ДАР ЗЕМЛЯКАМ И ГРЯДУЩИМ ВЕКАМ

Зося Скуратовская


(mansarda-spb.narod.ru/gazeta/2010.pdf)

Как обычная пенсионерка, имеющая четыре класса образования и мизерную пенсию, может построить настоящий католический храм, отделанный гранитом и мрамором?
Не спонсировать, не принять участие, а задумать себе это дело и суметь воплотить в реальность?
Сама женщина на этот вопрос отвечает просто: «Бог во всём помогал».Католический храм имени 'Святейшего сердца Иисуса и Богоматери Фатимской'
Живёт в белорусском Полесье, в городском посёлке Лельчицы Гомельской области, неприметная пожилая женщина, полька. Зовут её – Римик Владимира Викторовна, а привычнее – Владя, или пани Владя. Глядя на эту маленькую, всегда очень аккуратную, скромную женщину, трудно предположить в ней какие-то особые качества. Она и сама считает себя обычным человеком, живущим с верой в душе. Но благодаря её инициативе и усилиям по организации труда многих людей, с Божьей помощью, в центре посёлка, в парке, возвышается величественный католический костёл имени «Пресвятого Сердца Иисуса и Матери Божьей Фатимской», отделанный шлифованным гранитом и белым мрамором. Он есть реальное подтверждение постулата: «Вера творит чудеса». Ибо, кроме как чудом, проявлением деяний Господа на земле, постройку этого храма (по-польски – костёла) не объяснить.

А начиналось всё в конце 80-х прошлого ХХ века. Пока пани Владя не вышла на пенсию, ежедневная круговерть забот: работа, дети, дом, огород, хозяйство – занимали всё её время. Бог и молитвы всегда были естественным наполнением её жизни. Одно удручало – приходилось таиться при Советской власти, детей крестить скрытно, ездить для этого в Польшу. Всем католикам Лельчицкого района сложно было окрестить детей, так как ближайшие костёлы находились далеко: или в г. Житомир в Украине, или в г. Пинск Брестской области, или же в Польше. В Западной Белоруссии много католиков, в основном поляки, и почти все они испытывали те же трудности. До войны в райцентре Лельчицы был костёл, но его разрушили. Поэтому в некоторых деревнях крещением детей и отпеванием усопших занимались особо верующие и знающие старушки. В их хатах собирались для коллективных молитв и проведения обрядов. А в деревнях, где не было подобной старушки, детей крестили в ближайшей православной церкви. «Не оставлять же ребёнка не крещёным. Бог у нас один», – обычно так рассуждали. А что им было делать? Но случилась в стране перестройка, сменилась власть, и сделать верующие смогли многое.

В 1989 году, выйдя на пенсию, у пани Влади появилась возможность о многом подумать в свободное время. Её деятельная натура трудоголика-созидателя желала заботиться не только о себе, а ещё послужить людям. И она решила переписать поимённо всех католиков в Лельчицком районе. Объехала много деревень, где установила контакты с местными католиками и поручила им сделать перепись верующих. А в Лельчицах сама, проходя немало километров каждый день, обошла множество дворов и составила списки. «Когда я делала Богоугодное дело, то забывала про все свои болезни. Даже больные ноги переставали меня мучить. Я просто забывала о себе, думала только о том, что должна сделать. Молилась -и Бог давал мне силы», – вспоминает о том времени пани Владя.

В списках оказалось примерно 300 фамилий, можно было зарегистрировать католическую общину (по-польски – парафию). Чем немедленно энтузиастка и занялась. В областном городе Гомель, в соответствующих инстанциях, в том же 1989 году, католическая община Лельчицкого района была официально зарегистрирована. Наиболее деятельных членов определили на должности. Первыми руководителями общины были: председатель – Синицкий Олесь из деревни Лохница, бухгалтер – Трошко Алина из деревни Марковское, председатель ревизионной комиссии – Римик Владимира.

Начало объединения верующих католиков района было положено. По воскресеньям в Лельчицы, из ближайшего города Мозырь, стал приезжать католический священник. Службы он проводил в частном доме, на них приезжали люди из многих деревень. Так продолжалось месяца три. Пани Владя задумалась: как сделать, чтобы у парафиян (у общины) был свой священник (по-польски – ксёндз)? И написала письмо главному католическому священнику Белоруссии, в то время – епископу (по-польски – бискупу). В нём, как смогла, полуграмотно, изложила просьбу от лица всех парафиян: прислать им ксёндза с постоянным проживанием в Лельчицах. Точного адреса она не знала, поэтому на конверте значилось: «Город Гродно. Бискупу». Затем п. Владя нашла женщину, которая собиралась ехать к родственникам в Гродно и поручила ей доставить письмо по назначению. Реакция епископа на эту просьбу была надлежащей. Вскоре в райцентр прибыл ксёндз из Польши – Збигнев Бояр.

К тому времени в общинной кассе, за счёт пожертвований, уже были «гроши» и на них покупались продукты, оплачивалась повариха для священника (ведь у них нет жён), а так же аренда дома для его проживания и проведения служб.

И снова задумалась пани Владя: как сделать, чтобы у парафиян был свой костёл? И пошла она в кабинеты местной районной власти – просить отвода земли под строительство храма. Это был уже 1990 год, поэтому, как говориться, «попала в струю», подобные инициативы стали поддерживаться. Землю предложили без проблем, но в таком месте, что п. Владя сама отказалась. Не просто на окраине, а в чистом поле. Ни электричества, ни воды, да и стройматериалы растащат без присмотра (не все же в Лельчицах верующие). Помог случай. Хотя вернее будет сказать, что помог Господь, как всегда помогал в затруднительных ситуациях. В разговоре с одной местной жительницей, п. Владя узнала ценную информацию о том, что скоро освободится чудесное место, примыкающее к парку, в самом центре посёлка. Там пока находится водонапорная башня и контора «Водоканала». Но эта организация уже построила свои сооружения и офисное здание на окраине и в ближайшее время переедет туда.
Римик Владимира Викторовна
Как сумела пани Владя выходить, выпросить у властей этот лакомый для многих кусочек земли, можно только догадываться. Много разных подарков, купленных ею с этой целью в Польше, она тогда раздарила. Добилась принципиального согласия. Но потребовался проект католического храма. Денег на него у общины не было и не предвиделось. Крепко думала пенсионерка: как и где можно добыть проект костёла без денег? Опять надежда только на Бога. Ведь должен же он помочь в таком важном деле! И Бог проявился в виде правильной мысли о том, что надо попросить проект у высокопоставленного священника в Польше. И пани Владя снова отправилась в путь, якобы, погостить у родственников. Приехав в город Гожов В.Л.К.П., расспросила местных, где находится резиденция их бискупа (епископа) и попыталась с ним лично встретиться. Но помощники не допустили настойчивую женщину. Раз пять ходила она туда с просьбой о встрече, которая всё-таки состоялась. Результатом беседы стал драгоценный подарок – типовой проект католического храма.

Окрылённая, вернувшись в Лельчицы, заказала местным проектировщикам сделать на основе типового проекта конкретные расчёты. Говорит, что о деньгах, которые предстояло заплатить за их работу, даже не думала. Знала, Господь и здесь как-то выручит.
Спустя две недели, двое мужчин – исполнители заказа, пришли к ней в дом с готовым рассчитанным проектом и запросили немыслимую для неё сумму оплаты. Мудрая женщина не растерялась и предложила отобедать у неё. Мужчины хорошо угостились, подобрели. И тогда пани Владя душевно поведала им о денежных проблемах в католической общине, о том, как нужен Божий храм людям, напомнила, что сделала не официальный заказ, а дала им возможность подработать вечерами и т. п. В итоге всех стараний, проект для общины обошёлся совсем в небольшую сумму.

С Божьей помощью, пришло время первого общинного праздника – освящения земли под строительство костёла. Соорудили помост, пани Владя постелила, принесённые из дома, красные ковровые дорожки и цветной палас, территорию украсили. Праздник удался, было торжественно. Приезжал из города Гродно епископ Минской епархии и всей Белоруссии Тадеуш Кондрусевич, присутствовали представители местного руководства, а так же другие гости. Освящение земли весной 1991года положило начало необычной народной стройке, продлившейся семь лет.

Так как председатель общины, по причине занятости на основной работе, не имел возможности заниматься строительством костёла, то эти заботы инициативная пенсионерка взяла на себя.

Сразу же пришлось столкнуться с серьезной проблемой. По территории будущего костёла проходили провода линии электропередачи, от которой работали холодильники общепита. Энергетики сказали, что можно производить запитку от другого здания. Но для этой цели у них нет кабеля. Пани Владя разведала, что получают они свои материалы в городе Мозыре, и родственник одной лельчицкой женщины работает именно на том складе. Для целеустремлённой пани была бы цель поставлена. «Я точно знала, что Бог и в этом безнадёжном деле поможет, кабель добудем, – вспоминает пенсионерка. – Поэтому для поездки в Мозырь выпросила у энергетиков их фирменную машину с водителем, чтобы на территории складов не выглядеть посторонними и на этой машине туда поехала». Найдя на месте нужного человека, п. Владя сумела вызвать в нём желание помочь и, получив оплату, тот быстро организовал погрузку огромной катушки нужного толстого кабеля.

Вернувшись в Лельчицы с добычей, п. Владя поняла, что радоваться ещё рано, всё самое трудное впереди. Ресторан нельзя было даже на несколько часов оставлять без электричества, ведь там холодильники. Задачу определила так: в течение одного рабочего дня проложить в земле кабель к ресторану от Дома быта, находящегося в квартале через дорогу. «Конечно, кабель мы могли прокладывать и не один день, но я не хотела оставлять на ночь работу не законченной. Опасалась вредительства. Ведь кабель могли перерубить те, кого раздражала активность католиков в районе, – говорит пани Владя, – к сожалению, некоторые местные жители не скрывали этого». Работа предстояла нелёгкая, но, в принципе, выполнимая. С утра пораньше, вооружившись лопатами, парафияне принялись копать траншею под кабель. К вечеру упёрлись в асфальтированную дорогу. Что было делать? Во-первых, никто не позволит разрушить асфальт, во-вторых, лопатами долбить его было немыслимо. Пенсионерка теперь с улыбкой вспоминает: «Я как молодая бегала тогда, разыскивая экскаватор. Боль в ногах и спине старалась не замечать, в голове только одна мысль крутилась – о том, что нельзя кабель оставлять на ночь не закопанным. Когда нашла экскаваторщика, его рабочий день уже закончился. С трудом упросила нам помочь, дала денег. Но, увидев, что надо разрушать асфальт, он стал отказываться: мол, отвечать придётся за такую самодеятельность». И тогда пани Владя при всех заявила, что берёт на себя всю ответственность. Поразительно, но работу удалось закончить в срок. Вечером того же дня электрики сделали необходимые переключения.

Вскоре нашкодившую пенсионерку вызвали в соответствующую инстанцию и «распекали по всем статьям». Отпустили, пригрозив, что назначат ей огромную сумму штрафа. Господь не оставил женщину в беде. Скоро все почему-то успокоились, забыли обещание, всё обошлось.

Все годы строительства дом п. Влади напоминал штаб-квартиру, благо, жила она рядом с парком. Днём она почти не бывала дома, занимаясь общественной работой. А когда появлялась, приходилось отвечать на множество телефонных звонков. Звонили по делам люди, часто звонил ксёндз, советуясь по разным вопросам, так как он прибыл из Польши и не знал местного языка и людей. Была ещё и переводчиком для него.

Пани Владя скрупулёзно вела ведомости доходов и расходов, учитывая каждый рубль. Ведь из мизерных деревенских зарплат и пенсий на храм жертвовали.

На стенах висели списки парафиян всего района, в которых она ежевечерне отмечала тех, кто приезжал безвозмездно отработать день на стройке. Тщательно следила за соблюдением очерёдности и справедливости. Из каждой деревни, в свой черёд, должны были приезжать по одному работнику – представителю католической семьи. Всего приняли собственноручное участие в возведении храма примерно треть парафиян. Приезжали по десять человек ежедневно для подсобных работ. Каждый привозил с собой еду на обед, вечером последним автобусом уезжали в свою деревню. «Конечно же, находились и такие, кто под разными предлогами пытались увильнуть от бесплатной работы, – вспоминает пани Владя, – и мне тогда приходилось немножко хитрить. Я говорила, что каждый день сообщаю ксёндзу о ситуации на стройке. Фамилии тех, кто не приедет в назначенный срок, будут оглашаться им в воскресенье после службы, чтобы перед людьми стыдно было. На самом же деле, я никогда ничего ксёндзу ни о ком не докладывала. Но маленькая хитрость всегда срабатывала, трудились все хорошо».

Особенно добросовестно помогали строительству парафияне из деревень Забродье и Марковское. В Лельчицах тоже многие отличились особым трудовым вкладом. Например, с подвозкой стройматериалов огромную помощь оказывал Синицкий Василий Антонович, в решении многих проблем всегда помогали Парда Станислав Иванович, Римик Пётр Викторович, Кулик Пётр Антонович и другие.

В постройке католического храма есть специфические особенности. С самого начала встал вопрос о специалистах. И тогда за дело взялся ксёндз Збигнев Бояр, который личным участием решил эту проблему. А именно: он привёз из Польши, из города Бяла Подляска, от ксёндза Мечислава Липняцкого двух каменщиков – специалистов по возведению стен костёла. Они отлично работали, руководили подсобниками и советовали во всех делах стройки. Их труд оплачивал ксёндз Липняцки, за что все были ему благодарны.
Очень прочную водонапорную башню решили не разрушать, из неё получилась великолепная колокольня. Её покрыли блестящей медной жестью, пригласив для этого специальных рабочих. Их труд оплатил архиепископ Казимир Свёнтэк (сменивший переведённого в Россию Тадеуша Кондрусевича). А белую дюралюминиевую жесть, для покрытия основного здания, добывали бартером. В Украину, в город Харьков, отправляли машину с пиломатериалом для столярных работ, а оттуда она возвращалась с жестью. Кстати, архиепископ так же оплатил дорогостоящие покупки гранита и дефицитного белого мрамора, внеся свою лепту в строительство храма.

Когда пришло время забирать камень из карьера, находящегося возле дальней деревни Глушкевичи, для пани Влади начались очередные испытания на выносливость и экономию общинных денег. События происходили следующим образом. Ранним утром она спешила в организацию, где ей предоставляли самосвал для одной ходки за камнем и выписывали официально счёт «по полной программе». Премудрая пани знала, что есть и другие расценки, поэтому не торопилась оплачивать счёт, а направлялась к одному из начальников. Каждому из них, в разные дни, она тихонько говорила: «Я знаю, сколько платят Ваши родственники, когда Вы выписываете им машину для перевозки картошки. А я же не для себя прошу, людям это надо. Выпишите, пожалуйста, и мне по такой же цене». И в результате каждый заказ обошёлся на половину дешевле. А чтобы сделать в день не одну, а две ходки, находила ещё одного водителя, который что-либо доставлял в карьер, а оттуда возвращался порожняком. Пани Владя за небольшую сумму денег, взаимовыгодным предложением, легко убеждала водителя загрузить машину в обратный путь камнем.

В карьере мелкий щебень загружали погрузчиком, а камни покрупнее требовалось отбирать и грузить вручную. Потому что для выкладки фундамента одна сторона камня должна была быть гладкой. Для этой работы с водителем самосвала отправлялся кто-либо из молодых парней. Но посадить парня в машину можно было только на объездной дороге за Лельчицами. А так как машины и парни каждый раз были разные, то пани Владя вынуждена была сопровождать рабочего до посадки. А это два километра туда и столько же обратно больными опухшими ногами. Для организации и контроля приходилось и самой не раз ездить в карьер. Но Бог давал ей и силы и возможности, продолжая творить чудеса.
Отделка костёла благородным камнем – предмет особой гордости пани Влади. Пол – гранитные и мраморные плиты, территория алтаря и подоконники – из белого мрамора, крыльцо и ступени – шлифованный гранит, фундамент храма отделан фигурным камнем.
Солидный вид храму придаёт и великолепная входная дверь. Благодаря усилиям ксёндза Збигнева, её специально доставили из Польши. Священник на этом не остановился, съездив на родину, вернулся со специалистом – столяром. Затем в Лельчицком столярном цеху договорился о том, чтобы поляку разрешили на их оборудовании сделать для храма оконные рамы и межкомнатные двери.

За годы строительства многие люди отличились самоотверженным трудом и бескорыстной помощью. Обо всех не рассказать. Ведь тогда кирпич и разные стройматериалы (лес, доски, пеноблоки и т. п.) нельзя было купить в необходимом объёме. Это распределялось по разнарядке в райисполкоме. И выделить могли только небольшое количество конкретному лицу, на нужды подворья. Пани Владя звала с собой сестру Камилю, и они не раз отправлялись в райисполком выпрашивать «для себя» очередную порцию стройматериалов. Так поступали и многие другие члены католической общины. Всё добывали с трудом.

Но с Божьей помощью, несмотря на множество трудностей, величественное здание костёла было возведено. В 1994 году наступил этап внутренней отделки храма.В это же время сменили ксёндза. Збигнев Бояр вернулся в Польшу, а на его место прибыл Владимир Мозалевски. Жил этот священник уже при костёле, в специально имеющемся для проживания помещении (плебании). Он был пожилой, еду сам себе готовил. Поэтому пани Владя решила, что будет не лишним и о нём иногда позаботиться. Приготовив дома себе покушать, она часто спешила с порцией горячего угостить отца Владимира, радуясь, что живёт рядом.

Ксёндз проводил службы уже в костёле, хотя внутренние работы ещё продолжались. Для молящихся временно сколотили скамейки, над алтарём на длинной палке висела простая лампочка.

В период внутренней отделки храма, ксёндз Владимир Мозалевски сумел сделать большой личный вклад. Он нашёл способ материально помогать строительству. Каждый раз, когда в общинной кассе не хватало денег для оплаты каких-либо работ, отец Владимир, несмотря на свой преклонный возраст, отправлялся на заработки в Польшу. В его отсутствие службы проводил приезжающий священник из ближайшего города Мозырь. А лельчицкий ксёндз, с разрешения польских коллег, проводил в их костёлах службы. Деньги, которые люди жертвовали там на нужды костёлов, были его заработком. Возвращаясь в Лельчицы, он лично перечислял необходимые суммы на счета задействованной для отделки организации. Таким образом, общими усилиями, прекрасно отделали храм внутри: дерево, гранит, мрамор. Всё было красиво, кроме сиротливо висящей лампочки над алтарём и торчащих из стен проводов, предназначенных под светильники. И это не давало пани Владе покоя.

Опять поехала она в Польшу, в надежде добыть на этот раз подобающую люстру и хрустальные светильники. Пошла по знакомому адресу, к тому бискупу, который подарил проект. Её там узнали и допустили сразу. В этой должности уже находился другой священник, но и он проявил щедрость, пообещав купить всё необходимое. Пани Владя, дожидаясь назначенного дня, пошла в магазин, где был большой выбор люстр и присмотрела великолепную огромную люстру в форме свечей, а так же соответствующие ей настенные светильники. «Когда с помощниками бискупа мы пришли потом в этот магазин, то мне было приятно видеть, что среди множества, им тоже понравилась именно та люстра, которая пришлась мне по вкусу», – вспоминает пенсионерка.

Подарки были куплены, теперь предстояло придумать, как эти большие коробки увезти в Белоруссию. И тут нашла способ находчивая активистка. Позвонила своей младшей дочери Янине, проживающей с мужем в Москве, и велела им срочно оформлять поездку в Польшу и прибыть на своей машине, обязательно установив багажник наверху.

Пока дочка с зятем собирались и ехали, произошло одно малозначительное, но абсолютно характеризующее пани Владю событие. Щедрый бискуп, желая поощрить удивительную женщину за её старания для людей, велел купить подарок – какой п. Владя сама себе выберет. Услышав об этом, она сказала не задумываясь: «Тёплые вещи для нашего пожилого ксёндза», чем очень удивила присутствующих. Пани Владя пояснила, что в Лельчицах сейчас всё хоршее в дефиците. А приезжая в Польшу, отец Владимир, наверное, просто не думает о таких мелочах. Все деньги он отдаёт на строительство, на себя не тратит почти ничего.

Помощница бискупа купила в подарок лельчицому ксёндзу два комплекта отличного тёплого белья с начёсом, да ещё и добротные шерстяные носки. Пани Владя была довольна. Поездка удалась.

Возвращалась со своими детьми на машине, груженой сверху большими коробками. Сейчас с юмором вспоминает, какие удивлённые и разочарованные лица были у таможенников, набросившихся на эти коробки с намерением «потрясти барахольщиков». Обыскивали и не верили, что они втроём только это везут.

Смешное тоже пенсионерке вспоминается, не только трудности, ведь много всякого случилось за годы строительства.

С нескрываемой гордостью пани Владя рассказывает, как замечательно праздновали официальное открытие костёла в сентябре 1998 года. Было большое количество гостей: два представителя духовенства из Польши, с г. Пинска Брестской области прибыл архиепископ Казимир Свёнтэк, с разных мест приезжали десять католических священников вместе с активистами своих общин. Конечно же, были и представители официальной власти Лельчицкого района, а так же другие гости. Пани Владя украшала зал цветами, которые в большом количестве приносили люди. Было красиво и радостно.

В стену костёла, под специальную табличку, для этой цели ранее освящённую Папой, в то время – Иоанном Павлом II, заложили капсулу с информацией для будущих поколений (так называемый «камень венгельны»): благодаря кому на земле Белоруссии появился этот прекрасный католический храм. В небольшом списке особо отличившихся, рядом с известными именами представителей католической церкви, записано имя простой малограмотной пенсионерки Римик Владимиры Викторовны.
Католический храм имени Святейшего сердца Иисуса и Богоматери Фатимской
Сейчас в этом чудесном костёле, с 2001 года, живёт и служит уже третий ксёндз – Виталий Мышона. Он из Белоруссии. Службы проводит на трёх языках: белорусском, польском и латинском.

Божий храм, словно её выросший ребёнок, живёт теперь своей самостоятельной жизнью, не нуждаясь в её заботах. И только для детей, внуков, правнуков пани Влади, он навсегда будет «бабтин костёл» и они будут приезжать в него венчаться с других городов, как это сделал внук Игорь – сын её старшей дочери Евы. А я, средняя дочь пани Влади – Зося, иногда думаю, что стала журналистом именно для того, чтобы однажды суметь рассказать людям о главном труде земной жизни моей мамы. О том, какие дела по плечу простой маленькой женщине, если она живёт с Богом в душе. Любой человек силён своей верой. И пример моей мамы показывает: вера творит чудеса!


Возврат на Главную страницу

* * *
Официальный сайт журнала Мансарда
* * *

Журнал «Мансарда» зарегистрирован в Санкт-Петербурге решением горисполкома от 26.11.90, # 979, Свидетельство # 203
Бумажная версия журнала начала выходить с 17/18 октября 1991 года
(а/я 2, Царское Село (Пушкин-1), Санкт-Петербург, Россия, 196600)
* * *
Учредитель, гл. редактор, издатель -- Сергей Машель
Шеф-редактор -- Андрей Федорцов

* * *
Copyright © All Rights Reserved
design by sergei mashel
Hosted at narod.ru
* * *

Яндекс цитирования

Rambler's Top100


Hosted by uCoz