ДЕКАБРЬ ============ ПРЕДИСЛОВИЕ 1 декабря ЖЕНЩИНА 2 декабря ВЕГЕТАРИАНСТВО 3 декабря ИСКУССТВО 4 декабря ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 5 декабря РАЗУМ 6 декабря ЗАБЛУЖДЕНИЕ 7 декабря БЕССМЕРТИЕ 8 декабря ЗАКОН 9 декабря ОТЕЧЕСТВО 10 декабря СОБЛАЗН 11 декабря ТРУД 12 декабря ДОБРОТА 13 декабря ВЕРА 14 декабря БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 декабря ИСТИНА 16 декабря ЛЮБОВЬ 17 декабря ЕДИНЕНИЕ 18 декабря ПРОГРЕСС 19 декабря БЛАГО 20 декабря ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ 21 декабря МОЛИТВА 22 декабря УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 23 декабря МУДРОСТЬ 24 декабря РОСТ 25 декабря МИЛОСЕРДИЕ 26 декабря ВОСПИТАНИЕ 27 декабря ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 28 декабря ЗНАНИЕ 29 декабря ВОЙНА 30 декабря ЕДИНЕНИЕ 31 декабря НАСТОЯЩЕЕ ============ 1 декабря ЖЕНЩИНА 2 декабря ВЕГЕТАРИАНСТВО 3 декабря ИСКУССТВО 4 декабря ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 5 декабря РАЗУМ 6 декабря ЗАБЛУЖДЕНИЕ 7 декабря БЕССМЕРТИЕ 8 декабря ЗАКОН 9 декабря ОТЕЧЕСТВО 10 декабря СОБЛАЗН 11 декабря ТРУД 12 декабря ДОБРОТА 13 декабря ВЕРА 14 декабря БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 декабря ИСТИНА 16 декабря ЛЮБОВЬ 17 декабря ЕДИНЕНИЕ 18 декабря ПРОГРЕСС 19 декабря БЛАГО 20 декабря ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ 21 декабря МОЛИТВА 22 декабря УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 23 декабря МУДРОСТЬ 24 декабря РОСТ 25 декабря МИЛОСЕРДИЕ 26 декабря ВОСПИТАНИЕ 27 декабря ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 28 декабря ЗНАНИЕ 29 декабря ВОЙНА 30 декабря ЕДИНЕНИЕ 31 декабря НАСТОЯЩЕЕ ============ 1 декабря ЖЕНЩИНА 2 декабря ВЕГЕТАРИАНСТВО 3 декабря ИСКУССТВО 4 декабря ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 5 декабря РАЗУМ 6 декабря ЗАБЛУЖДЕНИЕ 7 декабря БЕССМЕРТИЕ 8 декабря ЗАКОН 9 декабря ОТЕЧЕСТВО 10 декабря СОБЛАЗН 11 декабря ТРУД 12 декабря ДОБРОТА 13 декабря ВЕРА 14 декабря БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 декабря ИСТИНА 16 декабря ЛЮБОВЬ 17 декабря ЕДИНЕНИЕ 18 декабря ПРОГРЕСС 19 декабря БЛАГО 20 декабря ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ 21 декабря МОЛИТВА 22 декабря УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 23 декабря МУДРОСТЬ 24 декабря РОСТ 25 декабря МИЛОСЕРДИЕ 26 декабря ВОСПИТАНИЕ 27 декабря ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 28 декабря ЗНАНИЕ 29 декабря ВОЙНА 30 декабря ЕДИНЕНИЕ 31 декабря НАСТОЯЩЕЕ ============ 1 декабря ЖЕНЩИНА 2 декабря ВЕГЕТАРИАНСТВО 3 декабря ИСКУССТВО 4 декабря ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 5 декабря РАЗУМ 6 декабря ЗАБЛУЖДЕНИЕ 7 декабря БЕССМЕРТИЕ 8 декабря ЗАКОН 9 декабря ОТЕЧЕСТВО 10 декабря СОБЛАЗН 11 декабря ТРУД 12 декабря ДОБРОТА 13 декабря ВЕРА 14 декабря БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 декабря ИСТИНА 16 декабря ЛЮБОВЬ 17 декабря ЕДИНЕНИЕ 18 декабря ПРОГРЕСС 19 декабря БЛАГО 20 декабря ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ 21 декабря МОЛИТВА 22 декабря УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 23 декабря МУДРОСТЬ 24 декабря РОСТ 25 декабря МИЛОСЕРДИЕ 26 декабря ВОСПИТАНИЕ 27 декабря ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 28 декабря ЗНАНИЕ 29 декабря ВОЙНА 30 декабря ЕДИНЕНИЕ 31 декабря НАСТОЯЩЕЕ ============ 1 декабря ЖЕНЩИНА 2 декабря ВЕГЕТАРИАНСТВО 3 декабря ИСКУССТВО 4 декабря ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 5 декабря РАЗУМ 6 декабря ЗАБЛУЖДЕНИЕ 7 декабря БЕССМЕРТИЕ 8 декабря ЗАКОН 9 декабря ОТЕЧЕСТВО 10 декабря СОБЛАЗН 11 декабря ТРУД 12 декабря ДОБРОТА 13 декабря ВЕРА 14 декабря БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 декабря ИСТИНА 16 декабря ЛЮБОВЬ 17 декабря ЕДИНЕНИЕ 18 декабря ПРОГРЕСС 19 декабря БЛАГО 20 декабря ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ 21 декабря МОЛИТВА 22 декабря УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 23 декабря МУДРОСТЬ 24 декабря РОСТ 25 декабря МИЛОСЕРДИЕ 26 декабря ВОСПИТАНИЕ 27 декабря ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 28 декабря ЗНАНИЕ 29 декабря ВОЙНА 30 декабря ЕДИНЕНИЕ 31 декабря НАСТОЯЩЕЕ ============ 1 декабря ЖЕНЩИНА 2 декабря ВЕГЕТАРИАНСТВО 3 декабря ИСКУССТВО 4 декабря ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА 5 декабря РАЗУМ 6 декабря ЗАБЛУЖДЕНИЕ 7 декабря БЕССМЕРТИЕ 8 декабря ЗАКОН 9 декабря ОТЕЧЕСТВО 10 декабря СОБЛАЗН 11 декабря ТРУД 12 декабря ДОБРОТА 13 декабря ВЕРА 14 декабря БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ДУШИ 15 декабря ИСТИНА 16 декабря ЛЮБОВЬ 17 декабря ЕДИНЕНИЕ 18 декабря ПРОГРЕСС 19 декабря БЛАГО 20 декабря ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ 21 декабря МОЛИТВА 22 декабря УСТРОЙСТВО ЖИЗНИ 23 декабря МУДРОСТЬ 24 декабря РОСТ 25 декабря МИЛОСЕРДИЕ 26 декабря ВОСПИТАНИЕ 27 декабря ДУХОВНАЯ ПРИРОДА 28 декабря ЗНАНИЕ 29 декабря ВОЙНА 30 декабря ЕДИНЕНИЕ 31 декабря НАСТОЯЩЕЕ ============ © Журнал для поэтов "Мансарда", составление журнального варианта, 1998-1999 © Машель Сергей, дизайн, 1998-1999 ============ Титульная страница "Мансарда" (1991-1999) |
КРУГ ЧТЕНИЯ ДЕКАБРЬ
* * * На высшей точке своего сознания человек одинок. Одиночество это бывает странно, непривычно и кажется тяжело. Неразумные люди спасаются от тяжести сознания этого одиночества рассеяниями и тотчас же спускаются с этой высшей точки на низшую; разумные люди удерживают себя на этой высоте молитвою.
* * * Отношение к Богу, то, которого Он хочет от нас, это постоянное исполнение в жизни его воли, но интересы жизни, наши страсти постоянно, всякую минуту отвлекают нас от этого. И вот, сознав это, мы прибегаем к внешнему, словесному выражению своего отношения к Богу, к молитве, стараясь вызвать в себе живое сознание своей зависимости от Бога. Такая молитва напоминает нам наши грехи, наши обязанности и спасает от соблазнов, если мы в минуты соблазнов успеваем вызвать в себе молитвенное настроение.
* * * Личность есть ограничение, и потому Бог, как бы
его не понимали, не есть личность. Молитва же есть
обращение к Богу.
* * * Человек, безнадежно заваленный в шахте, замерзающий во льдах, с голоду умирающий в море или в одиночном заключении или просто умирающий, оглохший и ослепший, чем стал бы жить остаток своей жизни такой человек, если бы не было молитвы?
* * * Можно жить без молитвы только тогда, когда или страсти вполне завладеют человеком, или когда вся жизнь его есть служение Богу. Но для человека, борющегося со страстями и еще далекого от исполнения того, что он считает своим долгом, молитва есть необходимое условие жизни. * * * Мы, люди, должны понимать, что все мы — дети одного Отца, призванные выполнять здесь, на земле, один общий закон; что каждый из нас должен жить не для себя, а для других; что цель жизни не в том, чтобы быть более или менее счастливым, а чтобы самому становиться и другим помогать быть более добродетельными; что бороться против несправедливости и заблуждения всюду, где бы мы их не встречали, есть не только наше право, но и наша обязанность, — обязанность всей нашей жизни, пренебрегать или нарушать которую мы не можем, не впадая в тяжелый грех. ИОСИФ МАДЗИНИ. * * * Мудрость есть знание вечных истин, приложимых к жизни.
* * * Ученость редко совмещается с мудростью. Ученый знает много вещей, большею частью ненужных и сомнительных. Мудрец же знает немного вещей, но все, что он знает, нужно ему и людям, и то, что он знает, он знает, наверное.
* * * Тот, кто познает свою душу, тот узнает в себе божественное начало, познав же в себе божественное начало, он и будет всегда так действовать и думать, чтобы быть достойным полученного им божественного дара. ЦИЦЕРОН.
* * * Тот, кто в Евангелии не сумеет отделить сердцем основного, важного от неважного и ненужного, тот никаким изучением критики не узнает этого. А кто умеет отличать, тому это изучение не нужно. Умеет же отличать тот, кому нужно руководство Евангелия для жизни, а не для мудрствования.
* * * Блага, даваемые мудростью, в сравнении со всеми остальными знаниями так же важны, как важен в пустыне сосуд с водою в сравнении с пудами золота. * * * Гармоничный рост как в природе, так и в человеке
всегда совершается в молчании, в тишине; шумно
бывает только все разрушительное, порочное и
грубое. ЛЮСИ МАЛОРИ.
* * * Чем старше становятся люди, живущие духовною жизнью, тем больше расширяется их умственный кругозор, тем более яснеет их сознание; люди же, живущие мирской жизнью, с годами тупеют все больше и больше. ТАЛМУД.
* * * Надо постареть, чтобы стать добрее; я не встречаю никогда ошибки, которой я уже не сделал бы. ГЁТЕ.
* * * Рост физический — это только приготовление запасов для работы духовной, служения Богу и людям, которое начинается при увядании тела.
* * * Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь.
* * * Ужасно положение того, кто не сознает в себе
духовной жизни и ее роста. Была одна телесная
жизнь — и та неудержимо уничтожается и вот-вот
исчезнет. * * * Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то то, что ты хочешь проявить, едва ли есть милосердие.
* * * Помощь, которую оказывают открыто богатые люди бедным, есть в лучшем случае дело учтивости, но никак не милосердия. Человек спрашивает вас, как пройти в такое-то место? Из учтивости надо остановиться и сказать ему. Другой просит дать ему 5 копеек, 5 или 50 рублей. Если у вас есть лишние 5 копеек, рублей или десятков рублей, надо дать их ему, это тоже будет дело учтивости, но в поступке этом не будет ничего общего с милосердием.
* * * Вещественное милосердие только тогда добро,
когда оно жертва. Только тогда получающий
вещественный дар получает и духовный дар. * * * Склонность к приятной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с юных лет работать. КАНТ.
* * * Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. * * * Все, что мы видим и знаем, мы видим и знаем не таким, каким оно есть в действительности, а каким оно представляется нашей познавательной способности.
* * * Вместо того чтобы говорить, что мир отражается в нас, скорее следовало бы сказать, что наш разум отражается в мире. Мы не можем иначе: мы должны признавать в мире порядок и мудрое управление — это вытекает из устройства наших мыслительных способностей. Но из этого совсем не следует еще, что нечто, необходимое для нашего мышления, таково и в действительности, так как о действительном устройстве внешнего мира мы не имеем никакого понятия. ЛИХТЕНБЕРГ.
* * * Стоит человеку взглянуть на себя как на телесное только существо, и он становится неразгадываемой загадкой, нераспутываемым противоречием.
* * * Для того чтобы понимать истинное значение вещей, необходимо сводить все видимое к невидимому, все телесное к духовному. * * * То, что называется наукой, представляет или самую важную человеческую деятельность, когда цель ее открыть законы жизни людей, или самое ничтожное и одуряющее занятие — исследование всего того, что может вызвать любопытство праздный людей.
* * * Казалось бы, что для того чтобы признать важность занятия тем, что называется наукой, надо бы доказать, что эти занятия полезны. Люди же науки обыкновенно утверждают, что так как мы занимаемся известными предметами, то занятия эти, наверное, когда-нибудь, где-нибудь и для кого-нибудь будут полезны.
* * * Существует грубое научное суеверие,
происшедшее из того же источника, как и
религиозное суеверие: из желания потворства
человеческим слабостям, и столь же, если не более,
вредное, чем религиозное. Люди заблуждаются,
живут дурно. Естественное свойство людей в том,
чтобы, сознав неправильность своей жизни,
постараться изменить ее, но вот является
"наука": наука государственного,
финансового, церковного, уголовного,
полицейского и всякого другого права, наука
политическая экономия, история и самая модная —
социология, и оказывается, что дурная жизнь людей
происходит по неизмененным законам, и дело людей
не состоит в том, чтобы бороться с своими
слабостями и изменять свою жизнь от худшего к
лучшему, а только в том, чтобы присутствовать при
течении своей жизни по законам, открываемым
учеными. Суеверие это так явно противоречит и
здравому смыслу и совести человеческой, что оно
никогда не могло бы быть принято людьми, если бы
оно не было так успокоительно, оправдывая людей в
их дурной жизни.
* * * У нас не хватает знаний, чтобы понять даже хоть жизнь человеческого тела. Посмотрите, что нужно знать для этого: телу нужно место, время, движение, теплота, свет, пища, вода, воздух и многое другое. В природе же все так тесно связано между собою, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. Жизнь тела нашего мы поймем только тогда, когда изучим всё то, что нужно ему; а для этого необходимо изучить всю вселенную. Но вселенная бесконечна, и познание ее недостижимо для человека. Но вселенная бесконечна, и познание ее недостижимо для человека. Следовательно, мы не можем вполне уяснить себе и жизнь нашего тела. ПАСКАЛЬ.
* * * Изучать ненужные для духовной жизни науки, как астрономия, математика, физика и т. п., так же, как пользоваться всякими удовольствиями, играми, катаниями, прогулками, можно тогда, когда эти занятия не мешают исполнению обязанностей; но одинаково безнравственно заниматься науками, не содействующими истинному, духовному благу человечества, как и удовольствиями, в ущерб своих прямых обязанностей. * * * Дикий инстинкт военного убийства так заботливо в продолжение тысячелетий культивировался и поощрялся, что пустил глубокие корни в мозгу человеческом. Надо надеяться, однако, что лучшее, чем наше общество, сумеет освободиться от этого ужасного преступления.
* * * Я купил негра, он мой. Он работает, как лошадь; я плохо кормлю его, так же одеваю и бью его, когда он не слушается. Что же тут удивительного? Разве мы лучше обращаемся с своими солдатами? Разве они не лишены свободы так же, как этот негр? Разница только в том, что солдат стоит гораздо дешевле. Хороший негр стоит теперь, по крайней мере, 500 экю; хороший солдат стоит едва 50. Ни тот ни другой не может уйти с того места, где их держат; и того и другого бьют за малейшую ошибку; жалованье почти одинаково; но негр имеет преимущество перед солдатом в том, что не подвергает опасности свою жизнь, а проводит ее с своей женой и детьми. АНАТОЛЬ ФРАНС.
* * * Война уничтожится только тогда, когда люди не будут принимать никакого участия в насилии и будут готовы нести все те гонения, которым они могут подвергнуться за это. Это одно средство уничтожения войны. * * * Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится. ЦИЦЕРОН.
* * * Люди, проповедующие нравственность и ограничивающие ваши обязанности пределами вашей семьи и родины, проповедуют вам эгоизм, более или менее широкий, но тем не менее вредный и вам и другим. Семья и родина — два круга, заключающиеся в еще более широком круге — человечестве. Это две ступени. которые нужно пройти, но на которых не следует останавливаться. ИОСИФ МАДЗИНИ. * * * Прошедшего нет, будущее не наступило. Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке и совершается истинная жизнь человека.
* * * Времени нет. Есть только бесконечно малое настоящее. В нем-то и совершается жизнь. И потому на одно настоящее должен направить человек все свои духовные силы.
|