|
КРУГ ЧТЕНИЯ ИЮЛЬ Первая декада (1-10 июля)
* * * Душа человека божественна. * * * Всякая истина имеет своим началом Бога. Когда она проявляется в человеке, то это не показывает того, чтобы она исходила из человека, но только, что человек имеет свойство такой прозрачности, что может проявлять ее. ПАСКАЛЬ.
* * * Когда дождевая вода течет по желобам, то нам кажется, что она вытекает из них, тогда как в действительности она падает с неба. То же и со святыми поучениями, которые высказывают нам божественные люди. Кажется, что они исходят от них, в действительности же они исходят от Бога. РАМАКРИШНА.
* * * Если мы только на один миг отрешимся от своего маленького "я", не будем замышлять злого, будем только чистым стеклом, отражающим лучи, — чего только мы не отразим! Все мироздание развернется в лучезарном блеске вокруг нас. ТОРО.
* * * Истинная мудрость учит нас тому, что
основы мыслей всякого человека живут в его более
скромных братьях и что те свойства, которые
высказывает ученый в своих глубочайших
открытиях, совершенно те же самые, как и те,
которые обыкновенный человек употребляет в
своих ежедневных жизненных трудах. Из "ПЕРЕДОВОЙ МЫСЛИ МИРА".
* * * Держи себя в чистоте от зла, с тем чтобы
сила Божия могла проходить через тебя. В этом
прохождении силы Божией — великое благо. * * * Ни в какой области нет такого злоупотребления словом, как в оценке произведений — в особенности мнимого — искусства.
* * * Мы только тогда бываем вполне удовлетворены впечатлением от художественного произведения, когда оно оставляет после себя нечто такое, чего мы, при всём усилии мысли, не можем довести до полной ясности. ШОПЕНГАЭУР.
* * * Человек, одаренный обыкновенными чувствами, сообразует мысли с вещами; художник сообразует вещи со своими мыслями. Обыкновенный человек считает природу неизменно укрепленной и твердой; художник — текучей, переливающейся и кладет на нее отпечаток своего существа. Для него непокорный мир покорен и податлив; он одевает прах и камни человеческими свойствами и превращает их в выражения разума. ЭМЕРСОН.
* * * Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости. ДЖОН РЁСКИН.
* * * Наука и искусство так же тесно связаны между
собой, как легкие и сердце, так что если один
орган извращен, то и другой не может правильно
действовать.
* * * Занятие искусством хотя и не такое высокое дело, каким считают его обыкновенно те, которые занимаются им, но дело небесполезное и доброе, если оно соединяет людей и вызывает в них добрые чувства; занятие же искусством таким, которое одобряется богатыми классами нашего мира, — искусством, разъединяющим людей и вызывающим в них недобрые чувства, есть дело не только бесполезное, но вредное. * * * Человек бывает несвободен только настолько, насколько он жизнь свою полагает в своем животном.
* * * Говорят, что для человека самое большое благо
есть его свобода. Если свобода есть благо, то
человек свободный не может быть несчастливым.
Значит, если ты видишь, что человек несчастен,
страдает, ноет, — знай, что этот человек
несвободный: он непременно кем-нибудь или
чем-нибудь порабощен. ЭПИКТЕТ.
* * * Без внутренней свободы внешняя свобода ничего не стоит. Какая мне польза, если я не подавлен внешним насилием, но вследствие незнания, порока, эгоизма, страха я не управляю своей душой. Я назову только того человека свободным, который не замкнут в себе или своей секте, который побеждает гордость, гнев, леность и готов отдать себя в жертву за благо человечества. ЧАННИНГ.
* * * Ничего не делается без веры. Сомнение убивает
человека, убивает народы. Почему освобождение
народов так трудно, так тяжело, так длительно?
Потому что у них нет веры в их право, в
непобедимую силу их права. Почему всюду
угнетенные классы стонут в ожидании облегчения,
которое так и не приходит? Потому что у них нет
веры ни в себя, ни в Бога, всегда готового спасти
их, но не без их участия, потому что преимущество
свободных существ — быть тем, чем они хотят быть,
как и наказание их в том, чтобы быть тем, чем их
хотят сделать, когда они покорно склоняются под
гнетом несправедливости и угнетения. Но и тогда
Бог не оставляет их. Для пробуждения их он
посылает вестников Своего милосердия,
вкладывает в них Свое слово, облекает их Своим
могуществом — и мир вдруг колеблется, толпы
сбегаются слушать, народы волнуются, они
подымаются, как забродившее тесто; смутное
представление лучшего будущего является их
воображению. При виде его они трепещут, они
проникаются чувством избытка жизни. ЛАМЕНЭ.
* * * Чтобы сделаться истинно свободным, то должен всегда быть готовым отдать Богу то, что ты от Него получил. Ты должен соединить свою волю с волей Бога. Только в том, что противно воле Бога, человек может быть несвободен. Желая же только того, чего желает Бог: правды, любви, ты не можешь быть несвободен. Нет такого положения, в котором ты бы не мог проявить правду и любовь, и потому нет того положения, в котором ты бы мог быть лишен свободы. Если же ты не хочешь этого, то ты на всю жизнь останешься рабом между рабами, хотя бы у тебя и были всевозможные мирские почести, хотя бы ты и сделался самим царем. По ЭПИКТЕТУ.
* * * Где нет свободы, там жизнь сводится к жизни животного. ИОСИФ МАДЗИНИ.
* * * Не будь рабом одного или немногих. Делаясь рабом всех, ты делаешься другом всех. По ЦИЦЕРОНУ.
* * * Человеческое достоинство и свобода свойственны нам. Будем же хранить их или умрем с достоинством. ЦИЦЕРОН.
* * * Если ты чувствуешь себя несвободным, ищи причину в себе. * * * Смертная казнь представляет самое очевидное доказательство того, что устройство нашего общества совершенно чуждо христианству.
* * * Надо знать и помнить, что желание наказать есть низшее, животное чувство, которое требует своего подавления, а не возведения в разумную деятельность. * * * Когда же не плоть, а ты будешь глава в человеке? Когда поймешь ты блаженство любви ко всякому, когда освободишь себя разумением жизни от скорбей и похотей, не нуждаясь для своего счастья, чтобы люди служили тебе своей жизнью или смертью; когда поймешь ты, что истинное благо всегда в твоей власти и не зависит от других людей? МАРК АВРЕЛИЙ.
* * * Убедись, что нет у тебя иной собственности, кроме твоей души. Избери решительно самый лучший образ жизни, привычка сделает его приятным для тебя. Богатство — якорь ненадежный, а слава — и того хуже. То же и тело, то же и власть, то же и почет: всё это ничтожно и бессильно. В чем же надежный якорь для жизни? Только в добродетели. Таков уж божественный закон, что только добродетель держится твердо и непоколебимо; всё же остальное — ничто. ПИФАГОР САМОССКИЙ.
* * * Внешние препятствия не делают вреда человеку, сильному духом, ибо вред есть все то, что обезображивает и ослабляет, — как бывает с животными, которых препятствия озлобляют; человеку же, встречающему их с тою силою духа, которая ему дана, всякое препятствие прибавляет нравственной красоты и силы. МАРК АВРЕЛИЙ. * * * Прошло время рассуждать о вреде войны. Об этом все уже сказано. Теперь осталось одно, с чего следовало начать каждому человеку: не делать того, что он считает недолжным.
* * * Неправда, что существование войны доказывает ее необходимость. Совесть человечества говорит, что это неправда и войны не должно быть. * * * Отрицать Бога — значит отрицать себя как духовное, разумное существо.
* * * Самый неверующий человек, хочет он или не хочет этого, признает Бога. Он не может не признавать того, что есть закон его жизни, — закон, которому он может подчиняться или от которого может уклоняться. Вот это-то признание высшего, недоступного человеку и известного ему закона своей жизни и есть Бог или хотя проявление Его.
* * * Бог есть. Мы не должны и нам не нужно это доказывать. Всякая попытка доказать Его бытие есть уже кощунство; всякое же отрицание Его есть безумие. Бог живет в нашей совести, в сознание человечества, в окружающей нас вселенной. Наше сознание, наша совесть взывает к Нему во все наиболее торжественные минуты горя и радости. Отрицать Бога под сводом звездного неба ночи, у гроба дорогих людей или при казни мученика может только или очень жалкий, или очень преступный человек. МАДЗИНИ. * * * Как победить дурное расположение духа? Прежде всего СМИРЕНИЕМ: когда знаешь свою слабость, зачем раздражаться, когда другие указывают на нее? Это нелюбезно с их стороны, он они правы. Потом РАССУЖДЕНИЕМ: в конце концов останешься все-таки тем, чем был, и если слишком уважал себя, то приходится только изменить о себе мнение; неучтивость ближнего оставляет нас такими, какими мы и были. Главное же — ПРОЩЕНИЕМ: есть только одно средство не ненавидеть тех, которые делают нам зло и обиды, — это делать им добро, победить свой гнев добротою; их не переменишь этой победой над своими чувствами, но обуздаешь себя. АМИЕЛЬ.
* * * Если вы сознательно не добры ко всем, то будете часто бессознательно жестоки ко многим. ДЖОН РЁСКИН. * * * Как много ненужного чтения могли бы мы
избегнуть при самостоятельном мышлении! ЛИХТЕНБЕРГ.
* * * Человек, который умеет скрывать свою глупость, лучше, чем человек, который хочет выказать свою мудрость.
* * * Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или гнилым воздухом. ДЖОН РЁСКИН. * * * Основная причина того зла, от которого страдают теперь люди, — это то, что у большинства людей нашего времени нет никакой веры.
|