ЗАЧЕМ   СТИХИ  ПИШУТСЯ  В  "СТОЛБИК"?
(Изложение рецензии Е. Невзглядовой)


В журнале "Вопросы литературы" (№ 1-2, 1996) напечатана рецензия Е. Невзглядовой (г. С.-Петербург) на книгу по истории поэзии. В рецензии также сжато излагается понимание стиха с точки зрения того, как зарождаются, живут, используются в нём интонации речи.

Перескажем кратко ход мысли Е. Невзглядовой, который кажется оригинальным и верным.

В области стиха, — говорит автор, — есть "белые пятна", точнее одно большое "белое пятно", а именно: что такое стих, единица стихотворной речи? Чем вообще стихи отличаются от прозы? "Механизм стиха" — пушкинское выражение — до сих пор остаётся невыясненным. Зачем стихи пишутся "в столбик", для чего?

Е. Невзглядова отвечает так.

Стих, как особая форма речи, характеризуется недоконченной строкой, создающей новый знак препинания, знак перерыва. Каждый стих таким образом оканчивается паузой, бессмысленной с точки зрения прозы, не имеющей определённого значения — асемантической. Эта пауза не похожа ни на синтаксическую, ни на ораторскую, ни на паузу нерешительности. Она является знаком препинания. Что же он означает?

Когда мы встречаем этот знак глазами, мы видим, что он производит деление речи на стиховые отрезки. В метризованной речи кажется, что асемантическую паузу образует размер. Например, кончаются четыре стопы четырёхстопного ямба, и пауза возникает сама собой, как результат мерности речи.

Но возьмём прозаическую фразу и запишем её стихами. Превратим в верлибр первое предложение из романа "Анна Каренина":

Все счастливые семьи
Похожи друг на друга,
Каждая несчастливая семья
Несчастлива по-своему.

В такой записи асемантические паузы совпадают с синтаксическими, стиховое членение совпадает с естественно-прозаическим. Чтобы текст прозвучал как стихотворный, приходится прямо-таки бороться с фразовой интонацией естественной речи. Текст начинает, наконец, звучать стихами, когда мы придадим голосу монотонную интонацию перечисления, которая соответствует метрической монотонии регулярного стиха. Только читая монотонно-перечислительно удаётся добиться звучания асемантических пауз в конце строк, добиться, чтобы этот знак выражал установки на стихи.

Все, счастливые, семьи,
Похожи, друг на друга,
Каждая, несчастливая семья,
Несчастлива, по-своему.

Мы можем убрать из стихотворной речи все стиховые признаки (метр, рифму), но если оставить запись "столбиком", то есть пустить в ход действие асемантической паузы, возникающей в конце строки, требующей определённой интонации — стихотворная речь не разрушится. Разбитый на стиховые отрезки, любой текст (научный, публицистический), прочитанный с естественной для стихов интонацией монотонного перечисления, прозвучит как стихотворный. Стихи отличаются от прозы интонацией, рождаемой паузой в конце строки.

Но что выражает эта необходимая стихам монотонно-перечислительная интонация? Ведь интонация всегда хранит в себе смысл, может менять смысл высказывания.

Вслушиваясь в монотонное (т. е. однотонное, а не "надоедливое") перечисление, можно почувствовать, как в речи возникает автокоммуникация, мы как бы говорим сами с собой, голосом топчемся на одном месте. Если повествовательное предложение является сообщением, и его интонация тоже сообщительна, адресована собеседнику, то в стихе при помощи асемантической паузы в конце строк создаётся препятствие для повествовательной интонации, члены предложения теряют иерархическое деление. Повествование уступает место перечислению, фразовое ударение заменяется ритмическим, как если бы предложение всё состояло из одних однородных членов.


Выхожу, один я на дорогу...

Было бы нелепо спрашивать, что хотел сказать, сообщить поэт: что он один выходит или — куда он один выходит. В прозаическом же контексте предложение отвечало бы на вопрос куда?

В стихотворном тексте, автокоммуникативном, беседующем с самим собой, информация поэту не требуется, цели у его текста какие-то иные.

Таким образом, стихотворная интонация, отрицая логику и грамматику, игнорирует собеседника. В мелодии речи нет заботы о передаче сообщения. Стих — форма речи, позволяющая ни к кому не обращаться.

Но как же стихотворные послания, стихотворные рассказы? Именно в них происходит сочетание, противостояние интонаций повествования и перечисления.

Итак, стих — это речевая конструкция, дающая возможность неадресного высказывания. Благодаря этому стихотворная речь становится подобной пению. Песня принципиально не имеет собеседника, хотя её можно спеть кому-нибудь. Изначально поэзия пелась. Роль песенного мотива взяла на себя интонация, когда она выразила неадресованную речь.

В чём же назначение интонации "обращения к себе", монотонии? Монотония — это повторение одного и того же звука. Но звук всегда эмоционально окрашен, звук голоса всегда что-то выражает, он эмоционально выразителен. Поэтому монотония эмоционально окрашена: преобладающий тон голоса в противоположность скользящим тонам повествования "накапливает" эмоцию.

Кроме того, эта монотония имеет удивительное свойство: она не зависит от смысла речи, неизменна при любом содержании речи. Любой текст, обусловленный асемантической паузой, будет стихами.

Такая интонационная независимость от языковых знаков присуща только устной речи. В письменной прозаической речи интонацию диктуют лексика и синтаксис. В устной же речи мы имеем широкие возможности в передаче эмоциональных оттенков при помощи звуков голоса.

Далее. В прозаической письменной речи то обстоятельство, что одно слово состоит из трёх слогов, а другое — из четырёх, никак не сказывается на интонационном значении. В стихе же свободный звук голоса, данный как бы заранее, не зависящий от содержания, не может не зависеть от длины стихового отрезка, от расположения ударений. Все эти чисто стиховые факторы в сочетании с монотонией создают те средства ("подчёркивание", скороговорка и т. п.), которые мы употребляем в устной речи по своему произволу.

Стихотворная речь — инструмент для выражения и уточнения бесконечного разнообразия эмоций.

Таким образом, стих — это форма, позволяющая специфически устным моментам речи проникать в письменную; это возможность записи живого голоса, передаваемых им смысловых оттенков. Стихи—чувствующая мысль. Интонированное высказывание. Мысль, снабжённая чувством.

Юрий Коленко,
Ставропольский край,
село Турксад


© Коленко Юрий Григорьевич, 1998-1999
© Царскосельский журнал для поэтов "Мансарда", 1998-1999

mansarda@au.ru


Tитульная страница "Мансарды"
*
mansarda-spb.narod.ru
*
Заработок в Интернете


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz