

* * *

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

 

* * *

Смерть — это освобождение от односторонности личности. От этого-то, по-видимому, и зависит выражение мира и успокоения на лице у большинства покойников. Покойна и легка обыкновенно смерть каждого доброго человека; но умереть с готовностью, охотно, радостно умереть — вот преимущество отрекшегося от себя, того, кто отказывается от воли к жизни, отрицает ее. Ибо лишь такой человек хочет умереть действительно, а не по видимому, и, следовательно, не нуждается и не требует дальнейшего существования своей личности.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Если смерть страшна, то причина этого не в ней, а в нас. Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.
Для святого нет смерти.

 

* * *

Плотская смерть уничтожает то, что соединяет тело — уничтожает сознание временной жизни. Но ведь это случается с нами беспрестанно и каждый день, когда мы засыпаем. Вопрос в том, уничтожается ли плотская смерть то, что соединяет все последовательные сознания в одно, т. е. мое особенное отношение к миру? Для того же, чтобы утверждать это, надо прежде доказать, что это-то особенное отношение к миру, соединяющее в одно все последовательные сознания, родилось с моим плотским существованием, а потому и умрет с ним. А этого-то и нет.

Рассуждая на основании своего сознания, я вижу, что соединявшее все мои сознания в одно — известная восприимчивость к одному и холодность к другому, вследствие чего одно остается, другое исчезает во мне, — степень моей любви к добру и ненависти к злу, — что это мое особенное отношение к миру, составляющее именно меня, особенного меня, не есть произведение какой-либо внешней причины, а есть основная причина всех остальных явлений моей жизни.

Рассуждая на основании наблюдения, мне представляется, что причины особенности моего я находятся в особенностях моих родителей и условий, влиявших на меня и на них; но, рассуждая по этому пути дальше, я не могу не видеть, что если особенное мое я лежит в особенности всех моих предков и в условиях их существования — до бесконечности, т. е. вне времени и вне пространства, — так что мое особенное я произошло вне пространства и вне времени, т. е. то самое, что я и сознаю.

 

* * *

Прежде чем достигнуть старости, я старался хорошо жить; в старости я стараюсь хорошо умереть. А хорошо умереть — значит умереть охотно.

СЕНЕКА.

 

* * *

Ты боишься смерти, но подумай о том. что бы было, если бы ты был обречен в твоей все одной и той же личности на вечную жизнь?


8 сентября

* * *

Отчего дети нравственно выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращен ни суевериями, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит. Тогда как у взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.
Детям надо только жить, взрослым надо бороться.

 

* * *

Как ужасен бы был мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства!

ДЖОН РЁСКИН.

 

* * *

Благословенно детство, которое среди жестокости земли дает немного неба. Эти восемьдесят тысяч ежедневных рождений, о которых говорит статистика, составляют как бы излияния невинности и свежести, которая борется не только против уничтожения рода, но и против человеческой испорченности и всеобщего заражения грехом. Все добрые чувства, вызываемые около колыбели и детства, составляют одну из тайн великого Провидения; уничтожьте вы эту освежающую росу, и вихрь эгоистических страстей как огнем высушит человеческое общество.

Если предположить, что человечество состояло бы из миллиарда бессмертных существ, число которых не могло бы ни увеличиваться, ни уменьшаться, где бы мы были и что бы мы были, великий Боже! Мы стали бы, без сомнения, в тысячу раз ученее, но и в тысячу раз хуже. Знание накопилось бы, но все добродетели, которые зарождаются от страданий и преданности, т. е. семья и общество, были бы мертвы. Не было бы возмещения.

Благословенно детство за то благо, которое оно дает само, и  за то добро, которое оно производит, не зная и не желая этого, только заставляя, позволяя себя любить. Только благодаря ему мы видим на земле частичку рая. Благословенна и смерть. Ангелы не могут нуждаться ни в рождении, ни в смерти для того, чтобы жить; но для людей необходимо, неизбежно и то и другое.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.

ДЖОН РЁСКИН.

 

* * *

Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее.

 

* * *

Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и потребность любви — являются единственными побуждениями в жизни.

 

* * *

Уважай всякого человека, но в сто раз больше уважай ребенка и берегись того, чтобы не нарушить девственной чистоты души его.


9 сентября

* * *

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

 

* * *

Науки — это пища для ума. И эта пища может быть так же вредна для ума, как и пища телесная для тела, если принимать ее не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для того чтобы этого не было, надо так же, как и в телесной пище, принимать ее только тогда, когда это необходимо нужно.

По РЁСКИНУ.

 

* * *

Сократ говорил, что для людей, которые ничего более не желают, как сделаться хорошими, легка всякая наука, потому что они в каждой науке желают знать только то, что нужно всем людям.

 

* * *

Как бы велико ни было знание, оно не может помочь исполнению главной цели жизни — нравственному совершенствованию.


10 сентября

* * *

Удовлетворение, которое мы замечаем вслед за каждым бескорыстным поступком, зависит от того, что такой поступок, проистекая из непосредственного узнавания в чуждом явлении нашего же собственного существа, — в свою очередь подтверждает, что мы были правы, признавши, что наше истинное "я" существует не только в нашей личности, не только в этом отдельном явлении, но во всем живом.

А как себялюбие стесняет сердце, так это сознание дает простор ему. В самом деле, как себялюбие сосредоточивает весь наш интерес на нашей отдельной личности, причем постоянно рисует нам бесчисленные опасности, непрестанно угрожающие этой личности, отчего основным тоном нашего настроения становится тревога и озабоченность, так познание того, что все живое в той же мере, как и наша собственная личность, есть наше же собственное существо, само по себе распространяет наш интерес на все живое; а это дает простор сердцу.

А вследствие такого уменьшения интереса к самому себе в корне подсекается и ограничивается тревожная озабоченность; отсюда — спокойная, уверенная радость, которую дает добродетельное расположение духа и чистая совесть, отсюда более живое ощущение радости при каждом добром поступке, проясняющее нам самим основу этого настроения. Эгоист чувствует себя одиноким среди чуждых и враждебных явлений, и все его упования — в его собственном благополучии. А добрый живет в мире дружественных существ; благо каждого из них есть его собственное благо.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Сколько перегородок между нами и предметами! Расположение духа, здоровья, все ткани глаз, стекла нашей комнаты, туман, дым, дождь или пыль и даже свет — и все это бесконечно изменяющееся. Гераклит говорил: "Нельзя выкупаться два раза в одной и той же реке"; я бы сказал: нельзя видеть два раза один и тот же пейзаж, потому что и тот, кто наблюдает, и то, что наблюдается, всегда бесконечно изменяется.Мудрость состоит в том, чтобы ПОДЧИНЯТЬСЯ ВСЕОБЩЕЙ ИЛЛЮЗИИ, НЕ БУДУЧИ ОБМАНУТЫМ ЕЮ.

Я думаю, что РАЗУМ НЕИЗБЕЖНО ПРИВОДИТ НАС К СОЗНАНИЮ ТОГО, ЧТО ВСЕ ВЕЩЕСТВЕННОЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО СНОВИДЕНИЕ В СНОВИДЕНИИ. Выводит нас из сферы волшебных сновидений только чувство долга, нравственные требования. Только СОВЕСТЬ отрывает нас от очарования Маии; она рассеивает пары кейфа, галлюцинации опиума и спокойствие созерцательного равнодушия. Она, совесть, вталкивает нас в сознание человеческой ответственности.
Это будильник, это крик петуха, который разгоняет привидения, это архангел, вооруженный мечом, который выгоняет человека из его искусственного рая.

По АМИЕЛЮ.

 

* * *

Страсти могут быть сильнее совести, голос их может быть громче, но их крик совершенно другой, чем тот, которым говорит совесть. Они не обладают той силой, которой обладает голос совести. В своем торжестве они все-таки робеют перед этим тихим, глубоким и угрожающим голосом.

ЧАННИНГ

* * *

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием.
Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ
Вы сейчас на "1-10 сентября" 11-20 сентября 21-30 сентября

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz