ОКТЯБРЬ
============

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

============

1 октября
МУДРОСТЬ

2 октября
ВЕРА

3 октября
БОГАТСТВО

4 октября
ЛЮБОВЬ

5 октября
УСИЛИЕ

6 октября
БОЛЕЗНЬ

7 октября
БОГ

8 октября
НАУКА

9 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

10 октября
СМЕРТЬ

11 октября
ГОРДОСТЬ

12 октября
МУЖЕСТВО

13 октября
НАСИЛИЕ

14 октября
ИСКУССТВО

15 октября
РОСТ

16 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

17 октября
БОГ

18 октября
БОЖЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА ДУШИ

19 октября
СМЫСЛ ЖИЗНИ

20 октября
СЛУЖЕНИЕ

21 октября
СПОКОЙСТВИЕ

22 октября
ОСУЖДЕНИЕ

23 октября
СОВЕСТЬ

24 октября
ЕДИНЕНИЕ

25 октября
ДОСТОИНСТВО
ЧЕЛОВЕКА

26 октября
ДЕЛА

27 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ

28 октября
СТРАДАНИЕ

29 октября
ВНУШЕНИЕ

30 октября
САМООТРЕЧЕНИЕ

31 октября
ЛЖЕУЧЕНИЕ
============

© Журнал для поэтов
"Мансарда", составление

журнального
варианта, 1998-1999

© Машель Сергей,
дизайн, 1998-1999

============
Титульная страница
"Мансарда"

(1991-1999)

КРУГ ЧТЕНИЯ
Избранные, собранные и расположенные на каждый день
ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ мысли многих писателей об истине, жизни и поведении.


ОКТЯБРЬ
Первая декада (1-10 октября)


1 октября

* * *

Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, не боится труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает.

 

* * *

Содержание мудрости больше отрицательное, чем положительное: знать, что неразумно, что незаконно, что не должно.


2 октября

* * *

Лучшее богопочитание — то, которое делается без надежды на достижение какой-либо цели; худшее такое, которое имеет в виду определенную цель.
Тот, кто обожает высшее существо, должен созерцать его во всяком творении.

АГНИ ПУРАНА.

 

* * *

Живи до веку и до вечеру. Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрешь сейчас.

 

* * *

Религия, рассматриваемая сама по себе, есть признание всех наших обязанностей заповедями Бога.

КАНТ.

 

* * *

Нравственное учение неполно, если оно не религиозно, т. е. необязательно. Религия не нужна, если она не нравственна, не ведет к доброй жизни.


3 октября

* * *

Богатство никогда не дает удовлетворения: потребности возрастают с увеличением богатства всегда так, что чем больше богатства, тем менее достает его на удовлетворение потребностей.

 

* * *

Трудно, если не невозможно, найти разумный предел нашим желаниям собственности. В самом деле: довольство того или иного человека в этом отношении зависит не от абсолютной, а от некоторой чисто относительной величины, именно от отношения между его требованиями и его имуществом. Поэтому имущество само по себе так же мало значит, как числитель без знаменателя. Человек может быть вполне доволен, не имея тех вещей, которых ему и в голову не приходило требовать и которые поэтому излишни ему; между тем другой, имеющий во сто раз больше, чувствует себя несчастным, потому что у него нет того, что ему потребовалось.

ШОПЕНГАУЭР.

 

* * *

Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает.

ЛИХТЕНБЕРГ.

 

* * *

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Мф. гл. 6, ст. 19—21.

 

* * *

Наживи себе то богатство, которого воры не могут похищать, на которое сильные не смеют посягать, которое и по смерти за тобою останется, никогда не убавляясь и не истлевая. Богатство это — твоя душа.

ИНДИЙСКАЯ ПОГОВОРКА.

 

* * *

Есть два средства для того, чтобы не страдать от бедности: увеличивать свое богатство и уменьшать свои потребности. Первое не в нашей, второе всегда в нашей власти.


4 октября

* * *

Истинная любовь — не есть любовь к одному исключительному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем — есть то состояние, в котором одном мы сознаем божественное начало нашей души.

 

* * *

Не думай, что твое доброе расположение к людям — это подарок, который ты делаешь своим ближним: ты делаешь этот подарок самому себе.

 

* * *

Не старайтесь привлекать к себе любовь других: любите и будете любимы.

Из "БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ".

 

* * *

Обращать горечь жизненного опыта в благодушие, неблагодарность — в благодеяние, оскорбления — в прощение, — вот в чем святая алхимия высоких душ. И это превращение должно сделаться столь обычным, столь легким, чтобы оно представлялось людям естественным и чтобы нам не нужно было за это одобрение людей.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

 

* * *

Святой человек не имеет своих чувств. Чувства народа становятся его чувствами. Доброе он встречает с добротой, с добротой же встречает и злое. Верующих он встречает с верою, с такой же верою встречает и неверующих.

Святой человек, живя в мире, озабочен своими отношениями к людям. Он чувствует за всех людей, и все люди обращают к нему свои уши и глаза.

ЛАО-ТСЕ.

 

* * *

Любовь открывает нам благодетельную тайну: жить в согласии с самим собой и со всеми людьми.

Из "БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ".

 

* * *

Без любви никакое дело не приносит пользы, и всякое дело, внушенное любовью, как бы оно мало и ничтожно ни казалось, приносит обильные плоды.

Из "БЛАГОЧЕСТИВЫХ МЫСЛЕЙ".

 

* * *

Религия есть высшая форма любви.

ПАРКЕР.

 

* * *

Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем ему легче любить других; оттого-то любовь бесконечна.


5 октября

* * *

Усилие нравственное потому необходимо, что усилие плотское не переставая совершается. Только перестань работать над собой духовно, и плоть завладеет тобой.

 

* * *

Пока ты не уничтожил до самого корня похотливую привязанность свою к женщине, до тех пор дух твой будет привязан к земному, как сосущий телец привязан к своей матери.
Люди, влекомые похотью, мечутся подобно зайцу, попавшему в западню; увязшие в путах телесных желаний, они снова и снова подпадают страданию на долгие времена.

БУДДИЙСКАЯ МУДРОСТЬ [ДХАММАПАДА].

 

* * *

Путь исправления себя, правда, труден, но он труден не сам по себе, а труден потому, что мы так долго предавались порокам. Эти-то пороки и усложняют нам путь исправления. Мы страдаем от этой борьбы настолько, насколько пороки наши успели в нас вкорениться. Мы не можем думать, что Бог виноват в необходимости этой борьбы, потому что, не будь в нас пороков, не было бы и борьбы. Значит, причина борьбы — в нашем собственном несовершенстве. И между тем в этой борьбе наше спасение, и если бы Бог избавил нас от этой борьбы, то мы, несчастные, остались бы навсегда с нашими пороками.

ПАСКАЛЬ.

 

* * *

С нашими высшими чувствами бывает то же, что бывает со всеми вообще нашими способностями. Если мы не упражняем их, мы перестаем замечать, что мы ими обладаем. Люди, никогда не упражняющие своих способностей, становятся нечувствительными к их существованию.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз,— то же дело становится привычкой.


6 октября

* * *

Нет такой болезни, которая бы мешала человеку исполнять то, что он должен. Не можешь служить людям трудами, служи примером любовного терпения.

 

* * *

Не бойся болезни, бойся лечения, и лечения не в смысле вредных лекарств, а главное, лечения в смысле признания себя вследствие болезни освобожденным от нравственных требований.


7 октября

* * *

Можно не называть Бога, избегать этого слова, но не признавать его существования нельзя. Ничего нет, если его нет.

 

* * *

Все, что я знаю, я знаю потому, что есть Бог, и я знаю его.

Только на этом можно основаться твердо и в отношениях к людям, и к себе, и к внеземной и вневременной жизни. Я не только не нахожу этого мистичным, но нахожу, что противоположный взгляд есть мистицизм, а что это одна самая понятная и всем доступная реальность. На вопрос: что такое Бог? я отвечаю так: Бог — это бесконечное, все, чего я сознаю себя частью.

Бог для меня — это то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему состоит моя жизнь, и которое поэтому и есть для меня; но есть непременно такое, чего я понять, назвать не могу. Если бы я Его понял, я бы дошел до Него, и стремиться бы некуда было и жизни бы не было.

Не могу понять и назвать Его, а вместе с тем знаю Его, знаю направление к Нему и даже из всех моих знаний это самое достоверное. Мне всегда страшно, когда я без Него; а только тогда не страшно, когда я с Ним.

 

* * *

Религиозные действия, вытекающие из себялюбивых целей, как молитвы о дожде или жертва для награды в будущем мире, всегда корыстны, и только поступок, совершенный вследствие познания Бога, достоин его.

Признавая высший разум во всех существах и вещах, истинный верующий приносит в жертву свой ум, направляя его к духу Божьему, и приближается к природе Того, Кто светит своим собственным светом.

Пусть каждый внимательно рассматривает природу, видимую и невидимую, как существующую в божественном разуме, потому что, созерцая бесконечный мир в божественном разуме, он не может уже отдаваться злым помыслам.

ЗАКОНЫ МАНУ.

 

* * *

Когда я говорю тебе о Боге, то ты не думай, что я говорю тебе о каком-нибудь предмете, сделанном из золота или серебра. Тот Бог, о котором я тебе говорю, — ты Его чувствуешь в своей душе. Ты носишь Его в самом себе, и своими нечистыми помыслами и отвратительными поступками оскверняешь Его образ в твоей душе. Перед идолом золотым, которого ты почитаешь за Бога, ты остерегаешься делать что-либо непристойное, а перед лицом того Бога, который в тебе самом и который все видит и слышит, ты даже не краснеешь, когда предаешься своим гнусным мыслям и поступкам.

Если б только мы постоянно помнили, что Бог в нас — свидетель всего того, что мы делаем и думаем, то мы перестали бы грешить, и Бог неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать Бога, думать и беседовать о Нем как можно чаще.

ЭПИКТЕТ.

 

* * *

Бог — не идол, которому нужно молиться и льстить: Бог — идеал, который должен воплощать человек в своей повседневной жизни.

ЛЮСИ МАЛОРИ.

 

* * *

Не тогда, когда я иду к Нему, но именно тогда когда я отворачиваюсь от Него, оставляю его, — именно тогда я признаю то, что Бог есть. Я говорю "Бог", но не знаю наверное, так ли я называю. Вы поймете, что я разумею.

ТОРО.

 

* * *

К Богу никогда не надо ходить нарочно: "Дай я пойду к Богу, стану жить по-Божьи. Жил по-дьявольски, дай поживу по-Божьи, попробую, авось не беда"... Это беда, и большая. К Богу, вроде того, как жениться, надо идти только тогда, когда и рад бы не пойти и рад бы не жениться, да не могу... И потому всякому не то, что скажу: иди в соблазны нарочно; а тому, кто так поставит вопрос: "А что, не прогадаю ли, если пойду не к черту, а к Богу?" закричу во все горло: "Иди, иди к черту, непременно к черту!" Во сто раз лучше обжечься хорошенько на черте, чем стоять на распутье или лицемерно идти к Богу.

 

* * *

Если человек и не знает, что он дышит воздухом, он знает, что лишился чего-то, когда задыхается. То же и с человеком, лишившимся Бога, хотя бы он и не признавал Его.

 

* * *

Помнить Бога — великое дело. Не словами поминать Его, но жить так, как будто Он следит за каждым моим поступком, осуждая или одобряя. Русские крестьяне говорят: или ты Бога забыл?


8 октября

* * *

Только люди, никогда не думавшие о главных и существенных вопросах жизни, могут думать и говорить, что все доступно человеческому разуму.

 

* * *

Люди бывают трех родов: одни не верят ни во что, чего нельзя выразить ясными словами; другие верят только в те учения, в которых они воспитаны: третьи верят в тот закон, который они сознают в своем сердце. Такие люди самые разумные и самые твердые. Те люди, которые верят в те учения, в которых они родились, менее разумные и менее твердые, но все-таки не лишены главного человеческого свойства: признавать нечто высшее, непостижимое, требующее от нас доброй жизни. Баба призывающая Бога, даже Николая Чудотворца, как нечто высшее, духовное, требующее самоотвержения, добрых дел, ближе к истине, чем люди первого рода, не признающие ничего непостижимого рассуждением.

 

* * *

Все начала — тайны, причина всякой индивидуальной или коллективной жизни   тайна, т.е. нечто не поддающееся разуму, неизъяснимое, неопределенное. Одним словом, всякая индивидуальность есть неразрешимая загадка, и никакое начало не может быть объяснено. В самом деле, все то, что сделалось, объясняется прошедшим, но начало чего бы то ни было не сделалось. Оно представляет всегда начальное чудо творения, потому что оно не есть следствие чего-либо другого: оно является только между прежними вещами, которые составляют ему среду, случай, обстановку, которые сопутствуют его появлению. Само же появление остается непонятно.

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Благодаря твоему превосходному воспитанию, ты можешь измерять круги и квадраты и все расстояния между звездами. Все стало достижимо для твоей геометрии. Если ты такой прекрасный механик, измерь же ум человеческий. Скажи мне, как он велик или как он мал. Ты знаешь, что такое прямая линия. Какая тебе в этом польза, если ты не знаешь прямого пути в жизни. Все свободные науки оказываются несостоятельны для научения добродетели. Если они и пригодны для чего другого, для добродетели они ничего не стоят. Они не приводят ум к добродетели: они лишь расчищают путь.

СЕНЕКА.

 

* * *

Тайна жизни растения — такая же, как тайна нашей жизни, и физиолог напрасно надеется объяснить ее механическим законом так же, как он объясняет машину, которую сам сделал. Мы не должны щупать пальцами святую святых жизни животной или даже растительной. Делая это, мы ничего не откроем, кроме внешности.

ТОРО.

 

* * *

Вещь, которую мы видим через микроскоп и телескоп, становится незначительной.

ТОРО.

 

* * *

Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.

СЕНЕКА.

 

* * *

Лучше не знать многого из того, что можно знать, чем пытаться познать то, что не может быть познано.

Ничто так не развращает и не ослабляет умственной силы и не возбуждает так самомнения, как витание в областях непознаваемого. Хуже всего притворяться, что понимаешь то, чего не понимаешь.


9 октября

* * *

Тот, кто перенес сознание своей жизни в свое духовное "я", не может испытать зла ни в жизни, ни в смерти.

 

* * *

Та материальная форма, в которой застает нас в этом мире пробуждение нашего сознания истинной жизни, представляет как бы пределы, ограничивающие наше духовное существо.

Материя есть предел духа. Истинная же жизнь есть постепенное разрушение этого предела, кончающееся полным разрушением, полным освобождением — смертью. Такое понимание жизни дает человеку полное спокойствие и в жизни и в смерти.

 

* * *

Куда бы судьба тебя ни забросила, всюду с тобою твоя сущность, твой дух, средоточие жизни, свободы и силы, когда он верен закону бытия своего. Нет в мире внешних благ или величия, для которых стоило бы человеку нарушать единение свое с духом, расторгать свой союз с ним и подрывать цельность своей души внутренним разладом с самим собою. Укажи, что мог бы ты купить ценою такой жертвы?

МАРК АВРЕЛИЙ.

 

* * *

Человека иногда томит, радует живо-сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и всемогущим, которое он сознает в себе, и чем-то узким и слабым, которое он чувствует в себе же.

 

* * *

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Ин. гл. 3, ст. 6—8.

 

* * *

По многим соображениям душа добрых людей представляется мне божественной и вечной, но, главным образом, потому, что душа лучших и мудрейших людей так переносится в будущее состояние, что кажется, будто все ее мысли сосредоточены на вечности.

ЦИЦЕРОН.

 

* * *

Только деятельное, нравственное, духовное, глубокое и религиозное сознание придает жизни все ее достоинство и энергию. Оно делает неуязвимым и непобедимым. Землю можно победить только именем Неба. Все блага даются, кроме того, тому кто ищет только мудрости. Только тогда бываешь сильнее всего, когда вполне бескорыстен, и мир у ног того, кого он не может обольстить. Почему? Потому что дух властвует над материей, и мир принадлежит Богу. "Мужайтесь, — сказал небесный голос, — я победил мир".
Боже, дай силы слабым, желающим доброго!

АМИЕЛЬ.

 

* * *

Бог притягивает тех, которые хотят подняться до Него. И потому неудивительно, что человек стремится к Богу. Бог идет к людям, входит в людей. Нет ни одной души, которая была бы хороша без Бога.

[СЕНЕКА].

 

* * *

Спасение от всего — это сознание своей духовности. Что бы ни случилось с человеком, сознающим свою духовность, зло не может коснуться его.


10 октября

* * *

Человек, как животное, не может не противиться смерти; как духовное же существо, он не знает смерти и потому не может ни противиться смерти, ни желать ее.

 

* * *

Причина, почему представление о смерти не оказывает того действия, какое оно могло бы оказать, заключается в том, что мы по своей природе, в качестве деятельных существ, по-настоящему совсем не должны думать о ней.

КАНТ.

 

* * *

Жизнь не имеет ничего общего со смертью. Поэтому-то, вероятно, никогда не оставляет нас смутная надежда, затемняющая разум и заставляющая сомневаться в верности нашего знания о неизбежности смерти. Жизнь стремится упорствовать в бытии. Она повторяет, как попугай в басне, даже в ту минуту, когда его душат: "Это, это ничего!"

АМИЕЛЬ.

 

* * *

В последние предсмертные минуты духовное начало оставляет тело и, оставляя его, соединяется ли с безвременным, внепространственным началом всего или переходит в другую, опять ограниченную форму, мы не знаем, знаем только то, что вследствие смерти тело оставляется тем, что живило его, и становится только предметом наблюдения.

 

* * *

Смерть есть перемена или исчезновение предмета сознания. Само же сознание так же мало может быть уничтожено смертью, как перемена зрелища может уничтожить зрителя.

 

* * *

Ты пришел в эту жизнь, сам не зная как, но знаешь, что пришел тем особенным Я, которое ты есть, потом шел, шел, дошел до половины и вдруг не то обрадовался, не то испугался и уперся и не хочешь двинуться с места, идти дальше, потому что не видишь того, что там. Но ведь ты не видал тоже и того места, из которого ты пришел, а ведь пришел же ты. Ты вошел во входные ворота и не хочешь выходить в выходные.

Вся жизнь твоя была шествие через плотское существование; ты шел, торопился идти, и вдруг тебе жалко стало того, что совершается то самое, что ты не переставая делал. Тебе страшна большая перемена твоего положения при плотской смерти, но ведь такая большая перемена совершилась с тобою при твоем рождении, и из этого для тебя не только не вышло ничего плохого, но, напротив, вышло такое хорошее, что ты и расстаться с ним не хочешь.

 

* * *

Если мы верим, что все, что случалось с нами в нашей жизни, случалось с нами для нашего блага,— а человек, верующий в благое начало жизни, не может не верить в это,— то мы не можем не верить, что и то, что совершается с нами, когда мы умираем, совершается для нашего блага.

КРУГ ЧТЕНИЯ НА ОКТЯБРЬ
Вы сейчас на "1-10 октября" 11-20 октября 21-31 октября

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz