Борис КОПАЛЫГИН
Впервые опубликовано — в газете
"Мансарда" (30 ноября 1997) с разрешения дочери
поэта
Лидии Борисовны Гемма
1. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
"Не надо мне ни слез, ни бледных
роз. Я и при жизни видел их немало. И ничего с собой я не унес, Чтоб на земле живым принадлежало". Не
знаю ни одного поэта, ни большого, ни малого, кто
бы так сказал о себе. Спокойно. Мудро. С чувством
собственного достоинства и с радостным
сознанием полностью выполненного
подвижнического труда целой жизни. Подчеркивая
слово "полностью". Полностью, несмотря на
тяжелые личные беды, на недуг, мучивший его с
детства, годы эмиграции и войн, несправедливый
суд горе-критиков, что ополчились на него еще в
молодые годы. Да мало ли что он пережил! Его
творчество стало частью души стольких поколений
детей нашего Отечества. И не только детей. Даже
будь он у нас один, мы бы имели прекрасную
советскую поэзию для детей, которой могли бы по
праву гордиться. Она, как радуга, многообразна и
едина. Принадлежит сразу и небу, и земле. |
2. ЭКСПРОМТ НА ЛЕСТНИЦЕ
Через несколько лет решил вернуть
долг Маршаку. Но как? Выручил один пионер. — Вы же приедете с Амура. Купите кету! В те годы кета продавалась в каждом продуктовом магазине в Хабаровске. Прилетел в Москву на ТУ-114. Поднимаюсь по лестнице на третий этаж. А в уме, что ни ступенька, то стихотворная строка рождается. Что скрывать: и отличиться перед любимым мастером хочется! Захожу в квартиру, кладу перед Маршаком рыбину и читаю: "Моя кета невелика. Дальневосточники могли бы Прислать куда крупнее рыбы, Чтоб стол украсить Маршака! Но эта рыба знаменита: Она видала облака И с быстротой метеорита На стол попала Маршака". Меня прямо распирает всего от радости, что снова встретился с Самуилом Яковлевичем. Оказалось: радость не вовремя. Умерла Т. Г. Габбе, драматург, близкий друг Маршака. — Как она умела почувствовать чужую беду, — говорит Маршак. — Были у меня однажды в гостях Фадеев, Твардовский и Тамара Григорьевна. Между Фадеевым и Твардовским, хотя они высоко ценили друг друга, возник спор... Позволю себе чуть-чуть прервать рассказ Маршака. Отголосок этого спора позже отзовется в поэме "За далью — даль". Помните строки: "Ах, как горька и не права ты, Крутой посадки голова". Это об Александре Фадееве. О нем Твардовский говорит в поэме трижды с чувством искренней дружбы, с почтительным юмором и с острой болью. Возвращаюсь к рассказу Маршака. — Тамара Григорьевна послушала их спор и сказала: "Зачем спорить? Лучше бы обратили внимание на то, что делается с ним". Кивнула на Фадеева. Резко встала и вышла. Это было перед самой гибелью Фадеева. Если бы я тогда знал, что творится с Сашей, я бы спас его. Обязательно спас. Ох, не вовремя я пришел! Но Маршак предлагает: — Посидите еще минуты две-три. Две минуты — пустяки! Но побыть с Маршаком и две минуты так много значит. Кто-кто, а он умеет ценить время и учит нас относиться к нему так же бережно. "Дана лишь минута любому из нас. Но если минутой кончается час, Двенадцатый час, начинающий год, Который в другое столетье ведет, Пусть эта минута, как все, коротка. Она, пробегая, смыкает века". Смотрите, как выразительно от строки к строке развивается действие. Создается великолепный образ скромной частички времени — минуты. А как органично строки связаны друг с другом, как удачно каждая строка подхватывает и развивает мысль предыдущей! Просто восхищаешься, как много автор смог сказать в таком крохотном стихотворении, на чтение которого тратишь всего полминуты. О минуте говорится в первой строке, а все стихотворение заканчивается словом "века"! Проводил до самой двери. По праву радушного хозяина помог надеть пальто. Поцеловал. Я так растерялся, что руки одеревенели, не могу его обнять. Всегда уходил от него с восхищением. Такое чувство, будто в детстве возвращаешься домой с новогодней елки. Так оно и вышло однажды. Вернулся я вечером под Новый год домой. Праздничная елка. А на одной из веток лежит поздравительное письмо. От кого? Жена сияет. Читаю: от Маршака! Самый лучший подарок на Новый год. |
3. ДЕВОЧКА ИЗ ДЕТДОМА И ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Что может быть общего между великим
английским писателем и девочкой из детдома
военной поры? Оказывается, может. В Ташкенте одна девочка пожаловалась Маршаку: — Про меня все говорят, что я ворую с кухни хлеб. Ну, раз так, то я буду воровкой. Так девочка подсказала Маршаку, как надо перевести первые две строки одного из шекспировских сонетов. "Уж лучше грешным быть, Чем грешным слыть..." Разные народы, разные века, а вот возникла вольтова дуга поэзии между Шекспиром и голодной русской девочкой. Не распалась связь времен, наоборот. Из прошлого надо брать не пепел, а огонь, что светит, греет, а порой больно обжигает. Маршак говорит: — Что такое сонет? Сонет — это анфилада комнат. Хозяин дома показывает гостям все комнаты, картины и скульптуры в них, за исключением одной — комнаты последней. В нее он приглашает только самого задушевного друга. Эта последняя комната— заключительные две строчки сонета. Самое главное содержится в них. |
4. "ВАШ МАРШАК"
С. Я. Маршаку присудили Ленинскую премию. Написал статью о его творчестве в "Учительскую газету". Сомневался: опубликуют ли? В Москве столько литературных критиков! Напечатали, да еще с фотографией С. Я. Маршака. На другой день получаю телеграмму. В ней всего три слова: "Спасибо. Ваш Маршак". |
5. М. ГОРЬКИЙ СМОТРИТ НА ЗВЕЗДЫ
О Максиме Горьком Маршак вспоминал
с особой любовью. В его жизни Горький оставил
глубокий добрый след. Не зря на первом съезде
писателей Алексей Максимович предложил Маршаку
сделать доклад о молодой советской детской
литературе. — Как-то поздним вечером, — говорит Маршак, — мы вместе с ним вышли погулять в сад. Алексей Максимович посмотрел на небо и сказал: "Вот это созвездие Большой Медведицы, а вот — Стрельца, а вон там — Гончих Псов". В звездах он разбирался, как настоящий астроном. Я спросил его: "Откуда вы так хорошо знаете астрономию?" Горький, нажимая на "о", ответил: "Откуда? Да гордость взяла: целые миры летают над твоей головой, а я о них ничего не знаю. Вот и прочел всю библиотеку одного провинциального города. Так и познакомился с астрономией". Благодарная память Маршака о Горьком похожа на яркий отсвет на море. Солнца уже нет. Оно ушло за горизонт, а вечереющее море еще долго хранит золотую дорожку на своей живой глади. С какими только знаменитыми людьми судьба ни сводила Маршака в его жизни: Стасов, Горький, Шаляпин, Глазунов, Блок, Маяковский... Удивительно, как смогли подружиться и найти общий язык между собой серебряный старец Стасов, вдохновитель "могучей кучки" композиторов и мальчик-гимназист Маршак? Оказывается, могут слиться в сердечном единении седины мудреца и мальчишеский яркий румянец. — У вас есть свое солнце! — однажды сказал Блок молодому Маршаку. А как восхищался Маяковский строчками Маршака! "По проволоке дама Идет, как телеграмма". |
6. МАРШАКОВСКИЙ ОГУРЕЦ
Маршак помогал молодым писателям
всем, чем только мог: добрым советом, деньгами,
редактированием, щедро дарил им свое время, хотя
знал, что его остается у него все меньше и меньше. — Квартира у вас хорошая? Теплая? — спрашивал он меня. В его голосе слышалось самое искреннее участие. — Может быть, написать письмо председателю вашего горсовета? Я не жаловался. Всю мою жизнь я был обеспечен жильем: детдом, студенческое общежитие, матросский кубрик. После армии получил одну комнату. Живем втроем: я, жена, дочка. Обрел свой угол. Больше ничего не надо. — Так. А все-таки, голубчик, что бы вы хотели от меня иметь? Маршак угощал меня обедом. За окном шел январский тихий снежок. А на столе зеленели парниковые огурцы. Я и говорю Маршаку: — Подарите мне, пожалуйста, огурец. Я его на самолете привезу дочке. Скажу: "От дедушки Маршака". А больше мне ничего не надо. Как много сделал для меня Самуил Яковлевич! Помог издать книжку в Детгизе, деньги давал, слал письма и телеграммы, дал мне рекомендацию при вступлении в Союз писателей. Зимой зеленый огурчик подарил! То-то обрадуется дочка. От самого Маршака! |
7. МАСТЕРСТВО
Стихи Маршака — отлично сыгранный
оркестр. Каждому инструменту в нем предоставлено
свое слово. Возьмем хотя бы размер. Его КПД — все
сто процентов. "Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой". Лучше размера для стихотворения о детском мячике — не найдешь. Можно играть в мячик и читать эти стихи. — А вы прежде, чем писать, — говорил мне Маршак, — побормочите, не стесняйтесь, побормочите. Музыкально решите тему. А его аллитерация в "Мистере Твистере"? Вспомните место, когда миллионер-расист не может найти ночлег в Ленинграде из-за того, что брезгует жить рядом с неграми и прочими "цветными". "Рядом трясутся старуха и дочь. Ветер им треплет вуали. Солнце садится, и близится ночь. Дамы ужасно устали". Звук "у" в слове "трясутся" усиливается в слове "старуха" и переходит уже в заунывное гудение холодного ветра в слове "ужасно устали". А в слове "вуали" слышится насмешливое подражание детскому "уа". "Дубить, паять, пахать, косить Труднее, чем дубасить. Косить трудней, чем доносить, И легче красть, чем красить". "Дубить" — "дубасить", "косить" — "доносить". Эти слова сцеплены между собой, как железнодорожные вагоны. В них вся соль авторского замысла, весь конфликт. "Вагоны" идут не порожняком, а с полным грузом и идут напрямую к станции назначения. Вся строфа сродни народным поговоркам. Стихи его афористичны, сюжетны, отличаются полной завершенностью. Диапазон чувств поэзии Маршака необычайно широк: от нежности, ласки и восхищения до иронии, сатиры, сарказма. Простота и родниковая прозрачность стихов Маршака— это преодоленная сложность. Его простота несет в себе глубину мыслей, многообразие и силу чувств. |
8. МАРШАК ЧИТАЕТ ТВАРДОВСКОГО
Из хабаровских поэтов я один, кто
лично знаком с Маршакоам. Считаю: это
несправедливо. Вы послушайте, как мой старый
друг, тогда еще молодой Борис Можаев читает
Роберта Бернса в его переводе: — Кто там стучится в поздний час? — Конечно, я — Финдлей. — Иди домой. Все спят у нас. — Не все. — сказал Финдлей. У Можаева еще нет сегодняшней бороды и усов. Он сам напоминает сельского парня, что стучится в дверь к своей возлюбленной. Сколько энергии, молодости! — Попробуй в дом тебя впустить. — Впусти! — сказал Финдлей. — Всю ночь ты можешь прогостить? — Всю ночь, — сказал Финдлей. Можаев входит в роль Финдлея. Слушатели смотрят на Бориса завороженно. — О том, что будешь ты со мной. — Со мной! — сказал Финдлей. — Молчи до крышки гробовой. — Идет! — сказал Финдлей. Можаев хохочет, довольный произведенным на нас впечатлением. Такой ночной диалог мог произойти не только в древней шотландской деревне, но и в любом рязанском или брянском селе в наши дни. В Хабаровске тогда жила молодая бойкая девушка. Работала лектором в Доме офицеров. Приехала к нам из Ленинграда. Звали ее Римма Казакова. Теперь это имя известно широко. Но тогда она только обретала поэтические крылья. Общительная, веселая, бедовая, она была "своим парнем" в кругу молодых поэтов. Говорю ей: "Еду в Москву к Маршаку. Подпиши ему свою книжку". Подписала: "Спасибо за поэзию". Передал дар по назначению. Маршак раскрыл сборничек, близко поднес к глазам. Прочитал одно стихотворение. Вижу: нравится. Говорю: "Прочтите вот это. “Женщина боялась одиночества, И она решилась наконец. Даже не придумывала отчества, Хоть и незаконный, но отец” ". — Смело, смело, — говорит Маршак. — А какая она, красивая? Я смутился. Говорю: — Симпатичная. Очень. Позже и сама Римма Казакова побывала в гостях у Маршака. Ее восторгу не было границ: — Меня московские друзья поздравляли, как с праздником, когда узнали, у кого я побывала в гостях. Загостилась у него допоздна. Все наговориться не могли. Помню: говорил я тогда с ним о С. Михалкове. — А ведь дядя Степа, — сказал Маршак, — при его рождении был не таким, каким вы его знаете. Я посоветовал Михалкову сделать так, чтобы дядя Степа совершал больше добрых дел для ребят, ну, хотя бы снимал для них змеев с телеграфных проводов и другие эпизоды. Об одном детском поэте, своем любимце, отзывался так: — Ласковый теленок двух маток сосет. Кто эти "матки"? Один — он сам. Другой, догадываюсь, К. Чуковский. Зазвонил телефон. Снял трубку. — Саша, здравствуй. Давно не виделись. Заходи. Жду, как всегда. Поднял на меня интригующие глаза. — Вы не догадываетесь, с кем я говорил? С Твардовским! Мы с ним давние друзья. Из вороха бумаг достал несколько листков и прочитал новую, еще неизвестную мне главу из поэмы "За далью — даль": "Так это было на земле". Никогда не забуду, как он читал горькие, глубоко пережитые поэтом строки: " Когда кремлевскими стенами Живой от жизни огражден, Как грозный дух он был меж нами, Других не знали мы имен ". Видя, как поразили меня стихи Твардовского, сказал: — В поэме очень много хорошего. Расспрашивал о поэтах-дальневосточниках: Петре Комарове, Анатолии Рыбочкине. Маршака всегда манили далекие огни. Близкий фонарь его не прельщал. Он называл его "дураком". Удивляюсь: откуда он знает поэтов, живущих так далеко? Даже привет им передает: вспомнил Анатолия Рыбочкина. Встретил его на совещании молодых писателей. Читая нам стихи, весь светился. Беседу прервала Розалия Ивановна. К Маршаку кто-то пришел. Хозяин вышел встретить гостя и через минуту вернулся с видом человека, преподносящего мне новый радостный сюрприз. — Сейчас я вас познакомлю с очень хорошим человеком. Им оказался Катаев. Элегантный. Галстук-бабочка. Изысканные манеры. Пришел посоветоваться с Маршаком об очередном номере "Юности". Обсудили журнальные дела. И вот Самуил Яковлевич читает Катаеву мои стихи: " Молоток мой заскучал: — Третий день я не стучал. Неужели позабыли Обо мне среди людей? В мире столько не забили До сих пор еще гвоздей! " Одобряющим голосом выделил две последние строки. Валентин Петрович пригласил меня зайти в редакцию "Юности". Провожая меня, Маршак сказал: — Зайдите обязательно в Детгиз к редактору Гульбинской. Запомните фамилию. От слова "гульба". Мою рукопись не только приняли в Детгизе, но еще и угостили шоколадными конфетами. Так ли сейчас встречают в издательствах своих авторов? Сам себя Маршак называл не лицом, а "учреждением" — такую огромную и разнообразную работу он вел в литературе долгие годы. Поэт. Драматург. Переводчик, сделавший фактами русской поэзии сонеты Шекспира, стихи Бернса, Китса, Блейка, Петефи, Родари. Он подарил русским читателям песни детские и прибаутки Латвии, Литвы, Чехословакии, Англии... Редактор. Теоретик культуры. Литературовед. Критик. Мудрый воспитатель писательской молодежи. |
9. "ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ В УССУРИЙСК"
Тысячами сердечных нитей Маршак
был связан со своими читателями. Ему писали дети
и взрослые со всех концов страны. Он получал
весточки из социалистических стран, из Японии,
Австралии, Китая, Англии. Встречались даже такие
адреса: "Москва. Маршаку". И все находили
нужный дом на улице Чкалова. Но одно письмо ему
было особенно дорого. Догадываясь, что и мне оно
придется по душе, Маршак прочитал весточку
мальчика-дальневосточника. "Дорогой дедушка
Маршак! Я очень хочу, чтобы вы прожили сто лет.
Приезжайте к нам в Уссурийск. Я уговорил маму и
папу, чтоб они купили для вас
кровать-раскладушку". Прочитал и добавил с
гордостью, будто говорил о своем внуке: — Молодец! Ни одной ошибки не сделал в письме. — Главное, — сказал я, — он не сделал ошибки в том, что пригласил вас к нам на Дальний Восток. А что, приезжайте! |
10. ПАМЯТНИК "ДЕДУШКЕ МАРШАКУ"
Я читал маленькой дочке веселые
стихи Маршака "Петрушка-иностранец". Они так
понравились ей, что дочка прижала к груди книжку
и стала ее ласкать, словно книжка была живым
существом. И в самом деле: книги Маршака — живые.
Им суждена большая жизнь и в грядущих поколениях.
Лучшим памятником Маршаку стали его книги. И все
же... Как бы был кстати к столетию С. Я. Маршака* достойный памятник замечательному писателю! Он так же естественно и законно вошел бы в национальный ансамбль памятников видных деятелей культуры. В Ленинграде есть памятник И. А. Крылову, который дети по традиции называют "памятником дедушке Крылову". Его любят и почитают. Уверен, что памятник "дедушке Маршаку" так же бы полюбили и почитали москвичи и гости столицы. Свои заметки о Маршаке я хочу закончить словами Александра Твардовского, герою которого Василию Теркину будет сооружен памятник в Смоленске. "Это нужно живым". |
г. Хабаровск
_______________________________________
* Воспоминания были написаны до 1987 года.
© Гемма Лидия Борисовна, 1998-2000
© Санкт-Петербургская газета для поэтов
"Мансарда" 1998-2000
© Царскосельский журнал для поэтов
"Мансарда", 1998-2000