|
КРУГ ЧТЕНИЯ СЕНТЯБРЬ * * * Разум указывает людям их отступления от закона жизни. Но отступления эти так привычны людям и кажутся так приятны, что люди стараются заглушить разум, чтобы он не мешал им жить так, как они привыкли.
* * * Когда солдаты стоят в прикрытии под выстрелами и им делать нечего, они старательно изыскивают себе занятия для того, чтобы легче переносить опасность. И все люди порой представляются такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто играми, кто лошадьми, кто охотой, кто вином, кто государственными делами.
* * * Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и вместе с тем отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом.
* * * Одно из главных условий улучшения жизни людей нашего времени — это освобождение себя от того внушения, под которым они находятся, а между тем они не переставая старательно поддерживают себя в этом состоянии табаком, вином, водкой.
* * * Одурманение себя чем бы то ни было хотя не есть еще преступление, но есть уже приготовление себя ко всякого рода преступлениям.
* * * Вы говорите, что нет никакой важности в том, чтобы пить или не пить, курить или не курить. Если нет важности, то что же стоит вам перестать, когда вы знаете про тот вред, который вы делаете этим и себе и другим своим примером? * * * Чем ближе люди к истине, тем они терпимее к чужим заблуждениям. И наоборот.
* * * Веру, как любовь, нельзя вызвать насильно. Поэтому вводить ее или стараться утвердить государственными мероприятиями — дело рискованное, ибо как попытка принудить к любви вызывает ненависть, так попытка принудить к вере вызывает неверие. ШОПЕНГАУЭР.
* * * Неверующие люди бывают так же нетерпимы, как и грубоверующие.
* * * Истинная вера не нуждается во внешней поддержке ни насилия, ни торжественного блеска. Не нуждается и в заботах о распространении. (У Бога времени много. Тысячи лет как один год.) Тот, кто хочет поддержать свою веру насилием или внешними торжественными приемами, хочет поскорее распространить ее, — тот сам мало или вовсе не верит. * * * Бог непостижим для человеческого ума. Мы знаем только то, что Он есть, и хотим или не хотим этого, знаем несомненно. * * * Я прежде видел явления жизни, не думая о том,
откуда эти явления и почему я вижу их. Но потом я увидал, что разумение есть свет,
доходящий до меня через какое-то матовое стекло.
Свет я вижу, но то, что дает этот свет, я не знаю,
хотя и знаю, что оно есть.
* * * Верь в Бога, служи ему, но не пытайся познать его
сущность; ты ничего не получишь от твоего
тщетного усилия, кроме разочарования и
усталости. ФИЛИМОН.
* * * Мы познаем существование Бога не столько разумом, сколько сознанием той полной зависимости от него, в которой мы себя чувствуем, вроде того чувства, которое испытывает грудной ребенок на руках матери. Ребенок не знает, кто держит, кто греет, кто кормит его, но знает, что есть этот кто-то, и мало того, что знает, — любит того, во власти кого он находится.
* * * Не смущайся тем, что понятие Бога выражено неясно тебе. Чем яснее оно выражено, тем оно дальше от истины и тем ненадежнее как опора. * * * Истинное благо приобретается не сразу, а
постоянными усилиями, потому что истинное благо
только во все большем и большем
совершенствовании. ЭПИКТЕТ. * * * В ванне короля Чинг-Чанг были вырезаны следующие слова: "Каждый день возобновляй себя совершенно; делай это снова, снова и опять снова". КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ.
* * * Добродетель мудрецов напоминает собою путешествие в дальнюю страну и восхождение на высоту: идущие в дальнюю страну начинают свою ходьбу с первого шага; восходящие на высоту начинают с подошвы горы. КОНФУЦИЙ. * * * Чтобы правильно и хорошо сделать какое-нибудь дело, нужно научиться делать его. Это понимает всякий. Так же точно для того чтобы правильно и хорошо жить, нужно научиться жить правильно и хорошо. ЭПИКТЕТ. * * * Человек счастлив только тогда, когда он может сказать, что исполнил свою собственную работу, что вложил душу в труд свой и довел его до конца, насколько мог лучше. Если же он поступит иначе, то, и покончив с трудом, он не почувствует ни отрады, ни облегчения. ЭМЕРСОН.
* * * Не жди не только быстрого, но никакого видимого тебе успеха от твоих усилий к добру. Ты не увидишь плодов своих усилий, потому что насколько ты подвинулся, настолько подвинулось перед тобой и совершенство, к которому ты стремишься. Усилия — не средство достижения блага, но сами усилия дают блага. * * * Если допустить недопустимое, что человек имеет
право наказывать, то кто же из людей возьмет на
себя это право?
* * * Если тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, — забудь это и прости. И если ты прежде не испытал этого, ты узнаешь новую радость — прощать.
* * * Действительное наказание за каждое дурное дело то, которое совершается в душе самого преступника и состоит в уменьшении его способности пользоваться благами жизни. Наказание же извне только раздражает преступника. * * * Человек лишился души; прошло несколько времени, и он теперь начинает томиться по ней. Эта потеря души составляет поистине наше больное место, — центр всемирной общественной гангрены, грозящей всем современным явлениям страшной смертью. Нет у нас ни религии, ни бога; человек лишился души и тщательно ищет средств исцеления; но гнилостная проказа, ослабевающая на один миг, появляется снова еще более сильной и грозной. КАРЛЕЙЛЬ.
* * * Наши газеты с их описаниями преступлений и всякого рода ужасов являются как бы дополнением к завтракам из мяса. Есть ли что удивительного в том, что, подвергнув тлетворному влиянию того и другого свою душу и тело, люди оказываются потом склонными к ссорам, войнам и самоубийствам? Разве не странно бы было видеть их счастливыми после такого начинания дня? Расслабляющее влияние их духовной и телесной пищи неизбежно должно довести их до состояния постоянного беспокойства, мучения и отчаяния.
* * * Все, что мы делаем для обеспечения нашей жизни, совершенно то же, что делает страус, пряча свою голову, чтобы не видать, как его убивают. Мы делаем хуже страуса: чтобы сомнительно обеспечить нашу сомнительную жизнь в сомнительном будущем, мы наверно губим нашу верную жизнь в верном настоящем.
* * * Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его. * * * Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.
* * * Смерть — это освобождение от односторонности личности. От этого-то, по-видимому, и зависит выражение мира и успокоения на лице у большинства покойников. Покойна и легка обыкновенно смерть каждого доброго человека; но умереть с готовностью, охотно, радостно умереть — вот преимущество отрекшегося от себя, того, кто отказывается от воли к жизни, отрицает ее. Ибо лишь такой человек хочет умереть действительно, а не по видимому, и, следовательно, не нуждается и не требует дальнейшего существования своей личности. ШОПЕНГАУЭР.
* * * Если смерть страшна, то причина этого не в ней, а
в нас. Чем лучше человек, тем меньше он боится
смерти.
* * * Плотская смерть уничтожает то, что соединяет
тело — уничтожает сознание временной жизни. Но
ведь это случается с нами беспрестанно и каждый
день, когда мы засыпаем. Вопрос в том,
уничтожается ли плотская смерть то, что
соединяет все последовательные сознания в одно,
т. е. мое особенное отношение к миру? Для того же,
чтобы утверждать это, надо прежде доказать, что
это-то особенное отношение к миру, соединяющее в
одно все последовательные сознания, родилось с
моим плотским существованием, а потому и умрет с
ним. А этого-то и нет.
* * * Прежде чем достигнуть старости, я старался хорошо жить; в старости я стараюсь хорошо умереть. А хорошо умереть — значит умереть охотно. СЕНЕКА.
* * * Ты боишься смерти, но подумай о том. что бы было, если бы ты был обречен в твоей все одной и той же личности на вечную жизнь? * * * Отчего дети нравственно выше большинства
людей? Оттого, что разум их не извращен ни
суевериями, ни соблазнами, ни грехами. На пути к
совершенству у них ничего не стоит. Тогда как у
взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.
* * * Как ужасен бы был мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства! ДЖОН РЁСКИН.
* * * Благословенно детство, которое среди
жестокости земли дает немного неба. Эти
восемьдесят тысяч ежедневных рождений, о которых
говорит статистика, составляют как бы излияния
невинности и свежести, которая борется не только
против уничтожения рода, но и против
человеческой испорченности и всеобщего
заражения грехом. Все добрые чувства, вызываемые
около колыбели и детства, составляют одну из тайн
великого Провидения; уничтожьте вы эту
освежающую росу, и вихрь эгоистических страстей
как огнем высушит человеческое общество. АМИЕЛЬ.
* * * Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее.
* * * Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и потребность любви — являются единственными побуждениями в жизни.
* * * Уважай всякого человека, но в сто раз больше уважай ребенка и берегись того, чтобы не нарушить девственной чистоты души его. * * * Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
* * * Науки — это пища для ума. И эта пища может быть так же вредна для ума, как и пища телесная для тела, если принимать ее не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для того чтобы этого не было, надо так же, как и в телесной пище, принимать ее только тогда, когда это необходимо нужно. По РЁСКИНУ.
* * * Сократ говорил, что для людей, которые ничего более не желают, как сделаться хорошими, легка всякая наука, потому что они в каждой науке желают знать только то, что нужно всем людям.
* * * Как бы велико ни было знание, оно не может помочь исполнению главной цели жизни — нравственному совершенствованию. * * * Удовлетворение, которое мы замечаем вслед за каждым бескорыстным поступком, зависит от того, что такой поступок, проистекая из непосредственного узнавания в чуждом явлении нашего же собственного существа, — в свою очередь подтверждает, что мы были правы, признавши, что наше истинное "я" существует не только в нашей личности, не только в этом отдельном явлении, но во всем живом. А как себялюбие стесняет сердце, так это сознание дает простор ему. В самом деле, как себялюбие сосредоточивает весь наш интерес на нашей отдельной личности, причем постоянно рисует нам бесчисленные опасности, непрестанно угрожающие этой личности, отчего основным тоном нашего настроения становится тревога и озабоченность, так познание того, что все живое в той же мере, как и наша собственная личность, есть наше же собственное существо, само по себе распространяет наш интерес на все живое; а это дает простор сердцу. А вследствие такого уменьшения интереса к самому себе в корне подсекается и ограничивается тревожная озабоченность; отсюда — спокойная, уверенная радость, которую дает добродетельное расположение духа и чистая совесть, отсюда более живое ощущение радости при каждом добром поступке, проясняющее нам самим основу этого настроения. Эгоист чувствует себя одиноким среди чуждых и враждебных явлений, и все его упования — в его собственном благополучии. А добрый живет в мире дружественных существ; благо каждого из них есть его собственное благо. ШОПЕНГАУЭР.
* * * Сколько перегородок между нами и предметами!
Расположение духа, здоровья, все ткани глаз,
стекла нашей комнаты, туман, дым, дождь или пыль и
даже свет — и все это бесконечно изменяющееся.
Гераклит говорил: "Нельзя выкупаться два раза
в одной и той же реке"; я бы сказал: нельзя
видеть два раза один и тот же пейзаж, потому что и
тот, кто наблюдает, и то, что наблюдается, всегда
бесконечно изменяется.Мудрость состоит в том,
чтобы ПОДЧИНЯТЬСЯ ВСЕОБЩЕЙ ИЛЛЮЗИИ, НЕ БУДУЧИ
ОБМАНУТЫМ ЕЮ. По АМИЕЛЮ.
* * * Страсти могут быть сильнее совести, голос их может быть громче, но их крик совершенно другой, чем тот, которым говорит совесть. Они не обладают той силой, которой обладает голос совести. В своем торжестве они все-таки робеют перед этим тихим, глубоким и угрожающим голосом. ЧАННИНГ * * * Голос совести всегда можно отличить от всех
других душевных побуждений тем, что он требует
всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но
прекрасного и достижимого одним нашим усилием.
|