НЕГАСНУЩАЯ РАДУГА ПОЭЗИИ
(этюды о С. Я. Маршаке)


Борис КОПАЛЫГИН

Впервые опубликовано — в газете "Мансарда" (30 ноября 1997) с разрешения дочери поэта
Лидии Борисовны Гемма


1. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

"Не надо мне ни слез, ни бледных роз.
Я и при жизни видел их немало.
И ничего с собой я не унес,
Чтоб на земле живым принадлежало".

Не знаю ни одного поэта, ни большого, ни малого, кто бы так сказал о себе. Спокойно. Мудро. С чувством собственного достоинства и с радостным сознанием полностью выполненного подвижнического труда целой жизни. Подчеркивая слово "полностью". Полностью, несмотря на тяжелые личные беды, на недуг, мучивший его с детства, годы эмиграции и войн, несправедливый суд горе-критиков, что ополчились на него еще в молодые годы. Да мало ли что он пережил! Его творчество стало частью души стольких поколений детей нашего Отечества. И не только детей. Даже будь он у нас один, мы бы имели прекрасную советскую поэзию для детей, которой могли бы по праву гордиться. Она, как радуга, многообразна и едина. Принадлежит сразу и небу, и земле.

Сужу по себе, по своей жизни: если кого-нибудь любишь, только любишь сильно, обязательно встретишься с ним. Служил я военным моряком во Владивостоке и даже в мыслях не мог себе представить, что судьба распорядится так, что я вскоре буду в Москве и встречусь с Маршаком у него в квартире. Фантастика! А случилось вот что. Я поехал во время отпуска в Москву. Знакомый композитор, незадолго до того побывавший на Дальнем Востоке, запросто предложил мне:

— Хотите, познакомлю вас с Маршаком?
Я онемел от его предложения, а он снял телефонную трубку.
— Вы знаете детского поэта Бориса Копалыгина?
— Нет, не знаю. Пусть принесет мне свои стихи.

Пришел. Дом на улице Чкалова. На доме две мемориальные доски, гласящие, что здесь жили летчик Чкалов и композитор Прокофьев. Тогда я подумал, что пройдут годы и здесь появится и третья мемориальная доска. Дверь открыла мне старушка с видом строгой учительницы, секретарь Маршака Розалия Ивановна. Встретила меня прохладно. Я не стал объяснять ей, что Маршак знает о моем визите.

— Видите, сколько рукописей ждет своей очереди, — указала она на Эверест папок со стихами. — Так вот, ваша будет самой последней.

Ушел убитый. Быстро тают дни матросского отпуска в Москве. Пришел взять свою рукопись. Все равно Самуил Яковлевич не успел ее прочитать. Но что случилось с Розалией Ивановной? Лицо ее излучает   приветливость и ласку. Она — само гостеприимство.
— Самуил Яковлевич сейчас вас примет.

Оказывается, он прочел мою рукопись. Маршак вышел ко мне в полосатой домашней пижаме. Улыбающийся, приветливый и сам весь какой-то уютный, добродушно-домашний. Усадил меня в кабинете в большое кожаное кресло, в котором бы свободно уселись двое таких, как я. Книг в кабинете, как в хорошей библиотеке. Рабочий стол завален рукописями.

Передо мной — живой классик, а как свободно и легко с ним беседовать! Расположил к себе сразу, с первых слов. Такому мудрецу и волшебнику можно рассказать о себе буквально все: и хорошее, и не очень хорошее. Спросил:

— Сколько вам лет?
— Скоро будет двадцать.

Помню, в детстве я, как с подлинным радостным чудом, встретился с его поэзией. Я был поражен простотою, естественностью, точностью и поэтичностью его строк.

"Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя живая
Прохладного песка".


Я словно бы ощутил, как щекочет мою ладонь ускользающая струйка песка. "Прохладного песка". Значит, дети играют на песочке утром. Песок еще   сохранил ночной холодок.

В моих стихах он поправил только одно слово, не в пример иному ретивому редактору, действующему по принципу: "Раззудись плечо, размахнись рука!" Речь шла о хризантеме.

"Молчаливо головку повесила,
Одиноко стоит на ветру.
Ей в букете не будет весело,
Если к ней я цветов соберу?"


— Может быть, не "соберу", а "подберу"?
Мастер, а спрашивает меня, мальчишку, в погончиках рядового моряка! Будто сам сомневается. Нет, он просто проверяет мой вкус к слову. Кто-кто, а он не только из слова, а даже из отдельных его звуков умеет извлечь максимум. Он, знаток нескольких европейских языков, высоко ценит родное самоцветное русское слово. Для него, мастера, оно драгоценный строительный материал. Оно имеет вес, цвет, вкус, объем, возраст, температуру. Всё! Маршак только чуть-чуть приподнял завесу в свою мастерскую родного слова.

Прощаясь, предложил:
— Какую книгу вам подарить? Шекспира или Бернса?
Перед нашей встречей я прочел в его блистательном переводе шотландского барда.
— Роберта Бернса.
Он помолчал, а потом, как мне показалось, с чуть заметным укором произнес:
— Вы еще очень молоды. Позже оцените Шекспира. Надо что-то пережить, что-то приобрести и, может быть, потерять.

Надпись на его подарке гласила: "Моряку и в будущем — я надеюсь — поэту". Позже меня упрекали:
— Эх, ты! Простофиля! Надо было сказать: "И Шекспира, и Бернса!"

Но я не раскаивался: Маршаку надо говорить только правду. "Сонеты" Шекспира он мне еще подарит через несколько лет, когда я войду в его удивительный мир. А тогда... Самуил Яковлевич достал из кармана пижамы сторублевую бумажку. Протянул:
— Купите что-нибудь родителям.
Я отказался. У меня родителей нет. Рос в детском доме. И сейчас служу на флоте и всем обеспечен: кормят и одевают.
— А что случилось с вашими родителями?
— Их осудили в тридцать восьмом году.

Маршак тяжело вздохнул:
— Мне один ребенок прислал такое письмо: "Дорогой дедушка Маршак! Мою маму посадили в тюрьму. Позвоните дедушке Ворошилову, чтобы он приказал отпустить мою маму". Я обратился к юристам. Дело рассмотрели. Мне говорят: "Все правильно. Мать виновата". А я говорю им: "А ребенок виноват, что у него отняли мать? "
— И чем дело закончилось?
— Как в русской сказке: счастливым концом. Ребенку вернули мать.
Маршак улыбается. Вот после этого и говори, что Маршак — не волшебник! Он настоял, чтобы я взял деньги:
— Купите что-нибудь своей девушке... Есть у вас девушка?





2. ЭКСПРОМТ НА ЛЕСТНИЦЕ

Через несколько лет решил вернуть долг Маршаку. Но как? Выручил один пионер.
— Вы же приедете с Амура. Купите кету!

В те годы кета продавалась в каждом продуктовом магазине в Хабаровске. Прилетел в Москву на ТУ-114. Поднимаюсь по лестнице на третий этаж. А в уме, что ни ступенька, то стихотворная строка рождается. Что скрывать: и отличиться перед любимым мастером хочется! Захожу в квартиру, кладу перед Маршаком рыбину и читаю:

"Моя кета невелика.
Дальневосточники могли бы
Прислать куда крупнее рыбы,
Чтоб стол украсить Маршака!
Но эта рыба знаменита:
Она видала облака
И с быстротой метеорита
На стол попала Маршака"
.

Меня прямо распирает всего от радости, что снова встретился с Самуилом Яковлевичем. Оказалось: радость не вовремя. Умерла Т. Г. Габбе, драматург, близкий друг Маршака.
— Как она умела почувствовать чужую беду, — говорит Маршак. — Были у меня однажды в гостях Фадеев, Твардовский и Тамара Григорьевна. Между Фадеевым и Твардовским, хотя они высоко ценили друг друга, возник спор...

Позволю себе чуть-чуть прервать рассказ Маршака. Отголосок этого спора позже отзовется в поэме "За далью — даль". Помните строки:

"Ах, как горька и не права ты,
Крутой посадки голова".

Это об Александре Фадееве. О нем Твардовский говорит в поэме трижды с чувством искренней дружбы, с почтительным юмором и с острой болью.
Возвращаюсь к рассказу Маршака.
— Тамара Григорьевна послушала их спор и сказала: "Зачем спорить? Лучше бы обратили внимание на то, что делается с ним". Кивнула на Фадеева. Резко встала и вышла. Это было перед самой гибелью Фадеева. Если бы я тогда знал, что творится с Сашей, я бы спас его. Обязательно спас.

Ох, не вовремя я пришел! Но Маршак предлагает:
— Посидите еще минуты две-три.

Две минуты — пустяки! Но побыть с Маршаком и две минуты так много значит. Кто-кто, а он умеет ценить время и учит нас относиться к нему так же бережно.

"Дана лишь минута любому из нас.
Но если минутой кончается час,
Двенадцатый час, начинающий год,
Который в другое столетье ведет,
Пусть эта минута, как все, коротка.
Она, пробегая, смыкает века".


Смотрите, как выразительно от строки к строке развивается действие. Создается великолепный образ скромной частички времени — минуты. А как органично строки связаны друг с другом, как удачно каждая строка подхватывает и развивает мысль предыдущей! Просто восхищаешься, как много автор смог сказать в таком крохотном стихотворении, на чтение которого тратишь всего полминуты. О минуте говорится в первой строке, а все стихотворение заканчивается словом "века"!

Проводил до самой двери. По праву радушного хозяина помог надеть пальто. Поцеловал. Я так растерялся, что руки одеревенели, не могу его обнять. Всегда уходил от него с восхищением. Такое чувство, будто в детстве возвращаешься домой с новогодней елки.

Так оно и вышло однажды. Вернулся я вечером под Новый год домой. Праздничная елка. А на одной из веток лежит поздравительное письмо. От кого? Жена сияет. Читаю: от Маршака! Самый лучший подарок на Новый год.


3. ДЕВОЧКА ИЗ ДЕТДОМА И ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

Что может быть общего между великим английским писателем и девочкой из детдома военной поры? Оказывается, может.

В Ташкенте одна девочка пожаловалась Маршаку:
— Про меня все говорят, что я ворую с кухни хлеб. Ну, раз так, то я буду воровкой.

Так девочка подсказала Маршаку, как надо перевести первые две строки одного из шекспировских сонетов.

"Уж лучше грешным быть,
Чем грешным слыть..."


Разные народы, разные века, а вот возникла вольтова дуга поэзии между Шекспиром и голодной русской девочкой. Не распалась связь времен, наоборот. Из прошлого надо брать не пепел, а огонь, что светит, греет, а порой больно обжигает.

Маршак говорит:
— Что такое сонет? Сонет — это анфилада комнат. Хозяин дома показывает гостям все комнаты, картины и скульптуры в них, за исключением одной — комнаты последней. В нее он приглашает только самого задушевного друга. Эта последняя комната— заключительные две строчки сонета. Самое главное содержится в них.




4. "ВАШ МАРШАК"

С. Я. Маршаку присудили Ленинскую премию. Написал статью о его творчестве в "Учительскую газету". Сомневался: опубликуют ли? В Москве столько литературных критиков! Напечатали, да еще с фотографией С. Я. Маршака. На другой день получаю телеграмму. В ней всего три слова: "Спасибо. Ваш Маршак".




5. М. ГОРЬКИЙ СМОТРИТ НА ЗВЕЗДЫ

О Максиме Горьком Маршак вспоминал с особой любовью. В его жизни Горький оставил глубокий добрый след. Не зря на первом съезде писателей Алексей Максимович предложил Маршаку сделать доклад о молодой советской детской литературе.
— Как-то поздним вечером, — говорит Маршак, — мы вместе с ним вышли погулять в сад. Алексей Максимович посмотрел на небо и сказал: "Вот это созвездие Большой Медведицы, а вот — Стрельца, а вон там — Гончих Псов". В звездах он разбирался, как настоящий астроном. Я спросил его: "Откуда вы так хорошо знаете астрономию?" Горький, нажимая на "о", ответил: "Откуда? Да гордость взяла: целые миры летают над твоей головой, а я о них ничего не знаю. Вот и прочел всю библиотеку одного провинциального города. Так и познакомился с астрономией".

Благодарная память Маршака о Горьком похожа на яркий отсвет на море. Солнца уже нет. Оно ушло за горизонт, а вечереющее море еще долго хранит золотую дорожку на своей живой глади. С какими только знаменитыми людьми судьба ни сводила Маршака в его жизни: Стасов, Горький, Шаляпин, Глазунов, Блок, Маяковский...

Удивительно, как смогли подружиться и найти общий язык между собой серебряный старец Стасов, вдохновитель "могучей кучки" композиторов и мальчик-гимназист Маршак? Оказывается, могут слиться в сердечном единении седины мудреца и мальчишеский яркий румянец.

— У вас есть свое солнце! — однажды сказал Блок молодому Маршаку.

А как восхищался Маяковский строчками Маршака!

"По проволоке дама
Идет, как телеграмма".



6. МАРШАКОВСКИЙ ОГУРЕЦ

Маршак помогал молодым писателям всем, чем только мог: добрым советом, деньгами, редактированием, щедро дарил им свое время, хотя знал, что его остается у него все меньше и меньше.

— Квартира у вас хорошая? Теплая? — спрашивал он меня. В его голосе слышалось самое искреннее участие. — Может быть, написать письмо председателю вашего горсовета?

Я не жаловался. Всю мою жизнь я был обеспечен жильем: детдом, студенческое общежитие, матросский кубрик. После армии получил одну комнату. Живем втроем: я, жена, дочка. Обрел свой угол. Больше ничего не надо.

— Так. А все-таки, голубчик, что бы вы хотели от меня иметь?

Маршак угощал меня обедом. За окном шел январский тихий снежок. А на столе зеленели парниковые огурцы. Я и говорю Маршаку:
— Подарите мне, пожалуйста, огурец. Я его на самолете привезу дочке. Скажу: "От дедушки Маршака". А больше мне ничего не надо.

Как много сделал для меня Самуил Яковлевич! Помог издать книжку в Детгизе, деньги давал, слал письма и телеграммы, дал мне рекомендацию при вступлении в Союз писателей. Зимой зеленый огурчик подарил! То-то обрадуется дочка. От самого Маршака!



7. МАСТЕРСТВО

Стихи Маршака — отлично сыгранный оркестр. Каждому инструменту в нем предоставлено свое слово. Возьмем хотя бы размер. Его КПД — все сто процентов.

"Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой".


Лучше размера для стихотворения о детском мячике — не найдешь. Можно играть в мячик и читать эти стихи.
— А вы прежде, чем писать, — говорил мне Маршак, — побормочите, не стесняйтесь, побормочите. Музыкально решите тему.

А его аллитерация в "Мистере Твистере"? Вспомните место, когда миллионер-расист не может найти ночлег в Ленинграде из-за того, что брезгует жить рядом с неграми и прочими "цветными".

"Рядом трясутся старуха и дочь.
Ветер им треплет вуали.
Солнце садится, и близится ночь.
Дамы ужасно устали".


Звук "у" в слове "трясутся" усиливается в слове "старуха" и переходит уже в заунывное гудение холодного ветра в слове "ужасно устали". А в слове "вуали" слышится насмешливое подражание детскому "уа".

"Дубить, паять, пахать, косить
Труднее, чем дубасить.
Косить трудней, чем доносить,
И легче красть, чем красить".


"Дубить" — "дубасить", "косить" — "доносить". Эти слова сцеплены между собой, как железнодорожные вагоны. В них вся соль авторского замысла, весь конфликт. "Вагоны" идут не порожняком, а с полным грузом и идут напрямую к станции назначения. Вся строфа сродни народным поговоркам. Стихи его афористичны, сюжетны, отличаются полной завершенностью. Диапазон чувств поэзии Маршака необычайно широк: от нежности, ласки и восхищения до иронии, сатиры, сарказма. Простота и родниковая прозрачность стихов Маршака— это преодоленная сложность. Его простота несет в себе глубину мыслей, многообразие и силу чувств.


8. МАРШАК ЧИТАЕТ ТВАРДОВСКОГО

Из хабаровских поэтов я один, кто лично знаком с Маршакоам. Считаю: это несправедливо. Вы послушайте, как мой старый друг, тогда еще молодой Борис Можаев читает Роберта Бернса в его переводе:

— Кто там стучится в поздний час?
— Конечно, я — Финдлей.
— Иди домой. Все спят у нас.
— Не все. — сказал Финдлей.


У Можаева еще нет сегодняшней бороды и усов. Он сам напоминает сельского парня, что стучится в дверь к своей возлюбленной. Сколько энергии, молодости!

— Попробуй в дом тебя впустить.
— Впусти! — сказал Финдлей.
— Всю ночь ты можешь прогостить?
— Всю ночь, — сказал Финдлей.


Можаев входит в роль Финдлея. Слушатели смотрят на Бориса завороженно.

— О том, что будешь ты со мной.
— Со мной! — сказал Финдлей.
— Молчи до крышки гробовой.
— Идет! — сказал Финдлей.


Можаев хохочет, довольный произведенным на нас впечатлением. Такой ночной диалог мог произойти не только в древней шотландской деревне, но и в любом рязанском или брянском селе в наши дни.

В Хабаровске тогда жила молодая бойкая девушка. Работала лектором в Доме офицеров. Приехала к нам из Ленинграда. Звали ее Римма Казакова. Теперь это имя известно широко. Но тогда она только обретала поэтические крылья. Общительная, веселая, бедовая, она была "своим парнем" в кругу молодых поэтов. Говорю ей: "Еду в Москву к Маршаку. Подпиши ему свою книжку". Подписала: "Спасибо за поэзию". Передал дар по назначению. Маршак раскрыл сборничек, близко поднес к глазам. Прочитал одно стихотворение. Вижу: нравится.

Говорю: "Прочтите вот это.

“Женщина боялась одиночества,
И она решилась наконец.
Даже не придумывала отчества,
Хоть и незаконный, но отец”
".

— Смело, смело, — говорит Маршак. — А какая она, красивая?
Я смутился. Говорю:
— Симпатичная. Очень.
Позже и сама Римма Казакова побывала в гостях у Маршака. Ее восторгу не было границ:
— Меня московские друзья поздравляли, как с праздником, когда узнали, у кого я побывала в гостях. Загостилась у него допоздна. Все наговориться не могли.

Помню: говорил я тогда  с ним о С. Михалкове.
— А ведь дядя Степа, — сказал Маршак, — при его рождении был не таким, каким вы его знаете. Я посоветовал Михалкову сделать так, чтобы дядя Степа совершал больше добрых дел для ребят, ну, хотя бы снимал для них змеев с телеграфных проводов и другие эпизоды.

Об одном детском поэте, своем любимце, отзывался так:
— Ласковый теленок двух маток сосет.
Кто эти "матки"? Один — он сам. Другой, догадываюсь, К. Чуковский.

Зазвонил телефон. Снял трубку.
— Саша, здравствуй. Давно не виделись. Заходи. Жду, как всегда.
Поднял на меня интригующие глаза.
— Вы не догадываетесь, с кем я говорил? С Твардовским! Мы с ним давние друзья.

Из вороха бумаг достал несколько листков и прочитал новую, еще неизвестную мне главу из поэмы "За далью — даль": "Так это было на земле". Никогда не забуду, как он читал горькие, глубоко пережитые поэтом строки:

" Когда кремлевскими стенами
Живой от жизни огражден,
Как грозный дух он был меж нами,
Других не знали мы имен
".

Видя, как поразили меня стихи Твардовского, сказал:
— В поэме очень много хорошего.
Расспрашивал о поэтах-дальневосточниках: Петре Комарове, Анатолии Рыбочкине. Маршака всегда манили далекие огни. Близкий фонарь его не прельщал. Он называл его "дураком". Удивляюсь: откуда он знает поэтов, живущих так далеко? Даже привет им передает: вспомнил Анатолия Рыбочкина. Встретил его на совещании молодых писателей. Читая нам стихи, весь светился.

Беседу прервала Розалия Ивановна. К Маршаку кто-то пришел. Хозяин вышел встретить гостя и через минуту вернулся с видом человека, преподносящего мне новый радостный сюрприз.
— Сейчас я вас познакомлю с очень хорошим человеком.

Им оказался Катаев. Элегантный. Галстук-бабочка. Изысканные манеры. Пришел посоветоваться с Маршаком об очередном номере "Юности". Обсудили журнальные дела. И вот Самуил Яковлевич читает Катаеву мои стихи:

"
Молоток мой заскучал:
— Третий день я не стучал.
Неужели позабыли
Обо мне среди людей?
В мире столько не забили
До сих пор еще гвоздей!
"

Одобряющим голосом выделил две последние строки. Валентин Петрович пригласил меня зайти в редакцию "Юности". Провожая меня, Маршак сказал:
— Зайдите обязательно в Детгиз к редактору Гульбинской. Запомните фамилию. От слова "гульба".

Мою рукопись не только приняли в Детгизе, но еще и угостили шоколадными конфетами. Так ли сейчас встречают в издательствах своих авторов?

Сам себя Маршак называл не лицом, а "учреждением" — такую огромную и разнообразную работу он вел в литературе долгие годы.

Поэт. Драматург. Переводчик, сделавший фактами русской поэзии сонеты Шекспира, стихи Бернса, Китса, Блейка, Петефи, Родари. Он подарил русским читателям песни детские и прибаутки Латвии, Литвы, Чехословакии, Англии... Редактор. Теоретик культуры. Литературовед. Критик. Мудрый воспитатель писательской молодежи.


9. "ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ В УССУРИЙСК"

Тысячами сердечных нитей Маршак был связан со своими читателями. Ему писали дети и взрослые со всех концов страны. Он получал весточки из социалистических стран, из Японии, Австралии, Китая, Англии. Встречались даже такие адреса: "Москва. Маршаку". И все находили нужный дом на улице Чкалова. Но одно письмо ему было особенно дорого. Догадываясь, что и мне оно придется по душе, Маршак прочитал весточку мальчика-дальневосточника. "Дорогой дедушка Маршак! Я очень хочу, чтобы вы прожили сто лет. Приезжайте к нам в Уссурийск. Я уговорил маму и папу, чтоб они купили для вас кровать-раскладушку". Прочитал и добавил с гордостью, будто говорил о своем внуке:
— Молодец! Ни одной ошибки не сделал в письме.
— Главное, — сказал я, — он не сделал ошибки в том, что пригласил вас к нам на Дальний Восток. А что, приезжайте!

 


10. ПАМЯТНИК "ДЕДУШКЕ МАРШАКУ"

Я читал маленькой дочке веселые стихи Маршака "Петрушка-иностранец". Они так понравились ей, что дочка прижала к груди книжку и стала ее ласкать, словно книжка была живым существом. И в самом деле: книги Маршака — живые. Им суждена большая жизнь и в грядущих поколениях. Лучшим памятником Маршаку стали его книги. И все же...

Как бы был кстати к столетию С. Я. Маршака* достойный памятник замечательному писателю! Он так же естественно и законно вошел бы в национальный ансамбль памятников видных деятелей культуры.

В Ленинграде есть памятник И. А. Крылову, который дети по традиции называют "памятником дедушке Крылову". Его любят и почитают. Уверен, что памятник "дедушке Маршаку" так же бы полюбили и почитали москвичи и гости столицы. Свои заметки о Маршаке я хочу закончить словами Александра Твардовского, герою которого Василию Теркину будет сооружен памятник в Смоленске. "Это нужно живым".


г. Хабаровск

_______________________________________
* Воспоминания были написаны до 1987 года.


© Гемма Лидия Борисовна, 1998-2000
© Санкт-Петербургская газета для поэтов "Мансарда" 1998-2000
© Царскосельский журнал для поэтов "Мансарда", 1998-2000

mansarda@au.ru


Tитульная страница "Мансарды"
*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz