СЕНТЯБРЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)

============

1 сентября
ОДУРМАНИВАНИЕ

2 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

3 сентября
БОГ

4 сентября
УСИЛИЕ

5 сентября
НАКАЗАНИЕ

6 сентября
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

7 сентября
СМЕРТЬ

8 сентября
ДЕТСТВО

9 сентября
ЗНАНИЕ

10 сентября
СОВЕСТЬ

11 сентября
ВЕРА

12 сентября
БОГАТСТВО

13 сентября
МУДРОСТЬ

14 сентября
НАСИЛИЕ

15 сентября
ИСТИНА

16 сентября
ЗНАНИЕ

17 сентября
УСТРОЙСТВО
ЖИЗНИ

18 сентября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 сентября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

20 сентября
УСИЛИЕ

21 сентября
СИЛА МЫСЛИ

22 сентября
БЕССМЕРТИЕ

* * *
СМЕРТЬ СОКРАТА

23 сентября.
ЗНАНИЕ

24 сентября
ВЕГЕТАРИАНСТВО

25 сентября
ТРУД

26 сентября
ЗАКОН

27 сентября
ОСУЖДЕНИЕ

28 сентября
ВНУШЕНИЕ

29 сентября
ВОЙНА

30 сентября
МУДРОСТЬ
(ОДИНОЧЕСТВО)
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день
ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


СЕНТЯБРЬ
Первая декада (21-30 сентября)


21 сентября

* * *

Самое легкое и мелкое проявление свободы человека состоит в выборе из нескольких безразличных поступков: пойти направо или налево или оставаться на месте. Более трудное и высокое проявление есть выбор между следованием влечению чувства или воздержанием от него. Самое важное и нужное проявление свободы — это дать своей мысли то или другое направление.

 

* * *

Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

КОНФУЦИЙ.

 

* * *

Старайся не думать о том, что ты считаешь дурным.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Все во власти Неба, кроме нашего желания служить Богу или себе.
Нам нельзя мешать птицам пролетать над нашею головою, но мы властны не давать им на ней гнездиться. Точно так же нельзя нам воспрепятствовать дурным мыслям промелькать в голове нашей, но в нашей власти не давать им свить себе там гнездо, чтобы высиживать и выводить злые поступки.

ЛЮТЕР.

 

* * *

Мысли — как гости; мы не ответственны за их первое посещение. Но вновь и часто они будут посещать нас, только смотря по тому, как мы принимаем их. То, что ты думаешь нынче, ты сделаешь завтра.

 

* * *

Грех не только делать, но и думать дурное.

ЗОРОАСТР.


22 сентября

* * *

Каждый чувствует, что он не ничто, в известный момент вызванное к жизни кем-то другим. Отсюда его уверенность, что смерть может положить конец его жизни, но отнюдь не его существованию.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Душа не живет в теле, как в доме, а живет в нем, как в временном прибежище.

ИНДИЙСКИЙ КУРАЛ.

 

* * *

Сколько царств не знает нас! Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня. Когда я размышляю о краткости моей жизни среди предшествующей и последующей вечности, о ничтожности пространства, которое я занимаю, и даже того, которое вижу, — пространства, пропадающего в бесконечной неизмеримости других пространств, которых я не знаю и которые меня не знают, то я прихожу в ужас и изумляюсь, почему я в одном, а не в другом месте; ибо нет никакого основания быть мне здесь, а не там, в настоящую минуту, а не раньше или позже. Кто меня поместил сюда? По чьему повелению и распоряжению мне назначено именно это место, именно это время?
Жизнь — это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

Страх смерти происходит оттого, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть ее.


СМЕРТЬ СОКРАТА
[Из "Разговоров" Платона]

Вскоре после смерти Сократа один из учеников его, Эхекрат, встретившись с Федоном, другим учеником Сократа, присутствовавшим при смерти учителя, просил рассказать ему подробно все, что произошло в этот день, что говорили окружающие Сократа, что говорил и делал он  сам и как умер.

И Федон рассказал следующее:
— Мы и в этот день пришли, как обыкновенно приходили и в предшествующие дни, в здание суда, рядом с тюрьмою. Привратник, обыкновенно впускавший нас в тюрьму, вышел к нам и сказал, чтобы мы подождали немного, так как теперь у Сократа судьи: они снимают с него оковы и объявляют ему повеление нынче же выпить яд. Прошло немного времени, и привратник вышел к нам и сказал, что мы можем войти. Когда мы вошли, у Сократа была его жена Ксантиппа, с ребенком на руках. Она сидела рядом с ним на его кровати.

Как только Ксантиппа увидала нас, она стала плакать и приговаривать жалостные речи, которые обыкновенно говорят женщины в таких случаях: "Вот друзья твои последний раз будут говорить с тобой и ты с ними" и т. п.

Сократ старался успокоить ее и просил на время оставить нас одних с ним. Когда Ксантиппа ушла, Сократ, согнув ногу, стал протирать ее рукой и, обращаясь к нам, сказал: "Вот, друзья мои, удивительная вещь, как удовольствие связано с страданием! Мне было больно от оков, а теперь, когда их сняли, я испытываю особенное удовольствие. Вероятно, боги, желая примирить две противоположности — страдание и удовольствие, связали их цепью, так что нельзя испытать одно без другого". Сократ хотел еще сказать что-то, но, заметив, что Критон тихо разговаривает с кем-то за дверью, спросил о чем он говорит.

— А вот тот, который должен дать тебе яд, — сказал Критон, — говорит, что тебе надо говорить как можно меньше. Он говорит, что те, которые разговаривают перед принятием яда, разгорячаются, а тогда яд слабо действует, и приходится пить вдвое и втрое больше.

— Ну что ж! — сказал Сократ, — выпьем и вдвое и втрое, если понадобится, а я думаю, что мне не надо упускать случая поговорить с вами именно теперь и показать, что человек, в продолжение своей жизни стремившийся к мудрости, не только не огорчается, но радуется приближению смерти.

— Как же ты можешь радоваться тому, что ты оставляешь нас? — сказал один из нас.

— Правда, — сказал Сократ, — что это кажется нехорошим с моей стороны, но если вы вникните в мое положение, то вы, наверно, поймете, что человек, всю жизнь стремившийся к покорению своих страстей, в чем препятствовало ему его тело, не может не радоваться освобождению своему от него. А смерть ведь есть только освобождение. Ведь то совершенствование, о котором мы не раз говорили, состоит в том, чтобы отделить, насколько возможно, душу от тела и приучить ее собираться и сосредоточиваться вне тела в себе самой; смерть же дает это самое освобождение. Так разве не было бы странно, что человек всю жизнь готовится жить так, чтобы быть как можно ближе к смертному бытию, а когда приближение это готово совершиться, недоволен им. И потому, как мне ни жалко расставаться с вами и опечалить вас, я не могу не приветствовать смерть, как осуществление того, чего я достигал в продолжение жизни. Так вот вам, друзья, моя защита в том, что я не печалюсь, оставляя вас. Рад буду, если эта моя защита будет убедительнее той, которую я произнес на суде, — сказал он улыбаясь.

— Но для того чтобы это было так, — сказал на это Кевис, — надо быть уверенным, что душа, выходя из тела, не разрушается и не погибает, как какой-нибудь пар или дым; хорошо бы было верить или знать, что это так. Но беда в том, что нельзя быть в этом уверенным.

— Это правда, — сказал Сократ. — Нельзя быть вполне уверенным, но есть большое вероятие, что это так. Предание говорит, что души умерших людей идут в ад и продолжают там существовать до тех пор, пока не возвращаются вновь в мир и вновь рождаются из умерших. Можно верить и не верить преданию, но есть большое вероятие того, что люди рождаются из умерших, потому что не только люди, но все животные, растения — все возрождается из умершего. А если это так, то жизнь не может бояться смерти и смерть есть только возрождение к новой жизни. Подтверждается это еще тем, что все мы, живя в этом мире, носим в себе как бы воспоминание о прежней жизни души. А воспоминаний не могло бы быть, если бы душа не жила прежде этой жизни. Так что, хотя тело человека и смертно, душа с своей способностью знания, воспоминания не может умереть вместе с телом. Но мало того, что все наши знания представляют только воспоминания о прежней жизни души, главное доказательство присутствия в нас независимой от тела и неумирающей души — то, что душе нашей не только свойственны вечные идеи красоты, добра, справедливости, истины, но идеи эти составляют самую сущность нашей души. А так как идеи эти не подлежат смерти, то также не подлежит смерти и наша душа.

Сократ кончил, и мы все молчали, только Кебес и Симлий что-то тихо говорили между собой.
— О чем это вы говорите? — спросил Сократ. — Если выговорите о том, о чем сейчас говорили, то скажите, что вы думаете. Если вы не согласны или знаете лучшее объяснение, то скажите прямо.

— Я скажу правду, — сказал Симлий, — я не совсем согласен с тем, что ты сказал, и желаю спросить тебя, но боюсь вопросом сделать тебе в твоем положении неприятное.

— Как, однако, трудно, — сказал Сократ, улыбаясь, — убедить людей в том, что я не считаю за несчастье то, что со мной случилось. Если я не могу убедить даже вас, то как же убедить других людей? Напрасно ты думаешь, что я теперь нахожусь в ином расположении духа, чем обыкновенно. Скажи же, в чем твое сомнение?

— Если так, — сказал Симлий, — то я прямо скажу то, в чем сомневаюсь. Мне кажется, Сократ, что то, что ты сказал о душе, не вполне доказано.

— В чем? — спросил Сократ.

— В том, сказал Симлий, — что то, что ты сказал о душе, можно сказать о строе лиры. Можно сказать, что хотя лира сама по себе с своими струнами есть нечто телесное, земное и преходящее, но строй лиры и звуки, которые она издает, представляют нечто бестелесное и не подлежащее смерти, и что поэтому если лира и сломается и струны ее порвутся, то все-таки тот строй и те звуки, которые она производила, не могут умереть и непременно остаются где-нибудь и после разрушения лиры. А между тем мы знаем, что как гармония лиры есть следствие сочетания в известном напряжении натянутых струн, так и наша душа есть соединение и взаимодействие находящихся в известном отношении различных элементов тела, и что поэтому, как гармония лиры уничтожается с разрушением составных частей ее, так и душа уничтожается вследствие нарушения отношений, составляющих наше тело; нарушения же эти совершаются вследствие разных болезней или чрезмерного ослабления или напряжения составных частей тела.

Когда Симлий кончил, у всех нас явилось неприятное чувство, как мы после сообщили друг другу. Едва только мы уверились словами Сократа в бессмертии души, как сильные доводы противного опять смутили нас и породили недоверие не только к тому, что было, но, как нам показалось, и всему, что могло быть сказано по тому предмету.

Я часто удивлялся Сократу, но никогда более, как в этот раз. Что он не затруднился ответом, тут нет еще ничего удивительного, но я больше всего удивлялся тому добродушию и спокойствию, с которыми он благосклонно и одобрительно выслушал речь Симлия, и тому, как он потом, подметив впечатление, произведенное на нас этой речью, искусно помог нам выйти из сомнения.

Я в это время сидел по правой стороне его, у его кровати, на низком стуле, а он, сидя на кровати, был выше меня. Он имел привычку играть моими волосами. Так и теперь, погладив рукой мою голову и сжав мои волосы на затылке, он сказал:

— Завтра, Федон, ты обстрижешь эти прекрасные волосы.
— Да, — сказал я.
— Но погоди остригать их, а сделай, как я.
— Что же? — спросил я.
— А вот что. Обещаем остричь волосы ты свои завтра, а я свои сегодня же, но только если не сумеем защитить свои доводы.
Я шутя сказал, что я согласен, и тогда Сократ обратился к Симлию.

— Хорошо, Симлий, — сказал он. — Душа подобна гармонии. И как гармония возникает при правильном отношении лиры и струн, так же и душа возникает от известного отношения элементов тела. А если это так, то как согласить это с тем, что мы только что говорили, и с чем ты был согласен, что все знания наши суть воспоминания того, что мы знали в предшествовавших существованиях. Если же душа существовала прежде, чем то тело, в котором она теперь находится, то как же может она быть последствием известного соотношения частей тела? Так что, если мы признаем то, что все наши знания суть воспоминания прежних существований, то мы должны признать и то, что душа наша имеет существование, независимое от условий, в которых находится тело. Кроме того, различие между гармонией и душой еще и то, что гармония не сознает сама себя, душа же сознает свою жизнь и не только сознает, но и управляет ею. Гармония не может изменить положение лиры и зависит от него, душа же независима от тела и может совершенно изменить его состояние. Так, например, сейчас все элементы моего тела находятся в правильном, таком же, как и вчера, соотношении, а между тем моя душа решила то, что нарушит очень скоро это правильное отношение элементов, потому что, как вы знаете, если бы я согласился с предложением Критона бежать из тюрьмы, то я бы был теперь далеко отсюда, а не сидел бы здесь, беседуя с вами в ожидание казни. Не согласился же я на предложение Критона потому, что счел более справедливым подчиниться решению республики.,чем уклониться от него.

Так что выходит то, что гармония приговорила лиру к разрушению, т. е. что есть во мне нечто такое, что сознает свое неумирающее начало.

И потому, хотя я и не могу с полной очевидностью доказать этого, сознавая в себе начало разумное и свободное, превышающее телесную оболочку, в которой оно находится, я не могу не верить в то, что душа моя бессмертна.

Если же душа бессмертна, — продолжал Сократ, — то мы обязаны заботиться о ней не только для этой жизни, но и для той, в которую она переходит при смерти тела.

Потому что если душа бессмертна и уносит с собой в другие жизни то, что приобрела здесь, то как же не стараться сделать ее сколь возможно более хорошей и мудрой!
И, помолчав немного, он прибавил:
— Однако, друзья мои, мне кажется, уже пора заняться омовением, потому что лучше выпить яд обмытому, чтобы не доставлять женщинам труд обмывать мертвое тело.

Когда он сказал это, Критон спросил его, что он поручает нам исполнить относительно его детей?
— То, что я всегда говорил, Критон, — сказал он, — ничего нового. Заботясь о самих себе, о своей душе, вы сделаете самое лучшее и для меня, и для моих сыновей, и для вас самих, хотя бы и не обещались мне этого.

— Мы постараемся поступить так, — ответил Критон. — Но как похоронить тебя?

— Как хотите, — ответил он и, улыбнувшись, прибавил: — Я все-таки, друзья мои, не могу убедить Критона в том, что Сократ — это только тот я, который сейчас беседует с вами, а не тот, кого он через несколько времени увидит неподвижным и холодным.

Сказавши это, он встал и пошел в комнату, чтобы омыться. Критон пошел за ним; нам же он приказал ожидать. Итак, мы ожидали, разговаривая между собой о том, что было говорено, и о том несчастии, которое постигло нас, лишая нас друга, учителя и руководителя.

Когда Сократ окончил омовение и к нему были приведены его дети — у него было два маленьких сына и один взрослый — и когда вошли его домашние женщины, он, поговоривши  с ними, выслал женщин и детей и опять вышел к нам. Уже было близко к солнечному закату, когда Сократ вышел к нам. Скоро после него вошел служитель одиннадцати и, подошедши к Сократу, сказал:

— Сократ, ты, конечно, не будешь обвинять меня, раздражаться и бранить меня, как раздражаются и бранят меня приговоренные, когда я по приказанию одиннадцати требую, чтобы они выпили яд. Я узнал тебя за это время и считаю тебя человеком самым благородным, кротким и лучшим из всех тех, которые входили сюда, а потому надеюсь, что и теперь ты негодуешь не против меня, — потому что ты знаешь виновников дела, а против них. Я пришел объявить тебе, что время пить яд, — прощай и старайся перенести как можно легче то, что неизбежно.
Сказав это, служитель заплакал, — отвернулся в сторону и вышел.

— И ты прощай, — сказал Сократ, — мы же сделаем свое дело. — А затем, обратившись к нам, прибавил: — Какой хороший человек! За это время он навещал меня, беседовал со мною, и я узнал в нем очень хорошего человека. И теперь как трогательно он жалеет меня! Ну, Критон, исполним же его требование; пусть мне принесут яд, если он готов.

— Я думаю, Сократ, — возразил Критон, — что солнце еще высоко, да кроме того, многие принимают яд только очень поздно, а весь вечер пиршествуют, некоторые же даже наслаждаться и удовольствиями любви. Спешить незачем. Есть еще время.

— Те, о которых ты говоришь, любезный Критон, — сказал Сократ, — имели основание поступать так, как поступали. думая, вероятно, что это хорошо для них, я же думаю иначе. Я думаю, что, выпивши яд немного позже, я не выиграю ничего, кроме того, что сделаюсь смешным в собственных глазах. Поди и вели принести яд.

Критон, выслушав это, сделал знак стоявшему за дверью слуге. Слуга вышел и скоро возвратился, ведя с собой человека, который должен был дать Сократу яд.

Тебе знакомы эти вещи, — сказал ему Сократ, — научи, что нужно делать.

— Нужно только, ответил тот, — выпиши, ходить до тех пор, пока не отяжелеют ноги; когда же отяжелеют, то лечь, и яд сделает свое дело.

Сказав это, он подал Сократу чашу. Сократ взял ее и с веселым видом, без малейшего страха, нисколько не изменившись ни в лице, ни во вздоре, но, взглянув, по своему обычаю, пристально на тюремщика, спросил:

— Что ты думаешь относительно возлияния из этого питья в честь какого-нибудь божества: можно или нет?

— Мы приготовили, Сокрта, столько, — ответил тот, — сколько считали необходимым.

— Хорошо, — сказал Сократ. — Но все-таки должно помолиться богам о том, чтобы переселение мое отсюда туда совершилось благополучно: об этом я и молюсь теперь.

Сказавши это, он поднес чашу ко рту и, не отрываясь, без страха и колебания, выпил все, что в ней было. До этой минуты мы удерживались и не плакали, но когда увидели, что он пьет и уже выпил, то не могли долее удерживаться: у меня против воли полились слезы; закутав голову в плащ, я плакал о себе самом: не его, а свое собственное несчастье оплакивал я, теряя в нем такого друга. Критон, который еще раньше меня не мог удержать своих слез, вышел. Аполлодор и прежде не переставал плакать, теперь же разразился рыданиями.

— Что вы делаете, удивительные вы люди? — сказал Сократ. — Я выслал женщин, чтобы они не сделали чего-нибудь подобного. Умирать должно в благоговейном молчании. Успокойтесь и будьте мужественны.

Сделав над собою усилие, мы перестали плакать. А он походил молча несколько времени, подошел к кровати и, сказав, что у него тяжелеют ноги, лег на спину так, как ему советовал лечь служитель, принесший яд. Он лежал неподвижно; служитель же время от времени трогал его ноги и голени. Сжав ему одну ногу, служитель спросил, чувствует ли он? Сократ отвечал: "нет". Потом он снова, нажимая руки на голени и ляжки, показывал нам, что Сократ холодеет и коченеет.

— Как только холод дойдет до сердца, — сказал он, — тогда конец.

Холод доходил уже до нижней части живота, когда Сократ, вдруг раскрывшись — потому что он был накрыт, — сказал свое последнее слово:

— Не забудьте принести Асклепию в жертву петуха

Очевидно, он хотел сказать этим то, что он благодарен богу врачебной науки, который посредством изобретенного им средства излечил его от жизни.

— Исполним, — ответил Критон. — Но не имеешь ли ты еще чего-нибудь сказать?

На этот вопрос Сократ уже ничего не ответил, а спустя немного времени сделал судорожное движение, после чего служитель раскрыл его. Взор его уже был неподвижен. Критон подошел к нему и опустил ему веки на открытые, остановившиеся глаза.


23 сентября

* * *

Лучше бы не родиться тому, кто надеется приподнять завесу с того, что выше и ниже нас, что было раньше и что будет после.

ТАЛМУД.

 

* * *

Мы не можем представить себе наше невежество иначе, как только с помощью науки, так же как слепой не может представить себе тьмы, пока он не прозреет.

КАНТ.

 

* * *

Лучше знать меньше, чем можно, чем знать больше, чем нужно. Не бойся незнания, бойся лишнего, обременяющего, только для тщеславия приобретенного знания.


24 сентября

* * *

Вы спрашиваете меня, на каком основании Пифагор воздерживался от употребления мяса животных? Я, с своей стороны, не понимаю, какого рода чувство, мысль или причина руководила тем человеком, который впервые решился осквернить свой рот кровью и позволил своим губам прикоснуться к мясу убитого существа. Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, понимание и голосом.

ПЛУТАРХ.


25 сентября

* * *

Есть только три пути, какими человек может приобретать богатство: путем труда, путем выпрашивания и путем кражи. И если трудящиеся получают так мало, то только потому, что слишком много приходится на долю нищих и воров.

ГЕНРИ ДЖОРДЖ.

 

* * *

Если человек, живя один, уволит себя от обязанности борьбы с природою, он тотчас же казнится тем, что тело его погибает. Если же человек уволит себя от этой обязанности, заставляя других людей исполнять ее, то он тотчас же казнится тем, что свойственное человеку движение совершенствования останавливается.


26 сентября

* * *

Помни, что есть Бог, который хочет не хвалы или славы от людей, созданных им по подобию своему, а того, чтобы они, руководясь данным им разумением, поступками своими уподоблялись ему. Ведь смоковница верна своему делу, собака, пчела также. А человек неужели не исполнит своего призвания. Но эти великие, святые истины меркнут в памяти твоей; суета ежедневной жизни, неразумный страх, немощь духа и привычка быть рабом заглушают его.

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Нравственный закон так ясен, что людям нельзя отговариваться незнанием закона. Им остается одно: отрекаться от разума; они это и делают.


27 сентября

* * *

Осуждение ближнего есть забава, от которой людям, не понимающим всего вреда этой забавы, трудно удержаться. Понимая же весь вред осуждения, грешно не воздерживаться от него только из-за забавы.

 

* * *

По тем мыслям, которые человек высказывает, нельзя судить о том, как он поступал бы на деле. Также и наоборот: по делам человека очень трудно судить о том, ради чего он так поступает, какие у него в голове мысли, а в душе побуждения. Если я вижу, что человек без устали хлопочет, читает, пишет или работает с утра до ночи, или даже просиживает за своей работой целые ночи напролет, то я еще не скажу, что человек этот любит трудиться, или трудится ради пользы людей, если я не знаю, зачем он все это делает. Ведь никто не скажет про человека, который по целым ночам кутит с распутными женщинами, что он полезен или что он любит трудиться. И не только скверные, но как будто и прекрасные дела часто делаются ради скверных целей, например из-за денег или ради славы; и нельзя сказать про человека, поступающего так, что он трудолюбив и полезен, как бы неутомимо он ни работал и какие бы громкие дела ни совершал. Я скажу про человека, что он любит труд и полезен людям, только тогда, когда узнаю, что он трудится для души своей — для Бога.

Но чужая душа — потемки. Как же я узнаю внутренние побуждения человека, известные только ему самому?
И выходит, что человек не может судить человека, т. е. осуждать или оправдывать его, ни хвалить, ни порицать.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал.

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ.

 

* * *

Как только начинаешь судить человека, помни о том, чтобы не сказать про него дурного даже и тогда, когда ты наверно знаешь про это дурное, а тем более когда ты не знаешь, а повторяешь только чужие слова.


28 сентября

* * *

Поступки, совершаемые по внушению, могут быть добрые и злые. Только поступки, совершенные сознательно, по требованиям совести, не могут быть дурными. А между тем на тысячи поступков, совершаемых нами по внушению, едва ли найдется один, совершаемый сознательно.

 

* * *

Просвещение есть выход человека из своего, им же самим поддерживаемого ребячества. Ребячество состоит в его неспособности пользоваться свои разумом без руководства другого. И ребячество это поддерживается самим же человеком, когда причина его лежит не в недостатке разума, но в недостатке решительности и мужества пользоваться им без руководства другого.

КАНТ.

 

* * *

Имей мужество пользоваться собственным разумом. Это руководящее правило для просвещения.

КАНТ.

 

* * *

Если бы человек из всех голосов, говорящих в его душе, мог бы безошибочно узнавать голос своего истинного, вечного Я, он никогда бы не ошибался, не делал зла. Для этого-то и нужно знать самого себя.

 

* * *

Всякий раз, когда чувствуете, что готовы поступить не по рассуждению и не по внутреннему своему побуждению, а по внешнему, чужому воздействию, остановитесь и подумайте, хорошо или дурно то внушение, которое влечет вас.


29 сентября

* * *

Кроме всех бедствий и ужасов войны, одно из величайших зол ее — это извращение умов: существует войско, военные издержки, надо объяснить это. Разумно объяснить нельзя, и потому извращается разум.

 

* * *

Не пытайся ни оправдывать, ни отрицать войны и существования военного сословия: всякое приложение разумных доводов к делу явно дурному может только извратить ум и сердце.


30 сентября

* * *

Чем уединеннее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос Бога.

 

* * *
SILENTIUM! *

 

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне,
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими и молчи!

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, озмутишь ключи:
Питайся ими и молчи!

Лишь жить в самом себе умей:
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи:
Внимай их пенью и молчи.

ТЮТЧЕВ.

* Молчание! (лат.).

 

* * *

По одному тому, что хорошее намерение высказано, уже ослаблено желание исполнить его. Но как удержать от высказывания благородно самодовольные порывы юности? Только гораздо позже, вспоминая их, жалеешь о них, как о цветке, который не удержался — сорвал нераспустившимся и потом увидел на земле завялым и затоптанным.

 

* * *

В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть отнята другими. Лучшая часть той драмы, которая происходит в нашей душе, есть монолог или, скорее, задушевное рассуждение между Богом, нашей совестью и нами.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Паскаль говорит: человек должен умирать один. Так же должен и жить человек. В том, что главное в жизни, человек всегда один, т. е. не с людьми, а с Богом.

 

* * *

Хорошо тому человеку, который нужен другим, но которому не нужно товарища.

 

* * *

Человек порочный всегда связан с людьми в жизни, но чувствует себя тем более одиноким в своем сознании, чем более он порочен. Человек же добрый и разумный, напротив, чувствует себя часто одиноким среди людей, но зато сознает свое неперестающее единение с человечеством, когда он один.

 

* * *

Временное отрешение от всего мирского и созерцание в самом себе своей божественной сущности есть такое же необходимое для жизни питание души, как пища для тела.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ
1-10 сентября 11-20 сентября Вы сейчас на "21-30 сентября"

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz