Павел НАГОРСКИХ
г. Пермь


МЕТР ТЕМ,
или
Палиндромы
на полях
(из коллекции)

В ПАЛИНДРОМНОЙ
КРУГОВЕРТИ

+

Я знаком с очень интересным человеком. Зовут его Денис. Он музыкант.                   

И есть у этого Дениса маленькая слабость: читать все слова шиворот-навыворот. Идет ли мимо афиши или доски объявлений, проходит ли по магазину, поглядывая на витрины и рекламные плакаты, - но всякий раз, как встретит какую-нибудь надпись, обязательно прочтет ее задом наперед.

Забавно, не правда ли?

- А ты не пробовал составлять палиндромы? - как-то поинтересовался я, застав его за подобным занятием.

Денис уставился на меня непонимающим взглядом.

- А что это такое? - басовито спросил он.
А роза упала на лапу Азора.
                                  А. Фет
- Ну, это... - попытался объяснить я и привел в пример общеизвестную фразу: "А роза упала на лапу Азора".
- А-а! - радостно воскликнул Денис. - Нет, не пробовал... Хотя вот, - тут же спохватился он, - "гнус масс"...

Я сначала не понял. И, кажется, переспросил.
Денис непринужденно пожал плечами и дважды тихо-тихо повторил:

- Гнус масс, гнус масс... Ну, читай обратно. Самсунг, самсунг...

Я заулыбался, и, поддерживая разговор, сказал ему еще несколько палиндромных фраз...
Я нем у зари разуменья.
                       М. Крепс

+

Когда же я увлекся палиндромами? По-моему, очень давно. Помню, еще в детстве мама напишет какое-нибудь слово и читает его от конца к началу. И меня учила читать таким же образом. Эта нелепая тарабарщина очень меня забавляла. А однажды мама выложила из лимонного драже на столе имя: Паша. Потом попросила прочитать его обратно. Я прочитал:
Титушка так шутит.
            В. Хромов
- Ашап, - и засмеялся. Но тут же, даже не задумываясь, выпалил: - А шапка, как Паша!
Это был мой первый перевертень.
Меня истина манит сиянием.
                             В. Гершуни
+

Конечно, в далеком детстве я не знал, что строки, читающиеся туда и обратно, называются палиндромами, однако, обнаружив их в журналах или газетах, - редко-редко, но они иногда появлялись, - я старательно переписывал их в специальный блокнотик. Это была моя коллекция перевертышей. А у своих знакомых я не переставал спрашивать, знают ли они еще какие-нибудь подобные строчки.
Припоминаю такой случай.

Будучи в училище, задал тот же вопрос своей однокурснице, Наташе. В то время кроме нас никого в аудитории не было: все ушли в столовую на обед, а мы сидели и скучали. Вот я и решил таким образом разрядить обстановку. Наташа задумалась, а потом вдруг сказала:
Нажал кабан на баклажан.
                            Народное
- Кабан упал, лапу - набок. Я повторил эту незнакомую мне фразу и даже записал ее в тетради, чтобы не забыть. Но тут меня взяло сомнение.
- Постой-постой, - говорю, - но ведь слово "кабан" пишется с буквой "а", а не "о". Тогда при обратном чтении предложение не получается.

- М-да, - согласилась Наташа, записывая фразу у себя. - Но это, если читать по бумажке. А когда произносишь вслух, тогда получается, тем более буква "о" в слове "набок" оказывается безударной и читается, как "а".                                

Я, конечно, не стал с нею спорить. Но в то время я был приверженцем строгой побуквенной точности, поэтому, когда записывал эту строчку в свои блокнот, написал так: "Кабан упал, лапу - на бак". В конце концов, рассуждал я, может ведь кабан упасть рядом с баком, положа на него свою лапу...

Только значительно позже мне стало известно о вольности в палиндромии и о возможных допущениях. Таким образом безударное "о" приравнивалось к "а", и в случае с кабаном не было никакой ошибки. А у меня в коллекции появилась такая строка: "Там атлет ел томат", - и она была уже придумана мной...
Лешка-рыбак! Кабы рак шел!
                            Н. Ладыгин





+

Как-то с братом Алексеем устроили соревнование: кто сочинит больше палиндромов. Поначалу казалось, что палиндромную строку сочинить очень сложно, а составить целое стихотворение из таких строк - вообще невозможно. Но палиндромные строчки стали появляться одна за другой, и сложившийся было стереотип о сложности палиндромии сам собою развеялся: с легкой руки фразы ложились на бумагу, будоражили воображение и давали стимул к написанию новых строк.
Чемодан упал в ад, да в лапу надо меч.
                                            А. Баженов
И хотя многие из тогдашних высказываний кажутся теперь наивными и банальными ("дал ад", "тени нет", "рос сор"), тогда они были нигде ранее не встречаемыми, своими
Вон в туче молнии НЛО мечут вновь.
                                    В. Капитонов

Но все-таки случались и маленькие победы:

Лег на осоку косо ангел;
И шел тот аббат от Леши;
Ха, НЛО в волнах
Хан и шаман на машинах
Тут ищи воду чудовищ и тут...

Но самой большой нашей совместной удачей была строка, которая до сих пор не перестает нам нравиться:

Они к Ване: "Где сосед Гена?" - "В кино".

Целый мини-рассказ...
Уж редко рукою окурок держу.
                    Б. Гольдштейн

Пусть Ира в семье сварит суп.

                           А. Нагорских

Дорог город... О, город дорог!
                         А. Кондратов
А еще мы подметили, что палиндромы звучат и в нашей повседневной речи.

Надеюсь, многим знакома ситуация, когда муж приходит с работы домой, и жена его спрашивает: "Ты сыт?" - не подозревая, что данную фразу можно читать в любую сторону. А муж тем временем отвечает: "А ты сыта?.."Или, останавливая такси где-нибудь за городом, вы интересуетесь у водителя: "А дорого до города?" - получая вполне вразумительный ответ: "Да, дорого до города". Между тем, если эти две реплики записать в одну строку, выйдет совсем не дурной перевертень. Уместно вспомнить салонную вывеску "дом мод".
Тюлень не лют.
       С. Кирсанов
Или бесконечно повторяющиеся: "иди, сиди", "лето хотел", "лев ел".
Великорус - и сурок и лев.
                          В. Рыбинскийs

А некоторые слова говорят как бы сами за себя:

Самолет - телом ас;
Мудрость - сор дум,
Монастырь - рыт саном

                                     и т.д.
Леша на полке клопа нашел.
                         С. Прокофьев

Оказывается, палиндромные строки писать не так уж и сложно! Зто было великим для нас открытием. Казалось бы, все слова уже использованы и новые фразы не придумываются, ан нет: Алексей вооружается орфографическим словарем, начинает внимательнейшим образом штудировать его, читать все слова задом наперед, несколько вечеров посвящает этому занятию, в результате чего палиндромными изысками заполняется общая тетрадь объемом в 96 страниц, среди которых находятся очень даже интересные строчки:

Тему за руку, а науку разуметь;
Гам, реви, ну, как универмаг;
Тать сел хлестать
                   и многие-многие другие.
Мы, низари, летели Разиным.
                          В. Хлебников

Кумачу - куча мук.
                  А. Бубнов

Молот, серп - престолом.
                           М. Шолохов

+

Чем больше занимаешься палиндромами, тем сильнее они завораживают. Начинаешь как бы улавливать тайный смысл слова. Не случайно пугающими и даже шокирующими выглядят фразы:

Нам Богородицы дорог обман;
Сила, гордость содрогались;
Я истины нить сия.


Будто особый рок давлеет над нами, и мы не властны что-либо изменить в этом палиндромном мире.
Зеленой одой, о, не лезь!
                       В. Пальчиков


+

После первой публикации моих палиндромов в петербургской "Мансарде" я подошел к директору учреждения, где я работаю, Нине Николаевне и, робко протягивая ей газету, сказал:

- Вот, даю почитать.

- Что это? - спросила директриса, и тут же взгляд ее уперся в заголовок "Палиндромы от Павла Нагорского", напечатанный на первой странице.- Ух ты,- воскликнула она, - поздравляю!
 

Не лети - вид удивителен!
                            И. Быстров

Я иду с мечем судия.
               Г. Державин


А на следующий день Нина Николаевна пригласила меня к себе и лукавым голосом сказала:

- Садись, Пашечка, и рассказывай, что к чему. Как это там называется? - она заглянула в газету и сама себе ответила: - Палиндромы. Для чего они и с чем их едят?

Я объяснил, что это такие стихи, каждая строка которых, либо все стихотворение целиком читается как слева направо, так и справа налево одинаково. Ну, разумеется, с некоторыми допущениями.

Нина Николаевана еще раз просмотрела несколько строк из газетной подборки.

- И все равно, я ни одной буквы не поняла в твоих стихах.

- Ну, - отвечаю, - это такой вид творчества, когда себя необходимо специально настроить, чтобы понять, о чем идет речь, и полное понимание приходит после неоднократного прочтения строк как в одну, так и в другую сторону.

- Ну-ка, прочитай мне что-нибудь из своего.

Я заупрямился, сказал, что палиндромы создаются для интимного чтения и на слух они не воспринимаются - их нужно видеть, а не слушать.

Однако директор настаивала, и я процитировал:
Лира цвела. Лев царил.
                      Д. Авалиани
- Ели скажут: "Стужа, к силе!.." -
Норовит съесть и ворон,
Или чудо од учили,
Но сан елки - клена сон...
Тина - разума полк. Клопа муза ранит.
                                            Ю. Шевцов

- Как интересно, - сказала директриса, когда я окончил чтение. - Это надо же такую гибкость ума иметь, чтобы так здорово переворачивать слова. Мне бы в жизнь не додуматься...
Юре верю.
О. Коржевская

+

Разные люди относятся к палиндромам по-разному. Одни ими восхищаются, другие считают бесполезной тратой времени. Но мне больше всего импонирует мнение давнего приятеля Юры:

- Чувствуется что-то умное, а понять ничего не могу...

Что ж, судите сами.

©  Нагорских Павел Леонтьевич, 1997-2000.
© Царскосельский журнал для поэтов "Мансарда", 1997-2000

mansarda@au.ru


Постоянные рубрики
*
Tитульная страница "Мансарды"

*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz